Как рассказать детям о добре? Личный опыт психотерапевта.
СемейноеСегодня изучали с младшим Толей проявления добра в сказках и в реальной жизни.
Тема была связана с таким понятием как совесть. После небольшого вводного текста со сказками и жизненными примерами. я попросил вспомнить сына случай из жизни, когда он обманул кого то, а потом признался. Спросил какие чувства он при этом испытывал, что произошло с ним, когда он нам рассказал о своем обмане.
Ребенок вспомнил случай, когда в наше отсутствие старший брат своровал деньги, накупил "химических" сладостей (копеечные конфеты, пряники), наличие которых мы не приветствуем в нашем рационе, и они вместе их съели. Разумеется, Миша попросил ( или, возможно, потребовал), чтобы младшие молчали и ничего не рассказывали мне и жене.
Когда мы приехали и увидели, что Миша ведет себя "не так", то разумеется поинтересовались у младших, не покупали ли они чего то в наше отсутствие, не спросив нас.
Младший Толик сначала отнекивался, но затем признался, что таки да, инцидент непослушания имел место быть.
Случай хороший, но не однозначный, не хрестоматийный. Тут не просто связка - "обманул, стало плохо - раскаялся - получил облегчение" как у Гиппенрейтер..
Дети в многодетной семье - это своеобразная команда, в которой есть свои правила, порядки, взаимовыручка. Часто эти правила могут быть направлены и на противодействие нам, взрослым, так как мы и они - это два разных мира.
Тот же старший Миша часто бывает нам опорой по быту, помогает и регулирует поведение младших, играет с ними, обладает вполне полезным авторитетом.
И маленький Толик, судя по его невербальным реакциям, испытывал противоречивые чувства.
С одной стороны, его личная совесть "скребла на душе", так как обманывать - это плохо, он совершил проступок и надо в этом сознаться..
С другой стороны, та же совесть по отношению к коллективу говорила ему, что стоит прикрыть старшего брата, чтобы тот избежал такой неприятной вещи как наказание. Эта способность в будущем может дать ему навык быть командным игроком.
Пол Экман, известный исследователь лжи, в книге "Лгуны или Фантазеры?" рассказывал про похожий случай с его детьми.
Его восьмилетняя дочь по семейным правилам должна была ложиться спать в 22 00. Один раз они так же уехали до поздна, но когда на следующий день он прямо спросил детей насчет соблюдения дисциплины, он выявил у обоих невербальные признаки лжи.
Брат сказал, что сестра легла вовремя, но при этом у девочки были все признаки недосыпа.
Он не стал допытываться до правды, так как все же увидел в данном случае аспекты взаимовыручки и поддержки друг друга.
Что в данном случае может быть бОльшим добром? Вопрос остается открытым и решать его вам.
Возможно, стоит сделать некую градацию вариантов лжи по степени опасности и объяснить детям, что если кто -то в их коллективе подвергает себя и других настоящей опасности или портит чужое имущество - то необходимо об этом сказать, так как в данном случае может стать плохо всем.
Например, если играть с газом - может возникнуть пожар и все могут погибнуть. Если кто-то в отсутствии родителей привел своих знакомых - дом могут обворовать и нанести ущерб всей семье.
В иных случаях, не имеющих фатальных последствий, можно и прикрыть глаза, не выводя шалопаев на чистую воду, и не рушить их командный дух, но в будущем, путем внушения и поощрения противоположных по значению поступков повлиять на их поведение.
Таким образом,мы устраняем развитие конфликта между индивидуальностью и коллективом, выделяем главное и даем возможность ребенку самому справиться с менее важными для безопасности семьи моментами его жизни самостоятельно, и, соответственно, расширяем его карту мира.
Второй момент, который необходимо учесть - не размениваться по мелочам.
Правила, устанавливаемые в семье должны охватывать только самые важные аспекты жизнедеятельности маленького коллектива. Не стоит регламентировать самые мелкие, незначительные варианты поведения, которые нарушают личное пространство его членов и вынуждают этот самый регламент нарушать.
Таким образом, мы не укрепляем дисциплину, а взращиваем лицемерие и учим следующее поколение играть в подковерные игры.
Ну и не забываем про личный пример. Воспитание детей на 80% проводится через невербальные каналы восприятия, которые они с большим успехом используют, копируя наше поведение, воспринимая наши убеждения и перенимая наши способности и способ адаптации к окружающей действительности.
Алексей Анатольевич Криничный, специалист по психокоррекции личности, «НЛП Практик» Института современного НЛП ЮГ, сертифицированный специалист по модулю «Психокоррекции здоровья» Института инновационных психотехнологий Сергея Ковалева, практик энергомассажа.