Материалы
ЛогопедияПродолжаем разговор.
Сегодня расскажу про то, что мы используем в занятиях и играх.
Напоминаю, что помимо непосредственно речи мы работаем над развитием памяти, внимания, логики, мелкой моторики и т.п.
Под катом по пунктам. А еще мне надо реанимировать фотик, чтобы с картинками можно было уже писать.
Сортер и рамки. Начинаем с 1 сторона - 1 фигура. Дальше усложняем. Бюджетный вариант: гофрокартон, в верхнем слое которого вырезаем, что нужно, снизу подклеиваем еще один слой, а на вырезанные фигурки крепим зубочистки на пластилин. То же самое можно проделать с коробкой из-под обуви, в крышке которой вырезаем фигурки. Собираем, разбираем, ищем домик для фигурки.
Пирамидки-стаканчики. Любые по своему желанию. Собираем в прямом и обратном порядке, переливаем жидкости или пересыпаем манку/песок. Соотносим по размеру: от большой к маленькой и наоборот. Ищем, какой не хватает и т.п.
Пазлы. Начинаем с простых из двух-трех частей. Постепенно усложняем. Сейчас Алиса сама собирает пазл из 120 кусочков. Сюда же отношу игры типа "Веселая логика" и всякие там "Учись, играя", где нужно подбирать кусочки друг к другу.
Мемори. Я долго искала те, которые подошли бы мне по картинкам. Не нашла. Плюнула и нарисовала сама. У нас 2 набора. Один с картинками (пара для каждой), второй с геометрическими фигурами (каждой фигуры - 5 карточек). Традиционно ищем пары, раскладываем по образцу, ищем начало-конец-середину и т.п.
Лото. Любые на свой вкус. Мы по лото учили буквы, цифры, цвета. Ищем похожу картинку, играем на пару, кто быстрее соберет свое поле и т.п.
Куклы пальчиковые и перчатки. Ролевые и сюжетные игры. Самые простые варианты: клеить глаза, нос и волосы на носок, а пальчиковых вырезать из бумаги. Можно играть в театр. Можно поговорить от имени куклы, что волнует и т.п. Так же можно играть и с игрушками из киндеров, мягкими игрушками и т.п. Алисин хит - чаепитие с игрушками и пикник с ними же.
Крупы и песок. Традиционные гречка, рис, бобовые (горох, нут, маш, фасоль разнообразная), манка, чечевица и т.п. Песок мелкий и крупный, цветной. К слову, рис тоже прекрасно красится пищевыми красителями. Сортируем, рисуем по манке и песку. Рисуем мелким песком. Просеиваем. Кормим игрушки каждую своим кормом, выбирая из общей кучи. Делала рыбок на прищепках: печатала, раскрашивала и приклеивала. Потом "кормили" рыб разными крупами. Шаблон сейчас не найду, но идея понятна. Крупой выкладываем рисунки и дорожки. Украшаем "пироги" и "пирожные" из соленого теста. Делаем аппликации и т.п. Сюда же макароны, из которых тоже можно клеить фигурки, делать"бусы", красить и т.п.
Прищепки. Из картона вырезается шаблон. Прилепливаются ручки-ножки человечкам, плавники и хвост рыбам, лучики солнцу и т.п.
Лепка. Лепим из соленого теста, пластилина разной твердости, глины, самозатвердевающей массы. Глина и соленое тесто нравятся мне больше, из них можно делать, что угодно, потом сушить, потом красить. Можно сразу делать цветное тесто и лепить из него. Пластилин все-таки чаще используем для рисования, но бывает, что лепим. Самозатвердевающая масса - по желанию и настроению. Мне не нравится она в работа и после высыхания. Алисе нравится, поэтому иногда лепим и из нее тоже.
Бумага. Цветная, самоклейка, картон, бархатная, пленка и т.п. Классические аппликации. Иногда я только рисую, она вырезает. Иногда я вырезаю фигурки, она придумывает аппликации. Иногда вообще сама все делает. Разная фактура - разные детали. Сюда же можно добавлять природные материалы: листья, цветы, семена и т.д. Из бумаги можно делать простые и быстрые поделки, пробовать складывать оригами и т.д.
Рисунки. Карандаши, краски (гуашь, акварель, акрил), восковые мелки, обычные мелки, пастель. Фломастеры редко - ими нельзя регулировать силу нажима. Красками рисуем пальцами, штампами и т.п. Рисунки могут быть тематическими, дорисовками по моим, раскраски и т.п. Штампы могут быть промышленные, могут быть сделаны из овощей, фруктов,листьев и т.д.
Кубики и конструкторы. Без комментариев)
На улице. Для игр подойдет, что угодно: камни, палочки, листья, ракушки, цветы. Ищем по заданию, считаем, рассматриваем и т.п. Закапываем в песок, потом играем в раскопки. Я даже делала им отпечатки в гипсе и закапывала в песочницу. Так же можно закапывать любые игрушки и играть в археологов. Рассматриваем бабочек, жуков, птиц, животных. Считаем, сортируем машины по цветам и размерам. Считаем шаги. Хорошо, когда на одном растении представлены несколько возможных вариантов окраски цветка или глубины рассечения листа. Хорошо, когда рядом можно наблюдать несколько видов из одного семейства.
Мусор. "Мама, давай сделаем что-то красивенькое!" - говорит Алиса, когда видит мусор. Из банок можно делать всяких там монстров, воображаемых животных и т.п. Из коробок от сока - кубики. И т.д. Все ограничено фантазией, временем и количеством дополнительных материалов.
Пока все. Вспомню что-то еще, допишу.