Немного занятий
ЛогопедияЯ тут озадачилась после собрания, на котором нам было заявлено, что мы мало занимаемся с детьми, и надумала упражнений для Алисы.
Вводное слово.
Во-первых, мы все знаем, что речь детей с ОНР несколько беднее, чем у нормально говорящих сверстников. В основном, это касается эпитетов и синонимов.
Во-вторых,не знаю, как у других детей, а у Алисы из литературы, которую мы читаем в невероятных количествах, эпитеты и синонимы массово не переходят в речь: ей нужно проговорить и самой попробовать слово на вкус.
В-третьих, у таких детей страдает описательная сторона речи:они хуже описывают предметы и события.
Поэтому внезапно и родились упражнения, которые мы с ней сейчас делаем. Я, конечно, подозреваю, что где-то и у кого-то про них читала, так что на первооткрывателя не претендую. Но вдруг кому будет полезно. Плюс в том, что они, как и многое другое, что мы делаем с ней не воспринимаются ею как классическое занятие, а делаются между делом, например, когда мы идем домой из садика или едем куда-то на маршрутке.
Остальное под катом.
1. Придумай характеристику для предмета или события.
Сначала можно опираться на наглядный материал (картинки или сами предметы). Позже только на память.
Берем любое слово. Например, помидор, собака, театр, дорога и т.п. из того, что непосредственно окружает ребенка или может быть им встречено на прогулке, музее, выставке и т.п. Прошу ее придумать минимум 3 прилагательных, характеризующих этот предмет.
Примеры:
- помидор круглый, красный, плод, овощ, растет на ветке, можно приготовить салат, добавить в суп и т.п.
- театр здание, красивое, с колоннами, желтый (у нас такой), со сквером, в котором есть бычки, там можно смотреть спектакль.
2. Сравни.
Потом усложняем. Берем уже пару предметов и сравниваем их между собой.
Крайне важно брать не только признаки, по которым отличаются эти пары предметов, но и чем они похожи.
Пример: помидор и огурец.
Помидор красный, а огурец зеленый, помидор гладкий, огурец пупырчатый, помидор и огурец - овощи, у них обоих внутри семечки, они растут на ветке и т.п.
Сначала берем очевидные для сравнения вещи, потом усложняем и переходим к сравнению типа "что общего у ворона и конторки?"
3. Расскажи.
Тут с обязательным наглядным материалом: это могут быть люди, животные, предмет, встреченные на улице; картинки в книжке, из интернета и т.п.
Придумываем историю о заданном персонаже: кто/что он, это живое или неживое, животное, человек, растение, что любит, а что не любит, кем работает, есть дети и т.п. Желательно пробовать придать речи форму связного рассказа.
4. Спектакль.
Этим мы занимаемся достаточно давно, поэтому сейчас она придумывает сюжет без моего участия, а мне потом только показывает и рассказывает.
Бывает, что они "играют" вместе с Мишей. Бывает, что она играет только за игрушек. Не суть.
А суть вот в чем: выбираем от 2 до бесконечности персонажей (алисин рекорд - 5 на данный момент) и придумываем для них сюжетную линию.
Это могут быть гости, занятия в саду или школе, дочки-матери и т.п. Важно дать ребенку самому поучаствовать в развитии и придумывании сюжета.
5. Как сказать другим словом.
Тут мы стараемся придумать синоним. Слова от существительных до наречий.
Пример: медленно - неторопливо - не спеша и т.п. Так же антонимы: холодный - теплый, бежать - стоять, сильно - слабо и т.п.