Дверь в сказку
Событийное (околокнижное)Жила-была маленькая девочка, которая очень любила сказки. А какие дети не любят сказки? - спросите вы, и будете совершенно правы. Так что это была самая обыкновенная, ничем не примечательная девочка, зато сказки были совершенно удивительные, полные волшебства и чудес:
с величественными замками, расписными экипажами, золочеными каретами и роскошными нарядами,
с прекрасными принцессами и отважными принцами
Девочка каждый раз замирала глядя на удивительные картины, и сердце сжималось от восторга, волнения, а иногда и от страха.
Но речь сегодня пойдет совсем не о девочке, а о настоящем сказочнике!
Да-да, о художнике, которого по праву можно назвать сказочником или даже волшебником, ведь своими рисунками он рассказывает потрясающие воображение истории;
об иллюстраторе, чьи работы заставили замирать и учащенно биться ни одно маленькое детское сердечко;
о мастере, расположившемся почти под крышей одного из Питерских домов и встречающего своих гостей на пороге чуть смущенной улыбкой.
Второй раз прихожу в гости к Алексею Дмитриевичу Рейпольскому, и все так же дрожат пальцы, путаются мысли и слова.
Длинный темный коридор, уходящий вдаль, по обе его стороны светятся прямоугольные проемы - всего 16 дверей. За ними располагаются мастерские живописцев, графиков и скульпторов. Они общаются между собой, дружат, обмениваются опытом и заходят друг к другу на чай.
И мы тоже зайдем ненадолго.
Мастерская представляет собой одну достаточно просторную комнату и маленький отсек на втором этаже. Все стены увешаны картинами: портретами, пейзажами, этюдами...
В ней поочередно работают сам Алексей Дмитриевич и его сын Иван, унаследовавший от отца талант. Иван - священник, служит настоятелем монастыря в Яблоницах, и увлекается живописью (рисует очень красивые портреты и церковные сюжеты). Алексей Дмитриевич помогает сыну расписывать церкви и монастыри, а иногда выступает в роли натуры для его работ.
Мы с Олей застали Алексея Дмитриевича за работой, он рисовал дачный пейзаж.
Пока мы осматривали мастерскую и фотографировали картины, закипел чайник и Алексей Дмитриевич позвал к столу.
За чаем разговор с разных художественных техник плавно перетек на учителей и коллег, потом на современную живопись.
Рассказывал про своего учителя Таранова Михаила Афанасьевича и его наставников, неповторимых в своей области, - Рудакова, Шиллинговского, Билибина.
Про школу живописи, где во главу ставилось образное рисование, выражение правды ситуации.
«Художник делает иллюстрацию для того, чтобы читатель мог себе зрительно представить то, что написано в книге. Если книга современная, иллюстрации не в такой степени нужны, но если книга старая (100 лет назад, даже 50), костюмы, обстановка - все поменялось. Для того, чтобы лучше понимать то, что написано, конечно, удобнее иметь иллюстрацию".
Алексей Дмитриевич проиллюстрировал более 70 книг (с учетом переизданий), точнее на 70-ой он закончил считать, надоело)) И создал более 150 картин. Работал в разной технике, писал и темперой, и акварелью, и пастелью, и маслом, и гуашью. Успел попробовать себя и в иллюстративной работе, и в иконописи, и в станковой графике, и в живописи.
В иллюстрации больше всего любит работать карандашами, в живописи - масляными красками. Самой сложной и неудобной для работы назвал акварель.
Если есть возможность выбора, то предпочтение отдает литографии, так как при данной технике можно сделать любое нужное количество оттисков с камня и затем раскрасить их акварелью. Такие оттиски (эстампы) затем продаются в музеи, в частные коллекции, ценителям и просто любителям творчества Алексея Дмитриевича.
Показал самую первую проиллюстрированную им книгу:В одном из эпизодов Алексей Дмитриевич изобразил самого автора повестей Василия Лебедева:
Но мало кто знает, что Кая Алексей Дмитриевич рисовал со своего сына, таким был Иван в 14 лет:
Так жаль, что до книги дело не дошло, и это единственная работа к сказке.
Некоторые издательства просят, чтобы на обложку шла работа написанная маслом, в таких случаях необходимо рисовать картину специально для книжной обложки.
А вот и вторая. Узнаете?)
От картин на стенах и альбома с фотографиями с мы перебрались к рассматриванию эстампов: "Кавказские поэмы", "Маскарад", "Золушка".
А ведь у меня и к Синей Бороде есть! Вы уверены, что не хотите взглянуть? - лукаво улыбнулся Алексей Дмитриевич. Пришлось вежливо отказалась, ведь несмотря на то, что маленькая девочка уже давно выросла, некоторые детские страхи продолжают жить где-то в глубине души.
"Кавказские поэмы" выпустило к юбилею Лермонтова изд-во "Снег". Хорошее получилось издание, качественное! Вот только формат совсем маленький, практически карманный, а цена как раз наоборот - многим совсем не по карману.
Глядя на работы, я представила, какая могла бы получиться книга при достойном качестве и увеличенном формате.
Вот так выглядят оттиски до раскрашивания:
Самой запомнившейся своей работой Мастер назвал Маскарад. Рассказывал, что на создание иллюстраций к этому произведению ему потребовалось почти 20 лет.
К сожалению, не передает фотоаппарат ни всей красоты, ни четкости работ, поэтому утащила несколько качественных фотографий из инета:
Следующие три работы - портреты местных ребятишек и хозяйки дома, где останавливался Алексей Дмитриевич в свою поезду в Архангельск.
Выполнены акварелью (без карандаша) на офортной бумаге:
Алексей Дмитриевич оказался очень радушным хозяином, душевным и скромный человеком.
Хотелось расспрашивать дальше и дальше, задержаться хотя бы еще на несколько минут в сказке вдруг ставшей явью.
Алексей Дмитриевич недавно закончил работу над сказками Перро, он должны выйти у Азбуки в серии "Золотые сказки" в начале следующего года.
На вопрос, есть ли книга, которую вы мечтаете проиллюстрировать, Алексей Дмитриевич ответил, что это "Повести Белкина" Пушкина. Он даже уже начал работу, но пока исключительно по собственному порыву. Очень хочется верить, что обязательно найдется издательство, которое заинтересует эта работа!
Нам пора было уже уходить, но так не хотелось.
"А вы еще приходите" - сказал, прощаясь, Алексей Дмитриевич. И сразу отозвалось - придем! Обязательно!
P.S. Сейчас в Петербурге в Лермонтовской библиотеке на Литейном проходит выставка работ Рейпольского к "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (она продлится до 17.10).
А в этот понедельник (12 октября) в 18-00 состоится презентация в рамках открытия "Лермонтовских дней - 2015", где будет присутствовать Алексей Дмитриевич.
Так что есть отличная возможность и выставку посмотреть, и взять автограф!