Методы биологических исследований
УчебноеЯ поняла, в чем проблема: мы с детьми занимаемся биологией между делом, поэтому для меня сложно систематизировать и выстроить все наши "занятия" в четкую логическую последовательность.
Поэтому сегодня расскажу вкратце о методах биологических исследований вообще.
Как и все гениальное, они просты и доступны всем детям от 2 лет и взрослым.
Основные: наблюдение, описание, анализ и эксперимент.
Наблюдение и описание - в основном полевые исследования.
Анализ и эксперимент - лабораторные, в нашем случае домашние.
Наблюдение в условиях города и около него можно проводить в области ботаники (высшие, низшие и водные растения); зоологии беспозвоночных (насекомое, моллюски, черви); зоология позвоночных (птицы, мелкие грызуны и всякие гады, если повезет, рыбы, если повезет). Все. Крупные позвоночные, за которым наблюдают в основном по следам и экскрементам вряд ли будут интересны детям, да и не маньякам-взрослым тоже.
Наблюдение в буквальном смысле - это посмотреть, послушать, пощупать.
Описание. Опять же в буквальном смысле обсуждаем для ботаники размер, цвет, форму, есть выраженный цветок, какого цвета (околоцветник), какой плод (сухой, влажный, на что похож), какие листья (гладкие, шершавые, опушенные, иголки, форма, рассечение etc), как располагаются, есть колючки, шипы etc, на что похоже соцветие, если оно есть (колос, кисть, корзина, зонтик, щиток), какое оно (простое из одиночных цветов или сложное). Считаем, сколько одинаковых растений встретили по дороге.
Для зоологии размер, форма, количество ног, голова, крылья (есть/нет, видно/нет у жуков, например), звуки, которые издают. Какое на ощупь, что делает, что ест и т.п.
Анализ. У нас обычно одновременно с описанием. На что похоже, чем отличается, как часто встречается. Что чаще, что реже. Где встретили (например, лягушки в основном у водоемов, а мох почти везде).
Эксперимент. В биологии для детей в основном будет связан с растениями и условиями их роста и развития. Это всхожесть семян вообще и в зависимости от условий (полив, температура, свет, почва). Проводящие сосуды растений - белые цветы в воду с пищевыми красителями. Темные фигурки на листы комнатных растений (пятно без окраски на месте приклеенной фигуры через некоторое время). Гниение (Мише сейчас очень нравится наблюдать, что происходит с овощами и фруктами, если оставить их на некоторое время). Растим плесень, мох, дрожжи и т.п.
Фиксация. На данном этапе мы фиксируем только растения в гербарий. Сделали гербарный пресс из фанеры. В пресс закладываем в разворот газеты, между ними еще слой газет, которые меняются в первое время 2-3 раза в день, потом 1 раз в день до полного высыхания растения. В идеале растение должно быть с цветком/соцветием, которое полностью разворачивается лицом к себе, корнем/корневищем и плодами. Мы пока сушим без корня. Можно сушить и в книгах, но таким образом теряется окраска цветка и листьев. Потом приклеиваем на лист с этикеткой, что за растение и где собрали.
Фиксировать насекомых и тем более позвоночных в домашних условиях не рекомендую из-за не самых полезных веществ, которые используются для фиксации. Но при этом насекомых можно собирать в ловушки Барбера, традиционных укосов сачками и т.п.
Все на сегодня. Вопросы в комментарии.