Наши занятия развитием речи.
Я уже неоднократно писала, что самое больное место у нас сейчас - это речь. Поэтому все усилия в этом месяце были брошены, чтобы как-то структурировать и организовать эти занятия. Вот , что у нас получилось.., может кому пригодится. В следующем месяце постараюсь так же продумать и реализовать второй блок нашей образовательной программы - под кодовым названием "интеллект".
Занимаемся мы речью три раза в неделю через день в одно и то же время - с утра, вот по такому приблизительному плану.
Понедельник, среда, пятница.
Развитие речи.
1) Массаж рук. ( Игры с использованием нестандартного оборудования, автор-составитель Зажигина)
2) Пальчиковые упражнения. ( Игры с пальчиками, Юлия Соколова).
3) Дыхание. Корзинка с дудочками, свистками, перьями.
Физкультминутка (Стихи с движениями, Составитель Л. Маврина ).
4) Альбом Батяевой ( разделила те задания, которые ребёнок выполняет с удовольствием на три части, чтоб не повторяться каждое занятие)
5) Сказка ( по одной в неделю: адаптированный вариант из Батяевой , книжка, театрализация)
Физкультминутка
6) Репродукции картин ( рассматриваем, обсуждаем иногда обыгрываем).
7) Творчество (рисование: краски, пастель, карандаши)
Чтение (по выбору).
А теперь немного подробней. Изначально за основу занятий я взяла альбом Батяевой. Но поскольку ни одно из пособий не может являться универсальным, мне пришлось адаптировать его под ребёнка. Напомню, что основные разделы пособия - это:
Развитие общей моторики, не пошло у нас совершенно;
Дыхательная гимнастика, кроме свечки отказывался что-либо делать ;
Пальчиковые игры, просто вызвавшие у нас какую-то необъяснимую ненависть;
Артикуляционная гимнастика - чуть лучше, с уговорами;
Звуки и звукоподражания я оставила - нравится очень; аналогично голосам животных.
Оставила все задания "повтори" и расскажи историю - работать с картинками очень любит.
Расскажи сказку также оставила ну и остальные игры на логику и т.д. В том числе и те, до которых мы ещё не дошли. Выбранные задания я отметила разноцветными закладками и поделила на три блока по числу занятий в неделю.
Традиционно занятие мы начинаем с массажа ручек, начиная от пальчиков и до локтя. Я уже показывала нашу массажную корзиночку, но благодаря появлению у нас вот этой чудесной книжки, массаж наш видоизменился и стал более разнообразным.
Помимо массажных мячиков, суджок, бигудей, зубной щётки, экспандера, мы теперь используем платочки, коврики, счетные палочки, решетки, бусы, шестигранные карандаши, щётки и ещё много всего интересного. Все игры сопровождаются веселыми стихотворениями и это вдвойне приятно.
Ещё одна книжечка спасла наши пальчиковые упражнения, ребёнок мой, по всей видимости, визуал, и вот эта книжица с яркими иллюстрациями очень помогла. Начали с одного упражнения, ввожу медленно и постепенно, чтоб не спугнуть) возможный успех данного пособия - простота и до боли знакомые с младенчества стишки.
Для дыхательной гимнастики подобрала корзинку игрушек, задания из альбома не понравились совершенно. А дудки, свистульки, перья, свечки идут на ура.
Затем устраиваем физкультминутку и отдыхаем. Нашла также супер книжечку, которая нравится ребёнку, и он все с удовольствием оттуда выполняет. Успехом стали изображения детей, которые активно все делают. По совместительству это наша общая моторика.
Затем выполняем задания из альбома Батяевой. Делаем по три упражнения артикуляционной и далее все, что ребёнку нравится.
Читаем или инсценируем сказку. Конец у нас всегда благополучный. Вот здесь колобка спасла Курочка Ряба . А бабка не забыла положить побольше хрена, перца и горчицы - все это пробуем на зубок.
И снова физкультминутка.
Рассматриваем репродукции картин, обсуждаем, иногда обыгрываем.
Ну и если хватает сил - рисуем.
Карандашом или ручкой с тренажёром обязательно, пастелью , красками. Аппликация и лепка идут у нас в другие дни. Этот нехитрый тренажёр формирует правильный захват. После нескольких попыток, ребёнок держит пишущие принадлежности правильно.
Больше всего меня радует то, что такие занятия требуют минимальной подготовки, а прогресс я наблюдаю от раза к разу. Делитесь своими идеями) чувствую, что все идёт к тому, что мы скоро разговоримся)