Развитие памяти у ребенка — упражнения. Чтобы не потерять)
Кажется, ещё совсем недавно вы с гордостью несли из роддома крошечный сверток, из которого раздавался тихий детский плач, а рядом не менее гордо шагал новоиспеченный отец, то и дело пытающийся спрятать мужскую слезинку. И вам казалось, что впереди так много времени для того, чтобы дать своему малышу все те знания, которые пригодятся ему в будущем. И вот он уже совсем большой, умеет довольно бойко говорить и любит слушать стихи и песни. Но – вот беда – сам запомнить несложные слова не может. Наверняка это огорчает вас, да и ваше чадо тоже. Статья «Развитие памяти у ребенка: упражнения» поможет вам справиться с этой бедой с помощью интересных игр, вследствие которых память малыша будет стремительно развиваться, давая старт такому же «памятливому» будущему.
Заниматься развитием памяти ребенка упражнениями и всяческими играми можно начать сразу, как только вы заметите, что малыш уже достаточно развит для того, чтобы производить хотя бы несложные логические операции с несколькими понятиями сразу, когда он пытается продумать свои действия наперед, зная, как он поступит в случае возникновения той или иной ситуации. Причем это касается абсолютно любого процесса: начиная от еды («Если Лиля будет кушать неаккуратно – Лиля запачкается и ей придется стирать платьице»), и заканчивая чтением, когда ребенку нужно не забыть первый буквы сложного слова, прежде чем он прочтет последние. Да и если ребенок решил пересчитать: все ли вещи он взял в детский садик, нужно уметь не запутаться в середине счета, чтобы не начинать его заново. Да и во взрослой жизни хорошая память просто необходима – вот поставит мама молоко, а ребенку нужно не забыть его выключить, когда закипит. Или дверь закрыть, выходя из квартиры.
Развитие памяти у малыша – дело тонкое и обязательное, которым нужно всерьез заниматься и родителям, и педагогам в детском саду. Конечно, процесс этот достаточно ответственный и сложный – однако, в жизни у ребенка он обязан иметь место быть, так как от него во многом зависит состояние памяти уже взрослой, сформировавшейся личности.
Мы хотим рассказать вам, какие упражнения помогут в развитии памяти у ребенка. Условно их можно поделить на разные уровни сложности. Вы сами сможете определить, какой уровень нужен вашему малышу именно сейчас. Когда вы заметите, что упражнения уже неинтересны ребенку и он щелкает их, как орехи – усложняйте задачи, пусть память постепенно тренируется.
Упражнения первого уровня сложности
Приступать к занятиям можно уже тогда, когда ваш малыш уже определенно знает все о том, что предметы – постоянны, что если прикрыть мишку одеялом – игрушка оттуда никуда не денется. Конечно, ребенок так же должен знать сами игрушки, так сказать, в лицо, чтобы не возникало путаницы во время занятий. Ведь если вы попросите кроху найти зайчика, а он радостно достанет из коробки собачку – значит, его уровень подготовки не соответствует требуемому, поэтому занятия по развитию памяти нужно отложить и заняться иным развитием.
Упражнение первое: игрушки
Покажите ребенку две маленьких игрушки, с которыми он знаком не понаслышке и любит с ними играть. Спрячьте их под две большие перевернутые кружки, не таясь при этом от ребенка – пусть попробует найти ту игрушку, которую вы у него попросите. Это же упражнение можно существенно облегчить, если зажать игрушки в кулаки и осуществить ту же просьбу.
Упражнение второе: карточки
Когда ребенок научится безошибочно переворачивать стаканы и открывать ваши ладошки – попробуйте использовать в этом занятии не сами игрушки, а карточки. То есть, возьмите два плоских изображения каких-нибудь животных (для простоты), названия которых ваш ребенок уже давно выучил. Прежде чем что-то делать, ещё раз укажите пальцем малышу на каждую карточку, сопровождая жест названием животного. Теперь переверните картинки и задайте малышу простой вопрос: «А где слоник?». Ребенок должен вспомнить, на какой карточке был изображен слон, и перевернуть её (или указать вам именно на этот рисунок).
Упражнения второго уровня сложности
Приступать к этому комплексу упражнений можно сразу же после того, как ваш малыш научится безошибочно угадывать – что же за игрушки или картинки (в количестве двух штук) вы спрятали в кулаке или перевернули. Суть упражнений не отличается от первых, меняется лишь количество объектов.
Упражнение первое: игрушки и карточки
Во время выполнения этого упражнения малыш обязательно должен видеть ваши манипуляции. Возьмите три небольшие игрушки (пока что не следует брать однотипные: три машинки или три рыбки, возьмите три абсолютно разных предмета) и, как в первом комплексе занятий, положите их под перевернутые стаканы. Спросите малыша: «А где мама спрятала машину?», дождитесь, пока малыш вспомнит, где же вы спрятали эту игрушку, перевернет нужный сосуд и обязательно произведет нужное действие с находкой (то есть, если это машинка – пусть покажет, как она ездит). Не убирайте машинку «с поля», просто накройте её снова и спросите о месте нахождения уже другой игрушки, например: «А где мама спрятала тигренка?». Ребенок должен не ошибиться в выборе и не перевернуть тот же стакан, который доселе скрывал машину.
Когда малыш научится справляться с этим, перейдите к занятиям с карточками. Вы можете использовать картинки с разными изображениями – не обязательно только животных. Подойдут и те, которые описывают предметы быта или мебель, фрукты и овощи – то, что ребенку знакомо с самого детства. Когда ваш ребенок угадывает, где какое изображение скрыто, не забывайте похвалить и подбодрить его – дайте малышу стимул играть в эти игры дальше.
Упражнение два: всё наоборот
Исходный материал для выполнения этого упражнение такой же, как и во всех предыдущих – несколько карточек. Но, учитывая, что это занятие ребенку будет в новинку, возьмите сначала два изображения. Покажите их вашему крохе и переверните «рубашкой». Теперь вы должны просто указать пальцем на карточку и спросить: «А что мама спрятала здесь?», а малыш должен напрячь память и вспомнить – что же там изображено. Если ребенок ещё не знает слов, он может использовать специфические жесты или, например, издавать звуки, как то животное, которое спрятано на карточке. Конечно, и это занятие требует базовых знаний у малыша: какие животные бывают и что они «говорят».
Упражнение три: маленький исследователь
Ваш малыш уже наверняка вовсю путешествует по квартире в поисках чего-то новенького. По идее, он должен знать, в какой комнате можно найти тот или иной предмет. Вам предстоит проверить его знания. Попросите малыша принести из комнаты зонтик. Если малыш готов к такого рода занятиям, то он с легкостью поймет вашу просьбу, отправится туда, где он когда-то видел зонтик – и принесет вам его. На зонте останавливаться не обязательно – каждый раз просите кроху принести вам что-то другое, новое.
Упражнение четыре: маленький хозяин
Когда вы выполняете домашние обязанности – обязательно привлекайте к этому и своего малыша. Пускай помогает вам с уборкой и готовкой, ведь у него уже достаточно сил и ловкости, чтобы выполнить то или иное несложное поручение. Если же вы попросили малыша подмести, а он не делает этого - попробуйте подмести вместе с ним. Такие занятия способствуют развитию как памяти, так и речи крохи – что тоже немаловажно. Во время уборки почаще обращайте внимание малыша на мелкие детали процесса, окрашенные эмоционально. Увидев под раковиной воду, воскликните: «Ой, смотри, лужа!», а поднимая увесистый пакет с мукой, вздохните утомленно: «Тяжело!».
Упражнения третьего уровня сложности
Упражнения этой группы подразумевают наличие у ребенка способностей оперировать несколькими предметами и прогнозировать хотя бы два действия наперед одновременно. Кроме того, его речь должна быть достаточно сформированной – малыш должен понимать каждое слово, которое вы произносите, по отдельности.
Упражнение один: длительный разговор
Вам следует постепенно отходить от привычки разговаривать с ребенком с помощью коротких фраз. Чем длиннее предложение, тем лучше работает мозг ребенка, особенно если, например, просить его выполнить несколько действия сразу. Отправьте малыша в детскую комнату с просьбой принести вам мишку и собачку. Или какой-либо предмет, но не называя его, а объясняя ребенку его основные характеристики. Это нужно для того, чтобы кроха подумал: какой же предмет в доме соответствует вашему описанию. «Загадывая» вещи, которые вы просите принести своего малыша, не руководствуйтесь логикой. Можно предлагать ему такие условия, которых он никак не ожидает. Например, принести за один раз вилку и правый носок. Не пытайтесь облегчить ребенку задачу, повторяйте свою просьбу, какой бы длинной она не была, целиком, а если малыш не понял или не запомнил её – терпеливо повторяйте, опять же, не дробя на куски. Если кроха уже умеет разговаривать – попросите его продублировать вашу просьбу, прежде чем исполнить её.
Упражнение два: играем в куклы
Разыграйте сценку: две куклы (можно взять две другие игрушки) — большая и маленькая – сели за столик пообедать. Предложите малышу помочь куклам покушать, пусть он подаст большой кукле тарелочку, а маленькой – чашку и ложку. И наоборот.
Упражнение три: неожиданные действия
Предложите малышу весьма неожиданное решение, набор таких действия, к сочетанию которых он не привык. Усадите за стол большую куклу и плюшевого зайца, а перед ними положите вилку и расческу. Попросите малыша, чтобы он причесал зайку вилочкой, а куклу покормил с помощью расчески.
Упражнение четыре: запоздалая реакция
Это упражнение направлено на то, чтобы внимание малыша было сконцентрировано на чем-то одном продолжительное время. Например, если малыш попросил вас налить ему стаканчик воды – не спешите бросаться к бутылке. Попросите его подождать – скажите, что сначала вам нужно подмести, а потом уже вы выполните его просьбу. Таким образом, происходит развитие памяти ребенка – он терпеливо ждет, пока вы уберете, чтобы налить ему воды – внимание концентрируется на одном действии, сроки выполнения которого не сжаты максимально. Однако не переусердствуйте – идти смотреть сериал вместо того, чтобы помочь ребенку, не нужно – так как малыш ещё не способен так долго хранить информацию. Ограничьтесь парой минут – а потом можете постепенно увеличивать временной интервал.
Упражнение пять: рисуем и разговариваем
Ваш ребенок уже наверняка познакомился с ручками, карандашами, фломастерами или красками, и он с удовольствием обрисовывает страницы своего первого альбома. Предложите ему «выпустить совместно» книжечку, в которой ребенок описал бы свой обычный день и привычные занятия. После того, как картинки готовы – задайте малышу вопросы о том, чем он занят на этом рисунке, нравится ли ему это делать? Попытайтесь получить от него как можно больше подробностей о каждом действии.
Упражнение шесть: самодельный кукольный театр
Помните, как часто в детстве мама читала вам сказки «Репка», «Колобок» или «Теремок», и ведь неспроста! Все эти сказки имеют в своей структуре повторяемые цепочки событий, в которых меняются только персонажи. Вот и разыграйте с малышом любую из этих историй, использовав либо тематические игрушки, либо самодельные картинки.
Упражнение семь: ребенок и мир вокруг
Не думайте, что если малыш научился понемногу развлекать себя сам, ваше участие в забавах ему уже не нужно. Как раз игры и являются основным «китом» развития и памяти, и ассоциативного мышления крохи – поэтому устраивайте ситуативные игры как можно чаще. Ведь вам ничего не стоит дома разыграть сценку похода в поликлинику или, например, в детский сад. Наполняйте вашу игру подробностями и деталями, пусть малыш пытается продумать дальнейшие шаги и ваших, и его действий – выпустите на волю его развивающееся воображение! Позже такие вот игры станут базой для его собственных забав.
Упражнение восемь: малыш и быт
Попробуйте подключать своего малыша к абсолютно любой работе, которой занимаются члены вашей семьи. Он должен будет освоить все эти рабочие моменты и навыки, которые станут отличным базовым подспорьем для взрослой жизни. Особенно хорошо этим заниматься тогда, когда вы сами заметили, что ребенок хочет копировать вас и ваши действия, подражает взрослым. Допустим, вы варите обед – тогда можно попросить малыша достать из шкафчика большую кастрюлю для первого и поставить её на накрытый стол. А если вы нарезаете хлеб или помидоры, дайте крохе легкий и неострый одноразовый ножичек из пластмассы – пусть поможет вам. Пока вы моете полы, попросите малыша взять тряпочку и вытереть пыль, или вырвать сорняки на огороде, пока вы будете поливать овощи.
Упражнения четвертого уровня сложности
Ваш малыш неумолимо растет и взрослеет на глазах, вы замечаете, что ему уже скучно выполнять упражнения третей сложности – самое время переходить к самым трудным занятиям для малышей.
Упражнение один: оперируем разными характеристиками предметов
Для проведения этого занятия вам понадобятся несколько однотипных предметов, которые при этом имеют разные характеристики. Например, возьмите большую, среднюю и маленькую тарелки, куколок разного размера и карточки, на которых нарисованы разные фрукты.
Теперь разложите возле малыша всех куколок и тарелки и попросите его выполнить какое-нибудь действие относительно этих предметов. Например, скажите ему: «Возьми среднюю тарелку и дай её самой маленькой куколке». И так далее. Вариаций, как вы сами понимаете, много. Теперь выложите перед крохой карточки с изображением фруктов (в принципе, можно взять и настоящие фрукты) и попросите воспроизвести действия с ними. Скажите ребенку: «Дай, пожалуйста, большой кукле один апельсин и три банана, а маленькой – один банан и два яблока». Или так: «Положи в маленькую тарелочку лимончик, апельсин и яблоко, а в большую – два банана и лимончик». Повторяйте порядок действий и условие задания каждый раз целиком, не разбивайте его на отдельные, более запоминающиеся, части. Если же ребенок не понял или не исполняет вашу просьбу – не поленитесь повторить её ещё раз.
Упражнение два: сложная инструкция
Схожее упражнение было в комплексе занятий третьего уровня сложности. Как вы понимаете, теперь его нужно будет усложнить. Вы должны формулировать для малыша длинные просьбы, где фигурируют от трех предметов и выше, и в которых присутствует несколько действий, что нужно совершить в определенной последовательности. Например, в одном предложении может быть побуждение к выполнению трех несложных действий за раз или просьба принести абсолютно разные предметы, не называя их, а просто давая малышу их основные приметы или характеристики. Но ваш кроха уже неплохо осведомлен в устройстве мира, в котором он живет, поэтому банальные и повседневные ситуации, с алгоритмом которых малыш знаком хорошо, придется оставить позади. Попытайтесь озадачить малыша такой просьбой, которую он никогда доселе не слышал. К примеру, скажите ему так: «Возьми в ванной расческу, а в кухне тарелку и положи их в мою шапку», или так: «Подай мне, пожалуйста, вилку и папины черные брюки». Опять же, повторять каждую просьбу следует каждый раз снова и снова целиком, не расчленяя на короткие фразы.
Упражнение три: вспоминаем и придумываем
Почаще задавайте своему ребенку вопросы о том, как прошел его вчерашний день, чем он занимался, и каким делам он хочет посвятить свой завтрашний день. Попытайтесь выяснить подробности. Если малыш говорит, что завтра он пойдет гулять, спросите его – какую одежду он хочет одеть. Задавайте наводящие вопросы, пытайтесь выведать всё: начиная от цвета футболки и заканчивая носочками.
Упражнение четыре: ролевые игры с сюжетной линией
Занятиям такого вида вы просто обязаны уделять как можно больше внимания, ведь сюжетные ролевые игры разовьют и память, и фантазию малыша, его ассоциативное мышление. Разыгрывайте жизненные сценки во время игры, попытайтесь сделать так, чтобы забава включала в себя максимум подробностей. К примеру, к кукле Маше пришла кукла Саша в гости, и принесла с собой вкусный тортик. А Маша забыла приготовить чай. Спросите у ребенка – как же нужно заваривать чай? Кроме того, не забывайте об эмоциональном выражении чувств в игре, проецируя их на кукол или плюшевых зайчиков. Объясните малышу, что куколки тоже умеют радоваться и обижаться, сердиться и веселиться. Вот кукла Маша просит, чтобы ей купили сладкую вату – а мама не разрешает, поэтому маленькая Маша плачет и обижается. Или мама укладывает Машу спать, в то время как Маша ещё хочет поиграть. Малышка капризничает. Малыш должен уметь назвать и распознать эти чувства.
Упражнение пять: маленькие хозяева
Приобщайте ребенка к любым делам по хозяйству. Причем обязательно ваши просьбы должны состоять из нескольких последовательных действий, которые должен будет запомнить малыш. К примеру, попросите его собрать все его игрушки и аккуратно сложить в ящик, или сходить за лейкой и обойти все комнаты в доме, поливая цветочки.
Эти простые упражнения помогут вам развивать память малыша, ему
будет гораздо проще учиться и запоминать стишки, счет, читать и писать.
Не ленитесь и обязательно играйте с малышом, обеспечивая ему
беспроигрышный билет в светлое будущее.
http://www.darvoza.uz/1601/razvitie-pamyati-u-rebenka-uprazhneniya/