Как все начинается: развитие речи от 0 до года
развитие речиРечь - это не врожденная способность человека. Речь формируется постепенно под воздействием различных факторов. Здесь важно ВСЁ: и зрелость коры головного мозга, и нормальное функционирование органов чувств (зрение, слух и пр.), и психофизическое состояние здоровья ребенка, и благоприятная речевая среда и многое другое. Очень важно представлять основные закономерности доречевого и речевого развития. Речь начинает развиваться с первых дней жизни малыша и проходит несколько стадий.
Первая стадия, длящаяся от рождения до 8 недель, характеризуется криком, который носит рефлекторный характер и сопровождает какие-либо дискомфортные состояния (голод, мокрые пеленки…) и соматические реакции ребенка. Оценка крика имеет важное диагностическое значение. У здорового малыша крик громкий, чистый, с коротким вдохом и продолжительным выдохом. У детей с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС) крик может быть пронзительным или очень тихим, в виде отдельных всхлипываний или может отсутствовать вообще.
Вторая стадия (2-5 месяцев) характеризуется качественным изменением крика, появлением гуления и смеха. Крик становится более интонированным, видоизменяется в зависимости от состояния ребенка. Теперь крик – это звук общения. Ребенок по-разному «сообщает» маме о своих потребностях (у детей же с органическим поражением ЦНС крик остается однообразным). У ребенка появляется улыбка и активное гуление, как ответ на эмоциональное общение с окружающими взрослыми («комплекс оживления»). Гуление – очень важный этап в развитии речи, который представляет собой певучее произнесение цепочек гласных звуков, а позже и некоторых согласных. Гуление - это своеобразная тренировка речевого дыхания, подготовка речевого аппарата к произношению звуков, этап становления интонационной системы языка. Малыш учится улавливать интонацию взрослого (ласковый тон или же сердитый голос) и еще не понимая смысла обращенной речи реагирует именно на интонацию взрослого. Общение ребенка и взрослого в этот период строится на эмоциональной основе. Недостаточный эмоциональный контакт негативно влияет на развитие речи ребенка. Симптомами риска возникновения речевых нарушений могут служить отсутствие или недостаточность интонационной выразительности крика и гуления; однообразные, редкие звуки; отсутствие «комплекса оживления».
___________________
Статья подготовлена по материалам Клуба по раннему развитию
Хотите читать новые материалы по развитию и воспитанию детей у себя в ленте? Добавляйте нас в друзья.