Псевдопсихологические размышления
Я уже как-то писала о том, что мы расстраиваемся, когда ребёнок капризничает не потому, что он в принципе это делает, а чаще всего потому, что это не соответствует нашим ожиданиям или нарушает наши планы. Медленно собирается, выворачивается, плачет и не даёт его одеть - а у мамы день по минутам расписан или она опаздывает на встречу. Не хочет уходить с детской площадки - мама считает, что они уже долго гуляют, что надо идти кушать. И т.д. и т.п. Если расслабиться, не нервничать и не торопиться (в конце концов, с ребёнком нужно всё планировать с запасом времени), в игровой форме, объясняя малышу, что от него хотят, можно всего достичь мирным путём и без потерь.
Малыш имеет свои желания, свои дела, своё представление о расписании. Это не значит, что мама подстраивается под малыша. Просто мама - взрослый человек, который многое может предусмотреть, предугадать. У неё в арсенале много способов, как избежать такой ситуации, такой реакции. Просто не всегда мама думает об этом.
Когда доходит до столкновения интересов, когда мы уже как рак, лебедь и щука тянем в разные стороны, ребёнок чувствует, что его интересы игнорируются. Естественной реакцией на такое поведение становится его крик. Это протест. Он НЕ может по-другому выразить своё несогласие, объяснить, что он хочет.
И вот тут часто возникает желание "свалить с больной головы на здоровую". Когда реагируешь на крик, на плач. А по сути, виноват взрослый, который допустил такой конфликт. Конечно, невозможно исключить все подобные ситуации простым планированием или отвлечением ребёнка.
Будут, конечно, ситуации, когда родители не "виноваты", когда ребёнок будет реагировать на то, что нельзя было предугадать и соломки подстелить. Для себя главные задачи я определила так:
1. Понять истинную причину такого поведения и изменить её, а не последствия (плач, нежелание что-то делать)
2. По возможности не давить временем-своими представлениями на ребёнка, оставляя ему свободу выбора и возможность влиять на ситуацию
3. Принять бурное проявление эмоций у ребёнка и относиться к нему как к естественному и обоснованному, и пытаться научить его справляться с этим и понимать, что с ним происходит.
Как-то так.