Развитие в 1 год и 3 месяца
Речь, важные словаВсем привет!
Несколько человек спрашивали в личных сообщения про развитие сына на данный момент. Решила опять подробно расписать (простыня получилась), чтобы и мне на память было и чтобы те, кому интересно, почитали. Если будут вопросы, конструктивная критика, советы, то будут только рада.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
- Забирается на диван, кровать, большой стул. Слезает правильно
- Сам скатывается с маленькой горки.
- Забирается на треугольник пиклера и по шведской стенке (страхую) вверх. Вниз пока не понимает как.
- Держась за опору может походить по балансировочных камням и балансировочной подушке
- На месте мало сидит, бегает постоянно. Переступает небольшие препятствия. Задом может немного ходить.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
- очень нетерпеливый. По прежнему ненавидит одеваться. Стучит с ором во входную дверь, пока я его одеваю. Пока положу ему еду, успевает закатить истерику.
- Нервный, эмоциональный. Н-р уронил машинку и сразу резко втягивает воздух со звуком ИИИ очень громко, иногда пугает это. Недавно произошло очень неприятное событие. Я о таком даже не слышала раньше. У него случился АРП. Кто не знает, почитайте обязательно, чтобы знать, что делать и не паниковать, потому что у меня шок еще несколько дней не проходил.
- Нетактильный. Не особо любит обниматься, целоваться. Но когда на руки просится, то потом может сильно обнять руками, ногами. Иногда любит погладить меня или мужа, особенно когда засыпает. И иногда типа целует, хотя больше на укусы похоже, но с таким восторгом он это делает.
- Чужих стал меньше бояться
- В целом улыбчивый. Любит по видеосвязи с родственниками общаться, показывать им что-то.
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:
- «пойдем кушать» бежит ставить свой стульчик
- «Бери полотенце, пойдем мыться»- снимает полотенце с сушилки и бежит в ванную
- «надо надеть подгузник» - берет подгузник из коробки, несет мне. Потом когда грязный скручу, он сам его берет в мусорку выкидывает
- «Надо постирать вещи» - бежит к стиралке и помогает закинуть вещи
- «Пойдем разберем посудомойку» - бежит к ней и подает мне посуду
- Если спрашиваю где, обо что ударился, то покажет где болит и где он стукнулся.
- Ну и еще много всяких мелочей, которые иногда просто в слух проговариваю, не ожидая реакции: «куда я коробку от пазлов положила?», а он ищет ее и мне приносит. «Надо цветы полить» бежит за лейкой в ванную и несет мне, «надо бабе, деду позвонить» несет телефон мой и т.д.
Иногда кажется, что уже прям все понимает. А иногда может вопросительно смотреть на меня в ответ на какую-либо просьбу. И еще сложно понимает куда я пальцем показываю. Сам при этом очень точно указывает. А мне иногда приходится прям близко к предмету подойти, чтобы понял куда мой палец указывает.
РЕЧЬ:
Пока не очень дела.
Слова: папа, мама( в последнее время чаще просто ма), баба.
Звукоподражания:
- ммм корова
- бе овца
- ме коза
- х-х свинья
- а-а ослик, собака(с разной интонацией)
- а-а-а обезьяна
- уууу волк, юла, фен, пылесос (интонацию только немного меняет)
- У-у, у-у сирена на скорой, пожарной и полицейской машинке
- Бррр все другие машинки
- уху-сова
- пи мышка и цыпленок
- фыркает на ежика
- сшсш змея
- рычит на тигра, льва, медведя
- бу(типа Буль) рыбка, еще и рот беззвучно открывает
- мя кошка и мяч
- Индюка, петуха озвучивает каким-то набором звуков, понятных только ему, но всегда одинаково
- Ба-ба гусь вместо га-га
- По-по это типа курочка ко-ко
- мам-мам это типа ням-ням
- ва это вода и вау, но звук в у него редко получается, поэтому скорей на ба похоже
- ма маленький, мальчик (в последнее время из слов стал знакомые слоги вырывать. Н-р ма это у него кальМАр, или па это череПАха)
- ба бабочка, банан
- па паприка, пальчик, подставка (под стульчик всегда сам кладет, когда кушать идет)
- Пап-пап дождик капает
- Пу пуп
- буф это упал или что то упало
- пе апельсин
- Ай-яй-Яй может сказать
- говорил охо это типа ого, но перестал
- Иногда что-то типа ДЯЙ говорит, но очень редко
- Ля-ля редко может сказать, когда спрашиваю как поет, либо тя-тя-тя
- Любит повторять звуки, которые слышит. Н-р микроволновку пародирует, домофон, дезодорант, ошибку виндовс, смех, плач, кашель, чих…
Смущает однотипность звуков. Все па, ма, ба. Вроде говорить хочет, понимает многое и разницу между звуками понимает и поэтому часто за счет интонации делает похожие звуки. Н-р по-по-по курица ну очень по интонации на ко-ко-ко похоже, но все же звука К там нет. Да, Нет не говорит:( и даже не машет, не кивает.
ЖЕСТЫ:
Из ЖЕСТОВ делает только то, что ему понравится. И то только когда сам захочет. Раз 20 проигнорирует, один раз покажет.
- Пока-пока
- Браво
- Но-но-но пальчиком
- Воздушный поцелуй
- Дай пять
- Большой вырастет
- Мама устала (делает фуф и проводит ладошкой по лбу)
- Бабочка полетела на головку села (машет рукой вперед назад и потом на голову руки кладет)
- Показывает как пахнут цветочки (втягивает носом воздух)
- Стучит ладошкой по дятлу в книжке (типа дятел так стучит по дереву)
- Пружинит ноги когда показывает лошадку, зайчика, белку (типа прыгают они)
- Показывает как плавает (так же как бабочка летает рукой вперед-назад машет)
- Когда что-то просит, обычно показывает пальцем и потом жест «дай», очень редко дяй может сказать
- Показывает один указательный палец, когда спрашиваю сколько ему годиков. И если где-то в речи услышит слово «один», то показывает так же указательный пальчик
- Показывает как чистит зубы, либо идет в ванную за щеткой, чтобы действительно почистить зубы.
- Когда читаем потешки может показать как шишка мишке в лоб, как он топ сделал, как постучали черепахе, как сорока кашу варила, как гусеница ползет и т.д.
ИГРЫ:
- Машинки обожает. Любит на диване или кровати катать, чтобы стоя это делать. Может долго катать с неизменным «брррр». Пожарную, скорую, полицию озвучивает «у-у у-у», типа сирена.
- Книжки в целом пока тоже может полистать. Но больше любит когда я что-то ему по книжкам рассказываю или спрашиваю. Н-р «что(кто) тебе на этой странице больше всего нравится». В большинстве случаев одно и то же показывает, редко предпочтения меняются. Ну или прошу найти что-то, кого-то. Животных очень многих может показать, даже экзотических типа коала, тукан, тупик и т.д. Знает многие предметы (мебель, техника, части тела, продукты питания)
- По сортерам выучил фигуры: круг, квадрат, треугольник, звездочка, сердечко, многоугольник. Сортеры сам собирает. Знает куда какую фигурку, может правильно ее повернуть, если нужно.
- Из цветов хорошо знает красный. Сам сортирует: из бассейна с шариками выбирает именно красные, из игр на сортировку тоже откладывает себе все красные детали. Может показать зеленый и желтый, но иногда путает, либо игнорирует.
- Деревянные пазлы хорошо собирает. Такие, где, например, есть цветная фигурка крокодила и нужно на доске найти ее ч/б копию. И книжки-пазлы любит.
- Может поиграть с ежиком, где иголки нужно вставлять или в игру где нужно палочку вставить, а на нее колечко соответствующего цвета, но пока без привязки к цветам играет
- Обычные картонные пазлы из двух частей пытается собирать. Разделяю их на две части, кладу вправо и влево вразброс. Хорошо ищет две части одного целого, но соединить помогаю
- Пирамидок много разных больших и маленьких, разных форм и типов. Собирает не по порядку и буквально на секунд 20 заинтересовывается ими
- Кубики небольшие иногда может друг на друга поставить, но в целом не особо ему интересны. Лего может несколько деталек посоединять.
- Бизи-кубика всякие ненадолго его заинтересовывают. Может иногда заиграться игрушкой, где всякие выключатели, переключатели и к каждому лампочки разных цветов идут.
- любит всякие маленькие чашечки или бутылочки с крышечками. Любит закрывать/открывать их. Н-р на пауч может надеть крышечку, закручиваю слегка и он ее раскручивает, снимает и опять надевает. И так по кругу.
- Игры на липучках. Кто что ест, кто где живет. Парочку знает уже. Еще в процессе изучения. Чаще просто их отклеивает и приклеивает без смысла.
- пианино, барабан меньше стали интересовать, но в дудочку любит дуть.
- Мяч пару раз кинет и все, не особо любит.
- Обожает всякие интерактивные игрушки со звуками, музыкой, движениями. Я их не люблю и не покупаю, все подобные игрушки ему подарили. Научился их все вкл/выкл. И может долго туда-сюда переключать
- Любит играть в прятки (чаще всего прячусь я, он в основном только в палатке своей прячется), в догонялки, в ку-ку (сам любит или одеялом накрыться или за шторку спрятаться, но ку-ку не говорит, я озвучиваю
- Обожает когда катаю его на/во всем, что найдет дома: подставка для обуви, коробка от посылки, чемодан, корзина для белья, одеяло, автолюлька, которую не используем уже. Даже умудряется залезть в маленькую коробку, где подгузники лежат. Там только попа еле вмещается. Есть машинка у нас, он на ней любил кататься, когда там были подножки, а сейчас я убрала, чтобы учился сам ножками отталкиваться. Но он просто психует и даже не пытается. Еще есть лошадка надувная, на которой прыгать можно. Прыгает сильно, пару раз перевернулся.
Игрушек и книг у нас очень много. Он быстро теряет интерес, поэтому я каждые 5 дней где-то меняю игрушки, книжки и небольшое количество достаю, иначе больше раскидает, чем поиграет. Но у него хорошая зрительная память. Даже если несколько недель прошло, все равно не успевает как следует соскучиться за игрушками, книжками, которые спрятала. Н-р есть книжки-малышки по цветам. Я их раскладываю и мы играем где кто/что. Н-р где крокодил и он выбирает зеленую книжку, зная что крокодил зеленый и ищет его там. Где-то около месяца их не доставала, а он все равно помнит что где находится. Так же в других книжках есть любимые страницы и он н-р целенаправленно начинает искать с конца, зная, что там любимая пожарная машинка.
ПРИКОРМ:
- Ест очень грязно и руками. Ложкой, вилкой может немного есть, но предпочитает руками, либо чтобы я зачерпывада ложкой, а до рта сам доносит. Воду пьет либо из поильника с трубочкой, либо из кружки Magic Cup. Плохо откусывает от больших кусков, пытается все в рот затолкать, поэтому делаю маленькие кусочки. Хороший пинцетный захват, может самую маленькую крошечку двумя пальцами взять.
Я стала в последнее время меньше грузить себя и близких развитием сына. Стараюсь просто больше обнимать его, много разговариваю с ним. И стала определенно меньше сравнивать его с другими детьми. Да, есть вещи, которые дети родственников и друзей делают лучше. Но сама понимаю, что если буду зацикливаться на этом, то будет хуже в первую очередь моему ребенку. Он такой, какой есть. Буду пытаться подтягивать его слабые стороны, но без давления.

