Пост про «тревожные звоночки»
Сегодня решила еще написать пост на эту тему именно про психическое развитие. Сразу скажу- я не врач и все «тревожные звоночки» это чисто мое мнение.
Первый и самый наиболее выраженный «звоночек» именно у моего ребёнка- это выраженные стимы. Они были с того момента, как ребёнок научился сидеть и к настоящему времени они стали только более выраженные. У моего ребёнка есть классические «крылышки», прыжки на одном месте, покачивания из стороны в сторону и всё это одновременно и с сильным напряжением в теле.
Стимы бывают разные, это и палец в рот, и покачивания, различные махи руками, моргания, зажимание рта и тд и тп. В общем любое движение, которое повторяется при каких то ситуациях и не в стиле «один раз помахал», а прям на постоянной основе. Так же стимы еще могут сменятся другими, пропадать и появляться.
Следующий «звоночек», который так же был у моего ребёнка- ограниченное количество эмоций. И ограниченное это не в плане того, что ребенок безэмоциональный, нет он очень и очень эмоциональный, даже слишком. Просто не было до двух лет таких эмоций как обида, жалость к кому-то(кроме мамы), не было смеха на какие-то смешные для других ситуации. Вот прям ограничение различных чувств. Из того что было- злость(очень редко) и радость.
Очередной «тревожный звонок» зацикленности или спец интересы. У моего было и то и другое и так же и остается в полной мере. Первая зацикленность появилась уже месяцев в 10. Он очень любил играть с кольцом от пирамидки раскручивая его на полу и наблюдая за ним. Так же эти кольца нравилось вставлять в пирамидку и смотреть как они крутятся. И это не один два раза, а длилась эта игра до 1,5 лет. Конечно со временем появлялись и другие игры, в те же 1,5 года ребёнок собирал уже кучу сортеров на отлично и любил играть в машины, но предпочтение отдавал раскручиванию кольца на полу. Позже появились и другие зацикленности- озвучивание цифр и букв на номерных знаках у машин, в сопровождении стереотипий, называние цветов машин, которые видит, называл марки машин, сейчас перешел к дорожным знакам.
Если повспоминать думаю еще наберется куча зацикленностей, но думаю и этих хватит в посте)
«Тревожные звоночки» после двух лет.
После двух лет как наладили горшок- основная проблема что ребёнок ходит на горшок/туалет только дома. На улице не просится и не просится до сих пор, хотя дома проблем с горшком уже давным давно нет.
Речь у специалистов- ребёнок молчал на все вопросы у специалистов, друзей, бабушек и тд, хотя дома он прекрасно отвечал. Его максимум был показать жестом да или нет. Перебороли мы это только к 2,8 годам и сейчас он уже хорошо отвечает взрослым, но все равно речь с посторонними людьми достаточно ограничена. При том, что дома ребёнок разговаривает фразами из 3-4 слов.
Игры с детьми- тоже есть проблема. Сидит с детьми, улыбается, может попросить игрушку или еще что-то, но принцип совместных игр даже таких простых как догонялки еще не дошел. То есть ребенок играет на своих условиях и как только ему надоело, он просто уходит без излишней коммуникации.(надоедает за минуту)
Тут я описала основные тревожные звоночки, которые были у моего ребёнка.
Так же к основным, но которых не было у моего ребёнка относится указательный жест не по возрасту, отсутствие понимания речи, игнорирование просьб, отсутствие разделенного внимания, эхолалии.
Сюда хотелось бы вставить понятие про естественное течение РАС.
Для обозначения положительной динамики РАС в русскоязычной
среде используется термин «естественное течение аутизма»:
у человека с РАС в раннем возрасте (в 2-3 года) основные и яркие
симптомы аутизма более выражены, а по мере взросления часть из
них нивелируется, сглаживается и видоизменяется.
Один из факторов, улучшающих прогноз течения, является
движение к интеграции со сверстниками.
К сожалению, есть дети с РАС, у которых очень медленная
динамика развития: они медленно приобретают навыки, и условно
к 10 годам им можно дать 3-4 года. Им нужно гораздо больше
помощи и поддержки.
С. Озоль
Лучший ответ