Как хорошо уметь читать...
Зачем вообще мы читаем книги? С профессиональной литературой все понятно: чтобы быть хорошим специалистом, знания периодически надо обновлять. А художественные книги для чего нужны?
Наш папа, милейший человек, трудоголик и охотник-рыболов (в свободное от работы время), говорит, что незачем читать книгу лишь для того, чтобы выяснить, что люди бывают плохие или хорошие, жизнь - сложная штука, а природа прекрасна и таинственна. Ну не понимает он всех моих восторгов по поводу того, КАК автор такой-то описал, например, весеннее утро, или зимний лес, или детские переживания, или какое-то происшествие с далеко идущими последствиями. Не умиляется, слушая очередной замечательный, по моему мнению, стишок. Зачем читать о природе, если можно на нее посмотреть? Зачем читать о дружбе, если можно встретиться с друзьями? Разных там историй, приключений и эмоций ему и на работе-охоте-рыбалке хватает. Он не обманывает, его жизнь, и правда, насыщена событиями.
Выходит, мне не чем заняться, раз я читаю детские книги? Чтение детям - нормальное явление, естественно, но этим же все не ограничивается. А детям зачем книги? Может, больше о реальной жизни рассказывать, это полезнее и интереснее будет?
Моя подруга, в прошлом - учитель начальных классов школы, нынче - методист отдела образования, расставила приоритеты так: развитие грамотности (зрительная память), обогащение словарного запаса, мораль и что-то там еще. Мораль и грамотность, конечно важны. Но маленький ребенок читать сам еще не может, а мораль присутствует или ясно видна, или имеет однозначное толкование не во всех произведениях. Мне же кажется, что основное - это умение выразить свои мысли и чувства при помощи слов. Предположим, есть история с простым сюжетом, например, таким. Маленькая девочка во время войны (или сразу после) несла дедушке табак и поделилась им с солдатом. Тот в благодарность подарил ей волшебное колечко. Девочка его (колечко, не солдата, конечно) потеряла в снегу и теперь не может спасти дедушку от болезни. Но наступила весна, колечко нашлось, дедушка поправился. Как-то так, или, может немного иначе, но суть не в этом. Суть в том, как все это написано, как переданы чувства девочки, ее радость от подарка, горечь потери, ведь у нее была возможность сделать жизнь лучше, беспокойство о дедушкином здоровье, необычайная красота наступившей весны, счастливый исход. Кажется, что ты присутствуешь рядом, что эта девочка тебе как родная, и ты сопереживаешь и радуешься вместе с ней. Увидеть красоту и чудо в обычных вещах и передать ее читателю - это искусство. Искусство владения родным языком. Именно этому бы мне хотелось научиться самой и научить своих детей. Хотя бы немножечко. И лучшего помощника, чем книга, не найти.
Можно, конечно, и не читать, ведь в жизни и так всего хватает.
Или нельзя? Недавно, кстати, выяснилось, что наш папа в детстве ОЧЕНЬ много читал.