В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ОТДАВАТЬ РЕБЕНКА В КРУЖКИ?
*И еще делюсь с вами, дорогие мамы, интересной статьей. Она меня успокоила в плане "ай-ай, нам уже год и... а мы еще ни на какие кружки не ходим"))))
Любое специальное обучение (не участие в мамином-папином деле, а именно отдельное обучение ребенка) хорошо бы начинать, когда закончится период спонтанного творчества (это к концу дошкольного возраста, то есть хотя бы с 5-6 лет).
В период раннего детства и дошкольного возраста ребенок может придумывать собственные, пусть непонятные взрослым, творческие "произведения": он распевает свои песни на "тарабарском" языке, сочиняет стишки с нестройным ритмом, танцует дикарские танцы просто от избытка энергии, и рисует "каляки-маляки" (часто и на стенах). В этот период лучше позволить ребенку "производить", нежели "повторять".

Для этого возраста вполне достаточно тех действий, которые ребенок предпринимает сам при наличии у него средств самовыражения (родители не "учат рисовать", но предлагают материалы и идеи, не "учат вокалу и постановке голоса", но создают музыкальный фон и поощряют желание петь и т.п.). Любое целенаправленное обучение в этом возрасте лишает ребенка радости первооткрывателя - создать свой собственный танец, песенку, художественный образ.
Не нужно думать, что если ребенок предоставлен в этот период свободному творчеству, потом его нужно будет "переучивать" или он будет хуже своих "раннеразвитых" сверстников усваивать материал. Наоборот, чем больше человек экспериментирует сам, чем больше он познает сам себя и свои возможности, тем лучше потом он будет осваивать предложенную деятельность. То есть, чем больше ребенок будет исследовать данные ему средства ("баловаться" с красками), тем более эффективно он в будущем освоит техническую сторону дела.
Очень многие родители говорят "я сам ничего не умею". Дело в том, что ребенку не столько нужен образец (то есть, вы музицируете-рисуете-танцуете-лепите и т.п.), а стимул и атмосфера. Вам даже не нужно уметь танцевать, нужно только восхищаться смешными подпрыгиваниями двухлетки, которые он выдает за танец. Дальше он будет "развивать" свой танец даже без увиденного образца. Конечно, можно вместе с ребенком смотреть различные танцы, но ему будет достаточно и собственного вдохновения.
Если у ребенка настоящий, стойкий интерес к делу, которое вы не можете дома преподавать, лучше опять-таки дать изучать материалы и инструменты, нежели отдавать на регулярное обучение. Дошкольный возраст - как раз самая главная эпоха креативности, и пусть ребенок максимально использует эти возможности, пусть он еще не знает "как надо", но пробует творить и придумывать. Дайте ребенку насладиться "периодом всемогущества", когда он смело экспериментирует. Не нужно торопить события - время обучения обязательно наступит.
(Советы педагога, психолога Марины Озеровой)