Попытки писать
филология+педагогикаОчень люблю читать Д.С. Лихачева. Это удивительно, но его научные статьи читаются почти также легко, как хорошая художественная литература. В чем секрет? А все секреты он раскрывает в своих автобиографических записях. Для меня это было открытием, и с тех пор я учу своих учеников писать тексты, опираясь на его методику.
Вот почитайте.
В моем школьном образовании был один очень существенный недостаток: мы не писали классных работ и не делали домашних заданий...
В общем, когда я появился в университете, я с трудом мог в письменной форме изложить свои мысли. Особенно не удавались мне переходы от предложения к предложению. Было такое впечатление, что каждое предложение живет самостоятельно. Логическое повествование не складывалось. Фразу трудно было прочесть вслух…
И вот сразу же после окончания университета я решил учиться писать, и систему придумал сам.
Во-первых, чтобы язык мой был богатым, я читал книги, хорошо написанные, с моей точки зрения, написанные хорошей прозой - научной, искусствоведческой, и делал из них выписки - главным образом фразеологические обороты, отдельные слова, выражения, образы и т.д.
Во-вторых, я решил писать каждый день, как классные сочинения, и писать особым образом. Этот особый образ я назвал «без отрыва пера от бумаги», то есть не останавливаясь. Я решил (и решил правильно), что главный источник богатой письменной речи - речь устная. Поэтому я старался записывать свою собственную, внутреннюю устную речь, старался догнать пером внутренний монолог, обращенный к конкретному читателю - адресату письма или просто читателю. И как-то быстро стало получаться. Работая корректором, я вел записные книжки, куда записывал особенно точно выраженные мысли.
Впоследствии, когда я поступил в Институт русской литературы, мне было поручено написать главу о литературе XI-XIII вв. Далось мне это очень нелегко… Я переписывал текст от руки не менее десяти раз. Правил и переписывал, правил и переписывал, а когда уже всё казалось хорошо, я всё же снова садился переписывать, и в процессе переписки рождались те или иные улучшения. Я читал текст вслух и про себя, отрывками и целиком, проверял логичность изложения в целом. Когда на конференции я читал свой текст, то чтение имело большой успех, и с этого момента меня охотно стали приглашать участвовать в разных изданиях…
Д.С. Лихачёв