Метафора
Метафора идет из той же глубины веков, что и поэзия. Она лежит в основании старейших поэтических текстов - заклинаний. Она - и в основе пословиц, поговорок, загадок - этих самых древних из ныне существующих видов народного творчества.
Метафорой в широком понимании считают любое слово или выражение, употребленное в переносном смысле: часы бегут, время летит, угрызение совести или ее пробуждение и т. п.
Такие метафоры, обыденные для нашей речи, относятся к явлениям общенародного языка, а не художественной образности, если, конечно, в системе поэтического текста они не приобретают иных смысловых оттенков.
Рождение поэтической метафоры картинно показано в бунинских строках о бедуине:
И он дремотно ноет, воспевая
Зной, олеандр, герань и тамарикс.
Сидит как ястреб. Пегая абая
Сползает с плеч... Поэт, разбойник, гикс!
Вон закурил - и рад, что с тонким дымом
Сравнит в стихах вершины за Сиддимом.
«Слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство»,- писал Аристотель.
Принцип сходства, заложенный в метафоре, характерен в той или иной форме для всех поэтических тропов. Поэтому художественную речь, насыщенную тропами, называют метафорической. Из русских поэтов метафорический стиль присущ в высокой мере Державину, Лермонтову, Фету, Маяковскому, а из прозаиков тут прежде других следует назвать Гоголя:
«Изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых сыплются над пестрыми огородами, осеняемые статными подсолнечниками. Серые стога сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по его неизмеримости. Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш; его чистое зеркало - река в зеленых, гордо поднятых рамах... Как полна сладострастия и неги малороссийская ночь!»
Собственно метафора - это троп художественной речи, который возникает из подразумеваемого сравнения предметов, явлений, действий.
Подробнее читайте по этому адресу: