Ценные мысли великого педагога
ВоспитаниеСмотрела сегодня интервью с Шалвой Александровичем Амонашвили.
Педагог высшей категории, в 60-70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового педагогического направления, которое обрело известность под названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе».
Хочу поделиться мыслями, которые у меня родились во время просмотра.
Человек не может быть успешен в своей взрослой жизни, если он всего боится. А эти страхи во многом рождает школа.
Школа авторитарна, властна. Действующий механизм управления в ней - принуждение. Дети ничего не выбирают. Учителя давят отметками, требованиями, контрольными. Действует метод "кнута и пряника".
Шпаргалки, списывание - это формы защиты. А чего боятся дети? Нарушения общения со взрослыми. Они боятся реакции родителей. Потому что многие родители относятся к ребенку и воспринимают его в соответствии с его отметками в школе. На этом, кстати, построена и иерархия в самой школе, формируется и отношение одноклассников и учителей к ребенку.
Сейчас стали говорить о том, что нужно реализовывать в школе Личностную ориентированность. Но в этой системе это невозможно сделать, она изначально построена совсем на других постулатах. И это личностное ориентирование - мертворожденный продукт, который будет искусственно прививаться.
Шалва Александрович говорил только про школу, а я думаю, что и к детским садам это все тоже относится. То же принуждение и та же система.
Мне очень грустно, когда мамы, выступающие за сад говорят о социализации ребенка. Конечно, некоторая социализация, как адаптация к системе, происходит, но сколько побочных эффектов!
Я смотрю на своего сына - домашнего ребенка. Признаюсь, на заре моего материнства у меня тоже были страхи относительно того, а хватит ли ему общения, если он не будет постоянно посещать детский коллектив. Потом я переживала (где-то с двух до трех его лет), что другие дети ему не особенно нужны, что ему интереснее общаться со взрослыми.
Сейчас я смотрю как мой сын легко заводит знакомства на детской площадке, увлекает других детей играть с ним (и может быть настойчивым, если они теряются и сами не включаются в игру). Когда он говорит: "Я хочу покататься на беговеле той девочки - нужно поменяться!" Подходит к дедушке девочки и предлагает: "Хотите поиграть в мою летающую тарелку?" И думаю: "И какой социализации мне еще надо?" Я, садовский ребенок с годовалого возраста, травмированный в свое время этой самой Системой, не могла так запросто общаться с детьми и взрослыми, мне пришлось многому учиться сознательно, уже будучи взрослой.
Самое главное - не нарушить того, что в нем заложено природой, дать максимально полно развиться в безопасных условиях - думаю я, после таких своих наблюдений.
Еще один важный момент в этом интервью для меня (который я сама сформулировала не так давно для себя, а сейчас вижу подтверждение своим мыслям).
Не надо бояться, что дети научатся чему-то плохому, попадут в плохую компанию, разовьют не одобряемые обществом привычки и качества характера.
Нужно заботиться о воспитании себя и об атмосфере в семье. Не чему учить ребенка, а как жить самим. Пусть правильная среда вашей семьи сама учит его.
И нужно сосредоточиться на том, чтобы заложить в ребенка хорошее и правильное (с нашей точки зрения), тогда плохое к нему просто не прилипнет. Шалва Александрович приводит пример про гаджеты и чтение - "читайте ребенку образно, с выражением, прививайте вкус к хорошим книгам и он будет защищен от агрессивных нападок со стороны окружающей среды."
Конечно, это не все ценные мысли из этого интервью - посмотрите, оно того стоит!