о взрослении
Психология взаимоотношений с детьмиВсе когда-то были маленькими пончиками, а потом становились долговязыми подростками. Потом переходный возраст, взросление... Сколько раз мы были непонятыми, сколько проблем с нами было! Наверное каждый помнит. Но, как говорится, мы любим наступать на те же самые грабли. Это я о взрослении. Теперь наши детки растут. И мы почему-то не вспоминаем себя, а если вспоминаем то с укором, со смешливым осуждением, мол тогда мы били такими дурными. Многие помнят как в детстве их не понимали, и многие уходили в себя. Так было со мной. У меня был целый мир грез, целый ворох проблем, о которых мне нельзя было говорить. Нельзя, по причине того, что мое воспитание стояло превыше понимания собственного ребенка. Мне никто не объяснял интересующих меня взрослых тем, никто не хотел чтобы я взрослела. Любой факт взросления воспринимался как постыдный порок, как изъян. Мама часто повторяла что когда я была маленькая я была такая хорошая, а когда я спрашивала "а теперь?" она отвечала, что была лучше. И так было всегда. Так и по сей день. Конечно все любят маленькие мягенькие комочки, которые рождаются, любят их невинное лопотание, шелковые пяточки, ручки с ямочками, пухлые сахарные щечки... Но жизнь так устроена что щечки худеют, а пятки становятся грубее, детки учатся разговаривать и часто говорят такие вещи, которые нас расстраивают. Часто они поступают уже не настолько безобидно и мы во всякой детской огрешности пытаемся углядеть корень зла всех зол. И у каждой мамы (сколько мне удавалось общаться) наступает момент когда она говорит, что хотела бы снова такую маленькую пышечку с сожелением глядя на старшего, мол он уже "не тот". Он уже не дается обниматься и няшкаться, он уже ворчит и выражает свое мнение, которое взрослых зачастую не устраивает. Они воспринимают это как каприз, прихоть. Например мама часами могла гулять с малышом на улице, лишь бы не плакал, но стоило ему повзрослеть и многие уже говорят "а мне тоже хочется отдохнуть" Ребенок начинает капризничать выражая протест, а мы требуем своего. Вот и конфликт. Но это всего лишь этап взросления. Ничего не изменилось. Будучи маленьким малыш тоже многого не хотел, но он вынужден был делать то или другое потому что он не мог до определенного момента выразить свое желание\нежелание. Сейчас у него просто появилась такая возможность и он ею пользуется. Очень важно грамотному родителю принять взросление своего ребенка. Понять его и помочь ему на этом новом этапе. Мы ведь учили ребенка ходить, разговаривать, кушать ложечкой. Теперь его стоит научить справляться с эмоциями. Потому что все капризы именно от этого. Ребенок в связи с наступлением большой активности в его жизни получает слишком много информации, отсюда у него слишком большая эмоциональная нагрузка. Малыш может просто не справляться со своими эмоциями начать их путать как когда-то путал день и ночь, сбивая режим сна. Кто-то предпочитает поругивать своих детей за "неправильное" поведение, кто-то наоборот врубает непоколебимость и даже игнор относительно его капризов, кто-то начинает сяськаться няшкая деточку. Но все это неверный подход. С ребенком нужно разговаривать. Если у него плохое настроение, если у него хмурый вид, если он начинает капризничать - с ним нужно разговаривать. Нужно не пожалеть 10-15 минут и присесть поговорить во время прогулки дома, оставив дела. Просто помочь разобраться то ли чувствует ребенок, что выражает? Например у нас часто с Милой бывает что повода для капризов нет абсолютно, но вдруг мы наблюдаем надутые губы и хмурые брови. Тогда я ее усаживаю на колени и начинаю не промыв мозга, типо "посмотри как все хорошо, а ты такой негодяй, плохо себя ведешь" Мы начинаем разговаривать. Сначала я спрашиваю почему она себя так ведет. Но как правило она пожимает плечами, потому что ребенок не умеет еще выражать внутреннее беспокойство, он не придет и не скажет: "что-то на душе у меня не спокойно" Его нужно об этом спросить, его нужно научить погружаться внутрь самого себя, разбираться в своих чувствах и эмоциях. Потом мы вспоминаем что произошло за этот отрезок времени с самого начала дня, был ли повод для расстройств. Иногда мы вспоминаем всякие мелочи, как какая-то тетя сделала замечание где-то и почему она это сделала или как какой-то прохожий мальчик что-то буркнул и прочее прочее... Неадекватную реакцию у ребенка может вызвать все что угодно, а может и не вызвать совсем ничего. Он просто забылся. Подумал о чем-то плохом, что-то вспомнил, и бац, негатив. И я начинаю объяснять ребенку, что в этом я ее например понимаю, и поддерживаю, или например если причин не обнаружилось я всегда спрашиваю: "тебе есть еще отчего злиться" Как правило она улыбается и отвечает что нет. Оказывается что причин для злости не было, а она просто запуталась в себе. Мы прощаем себе депрессии, перепады настроения, оправдывая это все стрессом, усталостью, нехваткой витамин и тд. Неужели у ребенка не может случиться стресса от того что например какая-то девочка на площадке не захотела с ней играть? Или просто день начался "не с той ноги" Это же элементарно! Но мы не даем ребенку права на это. Мы просто забываем. Но если поднять настроение можно избежать множество дневных казусов. Не просто "ну давай купим мороженое и все будет замечательно" нет, помочь ему разобраться в себе.
Ребенок научившийся погружаться в себя и разбираться в своих чувствах будет более уравновешенным, и послушание тут не при чем. Например Мила не любит ходить со мной в магазин и всегда ссылается на усталость. И я раньше велась. А потом я поняла что это просто нежелание. Прыгать на площадке она может хоть до ночи, а вот в 19 вечера сходить в магазин она прямо спать хочет до ужаса. Решилось все просто - мы все это обговорили и проблема исчезла. Я просто объяснила что мне не всегда интересно ходить с ней на площадку, но я иду туда ради нее, и поэтому было бы не плохо если бы она сделала это ради меня.
Не нужно осуждать детей за то что они становятся другими, не нужно ругать их за то что они сами себя не понимают. Они просто взрослеют. Это здоровое взросление. Но они нуждаются в нас еще больше чем когда они были совсем крошечными. На смену физическим потребностям приходят еще и другие, духовные. Научите ребенка общаться с самим собой.
Не нужно осуждать детей за то что они становятся другими, не нужно ругать их за то что они сами себя не понимают. Они просто взрослеют. Это здоровое взросление. Но они нуждаются в нас еще больше чем когда они были совсем крошечными. На смену физическим потребностям приходят еще и другие, духовные. Научите ребенка общаться с самим собой.
Катенька
Любовь есть принятие, многие путают любовь с чем-то другим. Любить своего ребенка, значит позволить ему быть таким, какой он есть. На любом этапе его жизни. И я уверена, что если бы детей не давили в детстве, то не было бы проблем отцов и детей в других возрастных периодах. У родителей в привычку входит давить, у детей — сопротивляться и прятаться, чтобы сохранить хоть маленькую часть себя. Я хочу другой судьбы своему ребенку. Это удивительное чувство свободы с рождения, а не навязанное стремление быть идеалом для мамы и папы. Пусть он будет не идеальным, но он будет собой больше, чем я или моя мама, или ее мама, поколение за поколением задавленных личностей, забывших о том, кто мы есть от рождения.
17.06.2014
Ответить