План занятий на неделю (3-4 года)
Наш план на каждый день состоит из 7 пунктов. Это непосредственно образовательная деятельность (развитие речи, знакомство с окружающим миром, математическими представлениями, творчество, музыкальные занятия), дидактические игры (одна для дома, другая для улицы), подвижная игра, наблюдение за объектами природы на прогулке, игры (сюжетно-ролевая, театрализованная или настольные), знакомство с детской литературой. Физическое развитие я сюда не пишу, оно у нас специфическое т.к. мы активно занимаемся спортом. Но в любом случае небольшая зарядка должна присутствовать с утра и после дневного сна.
Так как на этой неделе празднуем День России, то и наши занятия с небольшим тематическим уклоном.
ПОНЕДЕЛЬНИК.
УТРО.
1. Дидактическая игра "Мешочек" (развитие памяти и воображения): в мешочек кладем несколько предметов (напр. карандаш, мячик, книжку, кубик, веревочку). Просим ребенка доставать поочереди предметы из мешочка, называть их и сказать на что они похожи (напр. мячик как солнышко, веревочка как змея и тд). Потом убираем предметы назад и просим ребенка вспомнить, что в мешочке, если он что-то не может вспомнить, то подсказываем ему через слово ассоциацию т.е. "Помнишь, это было как червяк?";
2. Знакомство с окружающим миром. Находим на карте Россию, рассматриваем, рассказываем ребенку какие у нас есть реки, озера (можно подробней остановиться на озере Байкал). Показываем флаг и герб России. Ищем на карте столицу, показываем картинку Кремля. Можно дать расскраски (флаг, герб, Кремль).
Знакомимся с флорой и фауной России. Рассказываем какие деревья и цветы у нас растут (береза, рябина, липа, ромашка, одуванчик, Иван-чай, Иван-да-Марья, василек). Какие животные обитают в наших лесах.
ПРОГУЛКА.
3. Знакомство с березой. Рассматриваем дерево, называем его особенности (ствол, сережки). Как думаешь, почему березу называют белой? (Ствол белый). Кора березы гладкая белая, но ней есть трещинки-чечевички. Береза через них дышит. А кто живет под корой? (Жучки, червячки). А кто березе и другим деревьям помогает избавляться от вредных насекомых? (Птицы).А как думаешь, почему березу часто назывпют русской и она является символом России? (Потому что у нас их растет очень много, есть целые березовые рощи, это очень красиво). А чем полезна береза для человека? Из березовых почек делают лекарство, из веток делают веники, из нее делают мебель, а из коры березы - бересты, издревне изготавливались разные поделки, корзинки, лукошки, писали раньше на бересте. А березовый сок, который дает береза весной, очень полезен. Березы, как и другие деревья, надо беречь, нельзя просто так вырубать, нужно оберегать от огня, зимой - от холода:
надо закрывать ствол и корни березы снегом, а летом березке помогает солнце и дождик.
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится! (А.Прокофьев). Еще красивое стихотворение про березу у Есенина "Белая береза" и детское у Токмаковой "Береза".
5. Дидактическая игра "Плавает - тонет". Называем предметы, а ребенок должен сказать поплывет или утонет. Можно играть с мячом, как в съедобное-несъедобное;
6. Подвижная игра "У медведя во бору".
"У медведя во бору,
Грибы ягоды беру,
А медведь не спит,
Он на нас рычит!"(После последних слов медведь начинает всех ловить);
ВЕЧЕР.
5. Сюжетно-ролевая игра "Прогулка по лесу". Собираем рюкзаки: еду (настоящую) и аптечку (игрушечную) и идем в поход по "лесу". Преодолеваем препятствия в виде болот, прыгаем по кочкам-массажным коврикам, пробираемся через овраги (можно стулья наставить), тихонечко идем мимо берлоги медведя и тд (на что фантазии хватит), под конец устраиваем привал и едим вкусняшки. А пока идем по лесу встречаем животных, характерных для лесов России. Кого подкормим, кого подлечим, а за кем лучше из-за кустов наблюдать. Если у кого погода позволяет и есть лес в наличии, то лучше конечно играть в эту игру на свежем воздухе;
6. Читаем сказку-былину про "Добрыню Никитича и Змея-Горыныча". Обсуждаем, что раньше на Руси богатыри и дружина защищали русский народ от врагов. Можно рассмотреть картину Васнецова "Богатыри". Наше занятие по ней здесь https://m.babyblog.ru/user/id1357475/414083
ВТОРНИК.
УТРО.
1. Дидактическая игра на воображение. Рисуем кляксу (или несколько) и предлагаем ребенку дорисовать их, придумав, на что они похожи;
2. Комплексное занятие по развитию речи "Гуси-лебеди". Занятие тут
https://m.babyblog.ru/community/post/3_6_study/3068575
ПРОГУЛКА.
3. Наблюдения за облаками: закреплять знания о явлениях неживой природы, какие облака на небе (пушистые, белые), на что похожи? - способствовать развитию воображения;
4. Дидактическая игра "Неправильные сказки". Рассказываем русские народные сказки (которые ребенок хорошо знает), но постоянно что-нибудь меняем (напр. Шел медведь, устал, говорит сяду на пенек, съем тортик, или прилетели гуси-голуби и забрали Ванечку и тд), хорошо развивает внимание;
5. Подвижная игра "Рыбак и рыбка". Берем скакалку и крутим ее по земле вокруг себя, а ребенок должен перепрыгивать;
ВЕЧЕР.
6. Сюжетно - ролевая игра "Медосмотр". Расширяем понятия о профессии врача (ну, и лично мы готовимся к диспансеризации для садика);
7. Знакомство с русской литературой. Читаем сказку "Царевна-лягушка".
СРЕДА.
УТРО.
1. Дидактическая игра "Кто где?" Игрушки играют в прятки. (учим правильно использовать предлоги). Ставим на стол домик (коробку, кубик, столик, чайник), расставляем игрушки по разные стороны, сверху, внутри и спрашиваем ребенка где, кто находится, следя за тем, чтобы он правильно использовал предлоги;
2. Математическая сказка "Колобок":
Начинаем рассказывать сказку. Спрашиваем у ребенка какой колобок? (Круглый) На что он похож, что еще круглое?
Покатился колобок, встретил зайку, зайка ему говорит, что съест, если он ему не поможет. Надо капусту сложить в большую корзину, а морковку в маленькую. И посчитать, чего больше. (Заготовки распечатываем или вырезаем из цветной бумаги);
Дальше встретил он волка, а волк грустит. Он хотел рыбы наловить, как лиса научила, да хвост отморозил. Помоги волку найти себе хвост (вырезаем из бумаги разные хвосты) и собираем из 4 или 6 частей волку рыбку;
Встретили медведя, чтобы он колобка не съел, мы должны отвлечь пчел. Надо дать каждой пчелке по цветочку, всем ли хватит?
Лисичка хитрая, да колобок хитрее, он такие бусы лисе собрал, что лиса и думать про колобка забыла (рисуем нитку, а на ней геометрические фигуры, ребенок должен подобрать соответствующие вырезанные из бумаги или блоки Дьенеша). Как сами отзанимаемся выложу здесь ссылку на наше занятие, чтобы понятнее было.
ПРОГУЛКА.
3. Наблюдение за одуванчиком, дать представления о разных стадиях: желтый в период цветения и белый, когда семена распыляет, закрепить характерные особенности строения одуванчика (желтый пушистый цветок, стебель длинный, гладкий), вызвать эмоциональный отклик на красоту растения, воспитывать бережное отношение к растениям.
4. Дидактическая игра "А это когда бывает?". Закрепляем представления о временах года. Например "Лепим снеговика, собираем цветы, варим суп из крапивы, облетают желтые листья, купаемся и тд";
5. Подвижная игра "Блин и оладушек". Рисуем один большой круг- блин и несколько маленьких-оладушки (мелом на асфальте). Ребенок бегает вокруг, когда вы говорите блин или оладушек, он должен занять соответствующий круг;
ВЕЧЕР.
7. Сюжетно-ролевая игра "Принимаем гостей". Играем и прорабатываем поведение в гостях. Можнопроработать момент с жадностью, если например ребенок не хочет давать свои игрушки, когда к нему кто-то приходит. Объяснить понятие гостеприимство. Сказать, что во все времена русские люди любили ходить в гости и встречать гостей, красиво наряжались, украшали свой дом, готовили подарки и угощения, встречали гостя хлебом - солью. Гость отламывал кусочек и макал в соль. Усадивали гостей в красный угол - самое красивое место в доме. Пили чай из самовара, пели, плясали. Попутно рассказываем ребенку, что такое самовар, печь, ухват и другая домашняя утварь.
Устраиваем чаепитие с баранками и пряниками.
8. Читаем сказку "Иван-царевич и серый волк".
ЧЕТВЕРГ.
УТРО.
1. Дидактическая игра "Вершки и корешки". Берем овощи (настоящие, игрушечные, карточки) и ребенок должен рассортировать, что растет наверху, а что в земле;
2. Творческое занятие. Знакомимся с русской народной живописью: гжель и хохлома. Расписываем подносы, чайники, самовар, матрешку (что мама предварительно вырежет из картона))) Для гжели белый картон, для хохломы чёрный.
Разукрашиваем Жар-птицу (предварительно тоже вырезанную из картона);
ПРОГУЛКА.
3. Наблюдение за птицами во время кормления. Прививать желание заботиться о птицах; продолжать формировать знания о повадках птиц; воспитывать любовь к природе.
4. Дидактическая игра "Человек или природа". Закрепляем и систематизируем знания о ребенка о том, что сделано руками человека, а что природой. Кидаем мяч и спрашиваем "Что создано природой?", потом "Что создано человеком?". А можно наоборот, называть конкретные примеры и спрашивать это сделала природа или человек?
5. Подвижная игра "Жмурки" (если ребнок боится, то прятки). Учимся играть по правилам;
ВЕЧЕР.
6. Театрализованная игра "Теремок". Подготавливаем персонажей, устраиваем импровизированный теремок, ребенок может как играть кем-нибудь из героев-игрушек, так и сам выступать в качестве одного из героев сказки);
7. Читаем "Сивка-бурка" (если нет книги и читаете из интернета, прочитайте сначала сами. В инете часто неадаптированая интерпретация этой сказки, а там такой ужастик, что мне страшно стало).
ПЯТНИЦА.
УТРО.
1. Дидактическая игра "Мемо" (развитие памяти и внимания);
2. Музыкальное занятие. Знакомимся с русскими народными музыкальными инструментами. Можно показывать карточки и включать звук, можно сразу в форме презентации. Слушаем русские народные песни (бояре, камаринская, во поле береза стояла, во саду ли в огороде и тд). Учим какую-нибудь. Например можно "Два веселых гуся" (правда вроде это украинская народная, но в детских сборниках идет как русская) или каравай. Учим движения пяточка-носочек, присядка, хоровод.
ПРОГУЛКА.
3. Познакомить ребенка с новым деревом - липа, развивать любознательность, зрительное восприятие, воспитывать бережное отношение к природе.Посмотри, это дерево называется липа. Давай рассмотрм его как следует. Потрогай листочки, какие они (липкие)? Теперь понимаешь почему дерево так называется? Цветут липы поздно. Даже примета такая есть: «Зацвела липа - началась самая жаркая пора в году». Все деревья уже отцвели, а липы только собираются. Потому называют липу «царицей лета». Нектар в липовых цветках вкусноты и полезности необычайной. Пчелы так стараются его собрать, что даже ночью летают.А какой мед получается! Как называется мед, собранный на липе? Липовый мед. Липовый мед считается одним из самых лучших и полезных. Было время, когда на Руси не знали сахара, а если хотели полакомиться сладеньким, ели фрукты и мед. Пили липовый чай с липовым медом. А как полезен липовый мед! Лучше многих лекарств лечит он простуды. А из цветков липы делают чай. Он тоже очень полезный и обладает сладковатым привкусом.
4. Дидактическая игра "Съедобное-несъедобное";
5. Подвижная игра "Вышибалы";
ВЕЧЕР.
6. Вечер настольных игр (ходилки, домино, лото, знакомство с шахматами и тд);
7. Продолжаем знакомство с русскими былинами, читаем сказку "Никита Кожемяка".