Наталья Павленко
13 лет
Поощрение и наказание
Как эффективно управлять поведением ребенка? Как избежать конфликтов, возникающих на почве отсутствия взаимопонимания?
Чаще всего мы наказываем своих детей из-за непонимания друг друга.
Пример.
…Молодые родители с мальчиком лет трех - четырех едут в купе поезда дальнего следования. Родители заняты обычными делами: папа поглощен чтением детектива, мама с увлечением обсужает с соседкой сюжет последнего телесериала, а мальчик... Он сменил уже несколько занятий. Первое время ребенок с явным интересом слдил за быстро изменяющейся картинкой за окном, безуспешно пытаясь привлечь внимание родителей: "Мама, смотри, какая лошадка!", "Пап, а вон какая речка и пароходик!" и т.д. Но те были заняты своими делами. Постепенно интерес ребенка к происходящему за окном угас, он отвернулся и начал играть с предметами, лежащими на столике. Пачка печенья превратилась в автобус, который двинылся в путь, лавируя между "большими домами" - бутылками и стаканами. Однако юному "водителю" явно не хвотало опыта: стакан со звоном покатился и едва не упал на пол. Это привлекло внимание матери. "Немедленно прекрати, ты же здесь все перебьешб!" - сказала она и вернулась к прерванной беседе. В поисках нового занятия мальчик пощелкал выключателем ночника, затем покрутил регулятор громкости радио. Внезапно купе наполнилось громкими звуками музыки. "Перестань баловаться!" - восклицает мать, а отец, на секунду оторвавшись от книги, укоризненно смотрит на сына. "Хочешь конфетку?" - спрашивает попутчица. Мальчик берет конфету, но есть что-то не очень хочется, ему скучно. Он встает и подходит к двери. "Не смей выходить в коридор!" - строго приказывает мать. Ребенок останавливается и начинает играть с дверью. Мать сразу замечает это. "Какой несносный мальчишка, - жалуется она, - ни минуты покоя!". С трудом открыв дверь, она пускается в погоню за бегущим по коридору сыном. Догнав, хватает за руку и ведет расплакавшегося малыша в купе...
Что произошло?
У матери возникает досада на своего сына (мальчик, будто нарочно мешает родителям; игнорируя все их замечания и придумывая все новые проказы).
У Вас, родители, возникали подобные чувства досады?
Конечно, многие родители встанут на сторону ребенка, т. е. все интересы и желания вполне естественны (заняться интересным, поговорить с родителями, поиграть и т. д. ).
Казалось бы обе стороны правы, и тем не менее конфликт на лицо.
Причины конфликта:
Родители не понимают ребенка, мотивы и потребности поступков детей.
Не принимают во внимание желания и интересы ребенка.
Не умеют воздействовать на ребенка.
Способы воздействия на ребека: наказание, поощрение, диалог,
всевозможные запреты.
Ошибки родителей в воспитании детей (в психологии их называют педагогические просчеты):
1. потакание всем прихотям и катризам ребенка или, наоборот, постоянное ограничение любых детских желаний;
2. предоставление полной свободы или, напротив, ограничение всякой самостоятельности;
3. стремление добиться послушания благодаря наградам и поощрениям или, напротив, использование исключительно угроз и наказаний.
Такие ошибки родители совершают, рассуждая примерно так: «Дела, поступки характеризуют и формируют ребенка. Главное, чтобы он делал то, что от него требуется. И не все ли равно, что его побуждает, когда он выполняет требования взрослого».
Возвратимся к примеру выше. Так, в приведенном выше примере действия мальчика, который самостоятельно находит себе то одно, то др. занятие, воспринимается родителями как помеха, затем как капризы, и наконец, как баловство и прямой вызов их родительскому авторитету.
Активность ребенка с одной стороны, часто оказывается неоцененной услугу взрослым – ребенок сам делает то, чего от него хотят. В этом случае он воспитывается и обучается «сам». Главное необходимо направлять ребенка. Например, предоставлять ему соответствующий (игровой, учебный, художественный и т. п.) материал.
С другой стороны, чаще активность ребенка становиться настоящей преградой на пути обучения и воспитания (то, что предлагает взрослый не привлекает ребенка). Тогда применяется тактика поощрения и наказания (т. е. приходиться стимулировать извне деятельность ребенка).
Главное у ребенка – игра, в основе которой лежит внутренняя мотивация ребенка (т.к. главным действующим лицом является ребенок). Это необходимо учитывать при организации игр ( не только предоставлять игровой материал и сообщать правила игры, но и давать простор инициативе, воображению и созидательному творчеству ребенка ).
Необходима последовательность воспитательных воздействий: поощрений или наказаний (т. к. эти воспитательные санкции могут быть результатом неустойчивости характера родителей, либо расхождение родителей в оценке поступков ребенка (папа ругает, а мама жалеет; один разрешает родитель, а другой запрещает).
Говоря о поощрении, главное не совершить ошибку: « Я тебе куплю то-то, если ты сделаешь это». У ребенка не будет формироваться внутренняя мотивация к деятельности. Ребенок всегда будет требовать от Вас все новые и новые игрушки. Внутренняя мотивация ребенка ослабевает и отходит на второй план, ребенок «переключается» на добывание привлекательных «трофеев», он становится потребителем. И Вы в один прекрасный день станете «банкротом» (взрослый не может создать новые еще более привлекательные поощрения).
Чаще всего мы наказываем своих детей из-за непонимания друг друга.
Пример.
…Молодые родители с мальчиком лет трех - четырех едут в купе поезда дальнего следования. Родители заняты обычными делами: папа поглощен чтением детектива, мама с увлечением обсужает с соседкой сюжет последнего телесериала, а мальчик... Он сменил уже несколько занятий. Первое время ребенок с явным интересом слдил за быстро изменяющейся картинкой за окном, безуспешно пытаясь привлечь внимание родителей: "Мама, смотри, какая лошадка!", "Пап, а вон какая речка и пароходик!" и т.д. Но те были заняты своими делами. Постепенно интерес ребенка к происходящему за окном угас, он отвернулся и начал играть с предметами, лежащими на столике. Пачка печенья превратилась в автобус, который двинылся в путь, лавируя между "большими домами" - бутылками и стаканами. Однако юному "водителю" явно не хвотало опыта: стакан со звоном покатился и едва не упал на пол. Это привлекло внимание матери. "Немедленно прекрати, ты же здесь все перебьешб!" - сказала она и вернулась к прерванной беседе. В поисках нового занятия мальчик пощелкал выключателем ночника, затем покрутил регулятор громкости радио. Внезапно купе наполнилось громкими звуками музыки. "Перестань баловаться!" - восклицает мать, а отец, на секунду оторвавшись от книги, укоризненно смотрит на сына. "Хочешь конфетку?" - спрашивает попутчица. Мальчик берет конфету, но есть что-то не очень хочется, ему скучно. Он встает и подходит к двери. "Не смей выходить в коридор!" - строго приказывает мать. Ребенок останавливается и начинает играть с дверью. Мать сразу замечает это. "Какой несносный мальчишка, - жалуется она, - ни минуты покоя!". С трудом открыв дверь, она пускается в погоню за бегущим по коридору сыном. Догнав, хватает за руку и ведет расплакавшегося малыша в купе...
Что произошло?
У матери возникает досада на своего сына (мальчик, будто нарочно мешает родителям; игнорируя все их замечания и придумывая все новые проказы).
У Вас, родители, возникали подобные чувства досады?
Конечно, многие родители встанут на сторону ребенка, т. е. все интересы и желания вполне естественны (заняться интересным, поговорить с родителями, поиграть и т. д. ).
Казалось бы обе стороны правы, и тем не менее конфликт на лицо.
Причины конфликта:
Родители не понимают ребенка, мотивы и потребности поступков детей.
Не принимают во внимание желания и интересы ребенка.
Не умеют воздействовать на ребенка.
Способы воздействия на ребека: наказание, поощрение, диалог,
всевозможные запреты.
Ошибки родителей в воспитании детей (в психологии их называют педагогические просчеты):
1. потакание всем прихотям и катризам ребенка или, наоборот, постоянное ограничение любых детских желаний;
2. предоставление полной свободы или, напротив, ограничение всякой самостоятельности;
3. стремление добиться послушания благодаря наградам и поощрениям или, напротив, использование исключительно угроз и наказаний.
Такие ошибки родители совершают, рассуждая примерно так: «Дела, поступки характеризуют и формируют ребенка. Главное, чтобы он делал то, что от него требуется. И не все ли равно, что его побуждает, когда он выполняет требования взрослого».
Возвратимся к примеру выше. Так, в приведенном выше примере действия мальчика, который самостоятельно находит себе то одно, то др. занятие, воспринимается родителями как помеха, затем как капризы, и наконец, как баловство и прямой вызов их родительскому авторитету.
Активность ребенка с одной стороны, часто оказывается неоцененной услугу взрослым – ребенок сам делает то, чего от него хотят. В этом случае он воспитывается и обучается «сам». Главное необходимо направлять ребенка. Например, предоставлять ему соответствующий (игровой, учебный, художественный и т. п.) материал.
С другой стороны, чаще активность ребенка становиться настоящей преградой на пути обучения и воспитания (то, что предлагает взрослый не привлекает ребенка). Тогда применяется тактика поощрения и наказания (т. е. приходиться стимулировать извне деятельность ребенка).
Главное у ребенка – игра, в основе которой лежит внутренняя мотивация ребенка (т.к. главным действующим лицом является ребенок). Это необходимо учитывать при организации игр ( не только предоставлять игровой материал и сообщать правила игры, но и давать простор инициативе, воображению и созидательному творчеству ребенка ).
Необходима последовательность воспитательных воздействий: поощрений или наказаний (т. к. эти воспитательные санкции могут быть результатом неустойчивости характера родителей, либо расхождение родителей в оценке поступков ребенка (папа ругает, а мама жалеет; один разрешает родитель, а другой запрещает).
Говоря о поощрении, главное не совершить ошибку: « Я тебе куплю то-то, если ты сделаешь это». У ребенка не будет формироваться внутренняя мотивация к деятельности. Ребенок всегда будет требовать от Вас все новые и новые игрушки. Внутренняя мотивация ребенка ослабевает и отходит на второй план, ребенок «переключается» на добывание привлекательных «трофеев», он становится потребителем. И Вы в один прекрасный день станете «банкротом» (взрослый не может создать новые еще более привлекательные поощрения).