елена
8 лет
о разных разностях
решила написать о том какие у меня разные дети и разный подход к ним.
дети все разные, не найдете двух одинаковых. Мой старший упертый, принципиальный и даже сейчас уже становится педантичный, все у него должно быть на своих местах, четко, ровно, чисто, не сломано, хорошего качества, если да , то да, если нет, то нет, сколько дали, столько и съест, никогда не возьмет еще, даже если очень вкусно, в целом послушный, на людях вообще супер идеальный (ну сколько продержится), может даже других детей одернуть за неправильное поведение. То что его, это его, чужое не надо, свое может дать подержать посмотреть, но будет бдить, чтоб все нормально было. Младшая мягкая, уступчивая не конфликтная, все отдаст, лишь бы не доводить до конфликтов, при этом шкода и хулиганка, озорнинку в ее глазах увидели когда ей месяца 2 было, любит поприкалываться, подразнить брата.
итак о разном подходе.
Развивашки. Со старшим, голова была забита Монтессори, Доманом, Шичидой и.т.д. Ни дня без развивашек, а уже если пропустили, горе мамаша. постоянно изучение статей и книг и внедрение прочитанного в жизнь. Очень пользовалась его усидчивостью и прям пыталась из него энциклопедию ходячую сделать. Все изменило конечно рождение младшей, просто не стало времени и сил. Младшая конечно пользуется накопленным Монтессори материалом, и карточки любит смотреть, но не в режиме быстрого просмотра, а просто любит животных расматривать, всякие там фигуры и цвета находим в жизни, простым счетом тоже не занимаемся. говорю по факту, туту три лежит, тут две. когда что перекладывает говорю одна, еще одна, смотри 2 получилось. не могу пока сказать, как такой разный подход повлияет на них в дальнейшем, пока разницы не вижу.
Говорилки. Алисины слова считать бесполезно, знает очень много, новое повторяет и запоминает. конечно слова коверкает банан- нанан, мандарин - нани, одеть - деть, котик- коська, бабочка (баба) но, хоть у Левы был ограниченный запас слов, но говорил он фразовой речью, т.е мам дай печеньку. у алисы, самое большее пока Где папа? за то употребляет такие слова ТУТ (туть) и ТАМ когда спрашиваешь, где то где се, ВСЕ, т.е накачалась, накаталась, наелась, НЕТ (неть), НЕ НАДО (НЕ НАНО), титька, папка, мамочка, спрашивает ГДЕ (папа, лева и я, когда меня нет), употребляет местоимение Я, АЛИСЕ ТОЖЕ (это когда Леве дают, а ей пока чет нет). Все понимает. подход разный. Со старшим я была ленивой болталкой, мало ему говорила и рассказывала, в основном, пыталась это восполнить чтением. сейчас я изменилась и рассказываю детям подробно о бо всем, что их интересует. даю правильные названия не когда не говорю штука, которой откручивают. плюс я еще и пою и постоянно стишки рассказываю. Не знаю связанно ли это с разным подходом, или же он просто разные, но Лева стесняется петь и рассказывать стихи, хотя знает их великое множество, Алиса же постоянно напевает (хотя может к его возрасту тоже будет стеснятся, но Лева точно не напевал)
Теплякова, Железнова. к великому сожалению, труды этих прекрасных женщин открыла для себя поздновато для Левы, но в самый раз для Алисы. Железновки очень любим играть, танцевать, петь и т.д. Тепляковские лекции просто бесценны для родителя, и хоть мы почти не играем в их игры, но постулаты, вынесенные из лекций живут с нами и иногда переслушиваю, потому что вдохновляют на игры и занятия.
Режим и сон. Лева изначально, сам был очень режимный, только его режим быстро подстроился под наш, в 10 мес стал спать одним дневным сном я не считала, что это не правильно, в возрасте алисы на сон ложился в 15.00 а в ночь после 22.00. в 2 года остался без дневного сна. всегда было тяжело уложить. У алиски все четко, лекции Екатерины Кес про детский режим и сон, не прошли даром, ее сон и режим мы бережем, все как надо. Алиса нечего не имеет против сна и когда хочет спать, просто подходит и говорит спать спать (пать, пать)
Творчество. мало что изменилось. Очень помогли для развития предметной изобразительной деятельности лекции Тепляковой. раньше я была ближе к Озеровой, только при этом, я давала ребенку материал и сидела смотрела, как он рисует, а теперь, я рисую вместе с ними, я рисую интересующие их вещи. например сейчас актуально рисовать дождь и грязь, лужи, листья, ягодки на кустах, ну у левы вечная транспортная тема. Если Лева сердится или испугался, предлагаю зарисовать свои мысли ит.д.
игры. это ужасная тема, которая может запудрить мозг любому. когда Лева был маленький, мы конечно дурачились и резвились, но именно игра для меня представлялась чем то полезным во всех смыслах занятием, т. е обязательно должна игра нести развивающий подтекст. потом появилась Теплякова с ее лекциями, игры несколько преобразовались, но все же я все время пыталась везде впихнуть развивающий момент. потом Ура! прослушала лекцию Лейкиной о детской игре и все у меня встало на свои места. Игра это ведущее занятие ребенка. но чтобы ребенок научился играть сам, сначала с ним должна поиграть мама, но это не должны быть только обучающие игры, это должны быть игры по возрасту. До трех лет, это всякие манипуляционные занятия (пересыпания перекладывания, стройка, мозаики, ну и короче все нам известные рамки, сортеры, матрешки, пирамидки); пальчиковые игры (казалось бы та же манипуляция, но нет, тут же все со стихами, это уже логоритмика) сюда же, я бы отнесла всякие занятия по Железновым, стихи с движениями, зарядку, потешки; инсценировки, т.е показываем сказки простыми средствами, руками, лоскутами; предоставление разных тактильных ощущений и обсуждение; игры, повторяющие наши действия. покормить куклу, покатать, уложить, погреметь кастрюльками, поиграть с инструментами и т.д. После трех лет у ребенка появляется воображение и воображаемый мир, в который он уходит, играя (ну конечно тут всякие вариации, в зависимости от самого ребенка, его окружения, пола, у девочек раньше). и мы с ним должны поиграть в режиссерские игры, т.е берем игрушки или куклы (если это девочка) в нашем случае (мальчик) у нас, действующие герои это машинки, и говорим за них, придумываем сюжет, в котором, мы не зацикливаемся на том, что машинке надо заправится, а кукле поесть, мы придумываем сюжет, или воруем из мультиков, ну короче всякие приключения, в которых машинки едут туда то, помогают тому то, строят, ищут и просто катаются на перегонки, дополняю игру всякими плюшевыми персонажами, которые то в роли продавцов, то в роли ремонтников, или потерпевших. как говорит Лейкина, если ребенок не наигран, то когда начнешь с ним играть, он как сумасшедший начнет требовать с ним играть играть играть, этого не следует пугаться, это надо восполнить, тогда ребенок будет играть свободно, без поддержки родителя. так вот мой сын он как раз сейчас на этой стадии, я уже подпрыгиваю от его просьбы с ним поиграть. иногда я просто устаю и скрываюсь от него в домашних делах, просто говорю, что не могу поиграть и тогда замечаю, что он погружается в этот свой фантазийный мир и сюжеты у него весьма замысловатые, мои очень скудные, хоть я и стараюсь. а вот сюжетно ролевые игры, которые мы так усердно предлагаем детям в того же доктора и продавца им пока рано играть, они конечно попытаются что то изобразить, но реально погрузится в это и представить себя доктором, сможет после 5 лет. а затем только идут всякие настольные игры и игры по правилам.
продолжение следует...