Развитие Ильи от 3 до 4 лет
ВоспитаниеЛюблю подводить итоги. На Новый год мне было лень, так хоть сейчас возьмусь за это. Повод хороший - сыну 4 года.
Умения
Илюшик много чему научился за этот год. Теперь сам вытирает попу после туалета, вытирается полотенцем после душа. Вздохнула свободно :), но иногда помогаю.
Чистит обувь перед прогулкой, ставит на место когда возвращаемся домой. Моет руки после туалета (иногда надо напоминать). Грязную одежду относит в стирку, чистое складывает… ну или пытается сложить :).
Может сам убрать игрушки, если его хорошо заинтересовать, но чаще всего помогаем.
Физическое развитие
На айкидо ходить не захотел, несмотря на то, что с тренером хорошо знаком. Он для Ильи - дядя Толя, частый гость в нашем доме, которому можно похвастаться своими игрушками….
Может быть группа слишком большая. Около 20 человек для детишек 4-6 лет - это, мне кажется перебор, а Илья не привык к такой толпе. А может, еще не дорос. Посидели мы с ним на тренировке, посмотрели, как играют другие минут 10, да и ушли…
Зарядку делает каждое утро уже без всяких видео, песенок и игр. Я просто командую: «Сегодня нагрузка на руки и ноги» и Илья прыгает или приседает и отжимается или стоит на руках у стенки. Любит ставить рекорды:). Отжался недавно 13 раз, правда попа при этом была приподнята ))), не совсем честно. Простоял на руках у стены 50 секунд - тоже новый рекорд. Вообще любит на руках стоять :):
Иногда говорю: «Нагрузка на спину и живот». Тут уж без моей помощи не обходится, пресс качать начали недавно (мое упущение), дается ему тяжело, поэтому играем в шлагбаум: Илья поднимает ноги - воображаемая машинка проезжает на стройку; поднимает корпус - машинка возвращается. Затем укрепляем спину - «кораблик» и «кобра», все просто.
Буквы и цифры
Илья стал много писАть в последнее время. Иногда сам, без подсказок, но чаще всего, копируя другие слова или под диктовку. Любит составлять слова из букв. Видимо права была Монтесори, дети сначала учатся писать, а потом читать. Если постарается, то может прочитать короткое слово, например слово «Тан» на бутылке прочёл.
З года 3 месяца. Да, это я! Не узнали?
3 года 5 мес. Смотрели с ним фильм про первый выход в космос. Занятия не планировали, просто речь об этом зашла. Илья насмотрелся на космонавтов, сбегал за фломастерами и тут же написал:
Мне это напомнило как мы в детстве с братом на самолетиках писали эти буквы :).
3 года 10 мес. Слово "Хлеб" похоже запомнил, когда увидел на машине сразу воскликнул: "Хлеб!". Радости было!!! И потом часто писал:
А в последнее время писал и длинные слова:
Не хотела учить его цифрам, но у бабушки было на этот счет свое мнение ))). Она купила Илье пазл с цифрами. И то ли после пазла, то ли просто время пришло, но Илюша сам заинтересовался. У нас есть копилка - плошка с монетками. Илья брал монетку, спрашивал что это за цифра и так вот незаметно все выучил. До 10 считает без ошибок и до 20 (или 30?), но цифры пока путает.
Логика
Логика Илюшина меня радует ))). Замечает последствия: «Эти креветки когда-то плавали по воде, а потом их поймали и убили. А потом их привезли в магазин и мы их купили, а потом мы их сварили и едим.»
Находчивый: «Я изобретил :) новую вешалку для полотенца» - повесил его на вешалку, а потом на крючок.
За завтраком любит загадывать загадки, например: «У меня большие челюсти и зубы и я зелёный. Кто я?». И вообще у нас завтраки часто бывают познавательные. Илюша задает вопросы, а я отвечаю, попутно ищу картинки в интернете. Иногда я инициатор. Недавно мы начали смотреть мосты, сначала американские, потом питерские. Затем баржи, дворы-колодцы, достопримечательности Питера. Закончили на Красной площади и Президенте РФ. Такие занятия «за завтраком» не планирую, все спонтанно. И вообще ничего уже не планирую :).
Конструкторный прорыв :)
Примерно в 3 года 8 месяцев был самый настоящий прорыв в конструировании. Илья узнал что такое симметрия и строил такие машины, до каких даже я бы не додумалась. С домами чуть сложнее, но все-таки прогресс налицо:
А внутри человечек сидит :).
Английский
Как-нибудь в другой раз напишу как всё начиналось. Английским не занимались последний год, в основном из-за того, что мне не хватает знаний, почти нет материалов (надо это исправить) и желание играть у Ильи перевешивает желание что-то изучать. Зато Magic English засмотрел до дыр. Я специально не тестировала его, но слова многие запомнил. Сейчас смотрит «Поли Робокар» пока на русском, потом мы договорились смотреть его на английском, надеюсь, что будет. Со «Свинкой Пеппой» и диснеевскими мультиками не прокатило, не захотел смотреть повторно.
Я стараюсь обращать внимание Ильи на английские слова, ведь они повсюду - на игрушках, шампунях, продуктах или в нашей, русской речи. Мы уже просто их не замечаем! Пытаюсь преподносить так чтобы было интересно: «Orange - по-английски и цвет и фрукт. Правда, смешно?!». Специальных занятий нет, всё между делом. Запоминает!!!
А недавно сын сам придумал себе веселую игру. Придумает смешную фразу на английском, типа Blue Dog (синяя собака) и сам ржёт над этим.
Не раз уже собиралась сама подучить английский, но времени не хватает, поменьше надо сидеть в блогах .
Музыка
К сожалению, на синтезаторе играть стал редко. Я всё себя ругаю и мысленно пинаю за то, что никак не могу наклеить обучающие наклеечки на клавиши. И некоторое время синтезатор был убран. Он уже начал забывать ноты и песенку «Андрей Воробей» совсем не помнит, а ведь играл, по своему, конечно, но старался. Ладно, надеюсь допинаю себя до синтезатора. Сама ведь хочу научиться! Хотелка только наверно маловата :).
Зато часто играет в барабаны, которых у нас нет :), есть только палочки. Ударными служат перевернутые кастрюли и тарелки. При этом Илья еще дудит в дудку и не забывает ударять по ксилофону. Я привыкла ))) и уже начала замечать чувство ритма у ребенка :). Соседи пока терпят :).
Окружающий мир
На прогулке часто задавала ему вопросы. Мы рассматриваем следы, деревья, птиц, лужи и даже грязь на дороге. Из него выйдет отличный следователь:
- Мама, смотри, здесь машина проехала, - Умничка мой, обратил внимание.
-А как ты думаешь, давно она проехала или нет?
-Давно.
- А почему ты так думаешь?
- Потому что снег застывший.
- Правильно, а еще следы от машины потоптали люди…
Как-то раз, на прогулке мы обнаружили дохлую ворону на обочине. Изучили ее со всех сторон, разве что руками не потрогали и не нюхали ))). Пришли к выводу, что ее сбила машина. Илья до сих пор вспоминает несчастную, когда проходим мимо того места :).
Перед сном Илья каждый раз просит: «Расскажи мне что-нибудь интересное про весь мир». Похоже, мне пора пополнять мозг энциклопедическими знаниями. :) Мне кажется, я все что знала «про весь мир», уже рассказала (то, что может усвоить четырехлетка). Учу его правильно задавать вопросы.
Я в последнее время, глядя на сына, делаю такой вывод. Ребенок очень хорошо развивается, общаясь со взрослыми, но с такими к которым привязан и которые умеют выслушать и объяснить и, если надо, мотивировать на учебу. И конечно же нужна среда (хвала Монтессори) :) Развивающих игрушек и книжек много не бывает (в пределах разумного, конечно).
Заниматься «по плану» и готовиться к занятиям мы перестали в 2,5 года, когда Илья сказал: «Я не хочу заниматься, я хочу играть». Я конечно расстроилась тогда, люблю ведь занятия, а ролевые игры не особо (мягко говоря). Но теперь вижу, напрасно я переживала тогда. Время идет и Илья растет и развивается в своем удобном темпе. По крайней мере, я не убила своими занятиями интерес к обучению. А ведь был какой-то страх, что делаю что-то не так, наверно благодаря новомодным книгам и статьям. Можно подумать, что ребенок совсем отупеет без занятий! Нет, он просто уйдет в свободное плавание. И так всем будет лучше.
Я конечно иногда проявляю инициативу, но только в творчестве. И всегда поддерживаю Илью и занимаюсь с ним, если он сам предложил. В такие моменты меня прям радость распирает, бросаю все свои дела. ))) Эх, была бы у меня такая тяга к ролевым играм и машинкам, Илья был бы самым счастливым ребенком на свете!