Математика на бегу
С маленькими детьми математикой можно заниматься буквально на бегу, и для развития логического мышления вовсе не обязательно часы просиживать за столом с развивающими книжками. Вот несколько игр, в которые мы с дочкой играем между делом (сейчас Василисе около трех с половиной лет).
1. Отгадай следующий этаж. (Плюс/минус один, обратный счет)
По лестнице идем пешком, и нужно отгадать, каким будет следующий этаж. Обычно идем вниз, вниз идти легче, а считать труднее. Самое приятное, что можно спуститься на один этаж, посмотреть на нарисованную там цифру и проверить ответ.
2. Найди загаданную фигуру. (Геометрические формы)
Нужно загадать любую плоскую или объемную фигуру и быстрее всех найти на улице похожий по форме предмет. Например, круг - крышка люка. Играем обычно по дороге в садик.
3. Отгадай, где больше. (Счет, сравнение, величина)
Нужно сравнить два множества и отгадать, где больше предметов. Например, в одной стопке - толстые книги, а в другой стопке - тонкие. Где больше? А на сколько? В одной башне высокие кубики, а в другой низкие. И так далее.
4. Вывески магазинов. (Первый/последний, право/лево)
Какая первая буква? Какая последняя? Вторая с начала, вторая с конца, третья справа, вторая слева и т. п. Ну, и прочитать вывеску надо, само собой.
5. Лифт (Сравнение что больше, на сколько)
Когда поднимаемся на лифте, нажимаем несколько кнопок. Нужно отгадать, на какой этаж поедет лифт. Если нажаты, например, 5 и 9, нужно еще отгадать, сколько этажей надо проехать от 5 до 9. Для этого можно просто посчитать кнопки между ними или посмотреть на табло, где высвечивается этаж, посчитать, сколько раз сменится цифра.
6. Найди число. (Двузначные числа)
Иногда играем в эту игру на прогулке. Обычно загаданное число удается найти на номере какой-нибудь машины.
7. Угадай, что изменилось. (Разные способы представить одно и то же число)
Берутся карандаши, или веточки, или ватные палочки, или спички, все что угодно. Немного, например, четыре или пять для начала. Из них выкладывается фигурка. Сколько в ней палочек? Считаем. Потом ребенок отворачивается, а я перекладываю одну или две палочки. Сколько теперь палочек? Считаем. И так несколько раз, чтобы научиться сходу видеть, сколько лежит палочек, а не пересчитывать каждый раз. Можно убирать или прибавлять по одной палочке.
8. Что я загадал? (Память, логика, знакомство с окружающим миром)
Одна из самых любимых наших игр. Хороша для развития всего. И логики в том числе. Один игрок загадывает животное или растение, второй пытается отгадать, что это, задавая вопросы. На вопросы не обязательно отвечать только да/нет. Ребенок может спросить, например: «А какого это цвета?» или «А где это растение растет?» Некоторое время назад в начале игры Василиса впадала в ступор, не знала, какие вопросы задать, и пыталась просто угадать. То есть, за первым же вопросом «Животное это или растение?» следовала гора версий. Это неправильно. После некоторого количества игр, в которых я отгадывала, а она отвечала на вопросы, дело пошло на лад. Теперь логика. Иногда за вопросом «Где оно живет?» и ответом «В Африке» следует вариант «белый медведь». Причем ребенок отлично знает, что белые медведи в Африке не живут. Просто забывает подумать. Тут надо остановиться и вспомнить все ответы на вопросы, которые уже были.
9. Сколько тебе лет? (Сравнение чисел.)
Куклы знакомятся, и говорят, сколько им лет. Потом начинают думать и спорить, кто из них старше и насколько. Потом у куклы обнаруживается брат, которому известно, сколько лет, но непонятно, старше он или младше. Вопрос для кукол принципиальный, потому что младшие игрушки потом будут слушаться старших.
10. Ну, и напоследок, - классика. (Разложить по группам)
Нужно раздать всем одинаковое количество печенюх, конфет, орешков, чего угодно. Или родители как бы случайно раздают сильно не поровну, и нужно понять где больше и как сделать поровну.