МАЛЕНЬКИЕ ЖИТЕЛИ НОВОГО МИРА
ДругоеЕсли бы футуролог прошлого века попытался описать детство 2020-х годов, его бы сочли автором антиутопии.

МАЛЕНЬКИЕ ЖИТЕЛИ НОВОГО МИРА: прогноз психологических особенностей детей, рожденных с 2020 п0 2025 гг.
Представьте себе ребенка, чей мир с рождения был сформирован двумя невидимыми силами: невидимым врагом, заставившим людей прятать лица под масками, и невидимым другом, живущим в колонке и отвечающим на любой вопрос. Это не сценарий из фантастического романа, а реальность для детей, рожденных в последнее пятилетие. На наших глазах разворачивается величайший психологический эксперимент, в котором дети растут на стыке глобального кризиса и технологической революции. Какими они вырастут?В этой статье мы, опираясь на законы психологии развития, попытаемся заглянуть в их будущее и понять, как пандемия и искусственный интеллект формируют совершенно новый тип личности.Итак, дети рожденные в 2020-2025 годах, условно назовём их представителями поколения "альфа-прайм", формируется на стыке двух тектонических сдвигов: глобальной пандемии COVID-19 и взрывного развития общедоступного искусственного интеллекта. Эти два фактора станут их фундаментальным, бессознательным опытом, определяющим их отношение к себе и к миру.Основной особенностью психического развития этого поколения станет полное отсутствие границы между физическим и цифровым мирами. Если миллениалы были «цифровыми иммигрантами», а зумеры — «цифровыми аборигенами», то альфа-прайм станут "фиджитал-существами". Для них планшет, умная колонка или AR-очки не будут "гаджетами". Это будут внешние продолжения их внутреннего процесса познания мира и функционирования в нём. Они не будут "заходить в интернет" — они будут в нем жить. Это приведет к формированию сетевого, ассоциативного мышления, где способность быстро находить связь между разрозненными данными будет цениться выше, чем глубинное запоминание факта.Кроме того, мозг, привыкший к гиперстимуляции короткими видео, всплывающими уведомлениями и мгновенной сменой контекста, вероятно, будет испытывать трудности с линейным, последовательным восприятием информации. Способность к длительной концентрации на одном объекте (например, чтение толстой книги без иллюстраций) рискует стать редким, элитарным навыком."Альфа-прайм" станут первым поколением, для которого диалог с нейросетями будет обыденностью с раннего детства. Это может привести к тому, что внутренний диалог — ключевой механизм рефлексии и самопознания — будет частично или полностью экстернализирован. Вместо того чтобы спрашивать себя "Что я думаю по этому поводу?", они будут спрашивать "Что думает по этому поводу искусственный интеллект?" — создастся риск аутсорсинга критического мышления и формирования собственного мнения.Также глубокий отпечаток в личностную матрицу "альфа-прайм" заложит тот факт, что их ранние годы пришлись на период локдаунов, социального дистанцирования и связанной с этим повышенной тревожностью их родителей. Мир с самого рождения предстал перед ними как потенциально опасное место. Это может сформировать поколение с высоким уровнем тревожности, для которого физическая и цифровая безопасность, контроль и предсказуемость будут высшими ценностями. Спонтанность, риск и неопределенность с большой вероятностью могут вызывать у них сильный дискомфорт. Также не может пройти бесследно и период, когда младенцы видели вокруг себя людей в масках, скрывающих половину лица. Фундаментальный навык считывания эмоций по мимике лица, микровыражениям губ и носа мог пострадать на самом критическом этапе развития. Это может привести к некоторым трудностям в эмпатии и интерпретации эмоциональных сигналов в живом общении, что может быть компенсировано общением через текст и эмодзи.Взаимодействие с другими людьми через социальные сети может привести к тому, что дружба для "альфа-прайм" — не будет стихийным процессом, она станет скорее управляемым проектом с возможностью "заблокировать", "отписаться" или "выйти из чата" при малейшем дискомфорте. Такое положение дел способно сформировать низкую толерантность к социальным конфликтам и фрустрации.Фундаментальным отличием поколения альфа-прайм от всех предшествующих станет и то, что их жизнь будет полностью задокументирована в цифровом виде с момента первого УЗИ. Возникнет уникальный психологический феномен — отсутствие личного прошлого. У них не будет прошлого, которое принадлежит только им. Их детские фотографии, первые слова, смешные поступки — всё это будет публичным контентом, тщательно отобранным и опубликованным их родителями. Это лишит их возможности самостоятельно конструировать воспоминания о себе, заменяя их на готовый, отредактированный цифровой нарратив. Их идентичность будет восприниматься не как данность, а как проект, который постоянно нужно оптимизировать и улучшать. Личность, внешность, интересы, социальные связи — все это будет рассматриваться через призму эффективности и популярности в цифровой среде. Это поколение будет жить с постоянным ощущением, что за ними наблюдает невидимая аудитория, которую нужно впечатлять.Что касается самовыражения, то, с одной стороны, они будут стремиться к уникальности. С другой — алгоритмы социальных сетей и искусственного интеллекта будут постоянно предлагать им наиболее популярные и "успешные" шаблоны поведения, внешности и мыслей. Внутренний конфликт между желанием быть собой и необходимостью соответствовать успешному цифровому аватару станет центральной экзистенциальной проблемой этого поколения.Итак, психологический портрет поколения, рожденного в 2020-2025 годах вырисовывается достаточно парадоксальным. Мы можем ожидать появления высокоадаптивных, технологически грамотных и многозадачных индивидов, способных легко оперировать сложнейшими информационными системами. Они будут ценить безопасность, комфорт и эмоциональную ясность.Однако их потенциальными уязвимостями станут хрупкая концентрация внимания, низкая фрустрационная толерантность, сложности в глубокой эмпатии и живой коммуникации, а также постоянная борьба за аутентичность в мире, где искусственный интеллект способен сгенерировать любую, даже самую "уникальную" личность. Ключевая задача для психологов, педагогов и родителей в такой ситуации — помочь детям-альфа-прайм найти баланс между безграничными возможностями цифрового мира и фундаментальными человеческими потребностями в живой привязанности, спонтанности и праве на неидеальную, не задокументированную жизнь.
МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ВЕЛЛЕВИТА"8(495)233-777-9Москва, ул.Маршала Захарова, д. 3vellevita.ru