Родитель-спасатель и эмоциональный отклик
Ребенок познает мир через игру. Об этом многие родители что-то слышали или даже читали.
Некоторые родители задумываются и о том, что ребенок познает мир через эмоциональную реакцию своих родителей. Если что-то происходит, ребенок может сразу кинуть взгляд на своих маму или папу, считывая эмоциональную реакцию, - чтобы оценить опасность ситуации и как к ней относиться.
Что если родитель выступает только в роли наблюдателя-спасателя и комментатора?
Представим такую картину, когда родитель выступает лишь как наблюдатель-спасатель и комментатор. С этой ролью он справляется замечательно. В нужный момент пугается и сообщает об опасности ребенку, ограждает его от гипотетических травм и прочего.
Ребенок лезет на горку, чтобы прокатиться, - родитель-спасатель уже тревожно комментируют: «осторожно, горка высокая, не упади!»Малыш смотрит поезда на платформе, родитель-спасатель в тревоге одергивает, «отойди подальше, а то поезд собьет.»
Ребенок получает ценный опыт и знания того, чего нужно бояться и опасаться. Он активно впитывает эмоциональную реакцию страха и тревоги родителя на те или иные события, явления, предметы, вещи.
Но что, если родитель не выходит из своей роли спасателя и не проявляет эмоций другого спектра на те же самые вещи, явления, предметы?
Например, горка может быть опасна, но как весело с нее кататься!
Поезда могут быть опасны в тех или иных ситуациях, но какие они замечательные, мощные и зрелищные!
Ребенок может не видеть другой реакции, обучаясь лишь одной, - опасаться и бояться. А родителю-спасателю и не интересно что-то иное, кроме опасности и ограждения от нее. Вот, ребенок скатился с горки или поезд уже уехал, а родитель-спасатель уже переключил свое внимание на поиск новых опасностей. Другой спектр эмоций, - радость, удовольствие, восхищение, - не отражаются родителем.
Этот круг закрепляется и у ребенка, - он обучается замечать и чувствовать опасности и страх, а иной спектр эмоций игнорировать. Не удивительно, что дети у таких родителей-спасателей начинают бояться буквально всего, тревожно хватаясь за них.