Со Миэ – «Единственный ребёнок»
Книги
Собственно, я не ждала от этой книги никаких откровений, глубоких мыслей и впечатлений. Уже по отзывам сложилось впечатление, что это проходной триллер в азиатском антураже, и интересен он будет разве что щекочущей нервишки, но не слишком свежей и оригинальной темой сложного (психопатического? преступного? демонического? невинного, но оболганного?) ребенка. Первое произведение такого жанра я посмотрела в подростковом возрасте, на взятой напрокат кассете. Фильм назывался «Папина дочка» (на самом деле, в оригинале - бог весть как, сейчас в сети навскидку я ничего такого не нашла), и там взятая из приюта милая рыжуха крушила налево и направо приемных мам, чтобы вся папина любовь досталась только ей.
Тема тут, в принципе, сходная: маленькая Хаён несколько лет назад осталась без мамы (женщина была крайне неуравновешенной особой, не смогла пережить развод и в конце концов покончила с собой, но до этого успела изрядно попортить психику собственной дочери) и очень привязана к отцу. К сожалению, чувство не так чтобы взаимно: у молодого мужчины новая жена, довольно спокойный и счастливый брак, в котором ребенку из прошлого места не нашлось. До поры до времени девочка живёт с родителями мужа (папа навещает ее время от времени, а с его новой женой она вовсе не знакома), но случившийся в ночи пожар заканчивается трагической гибелью опекунов ребенка, так что папашке (так и просится дописать «горе») приходится начинать принимать решения.
Так маленькая (как её часто называют по тексту, хотя малышке уже десять лет) Хаён оказывается в доме нашей главной героини (и по совместительству той самой второй жены). Далее начинается ряд прогнозируемых странностей ребенка с запущенной психопатологией: все эти ночные кошмары, боязнь темноты и одиночества, сложности в школе, спрятанные вещи, секреты, тайны, болезненная ревность и проявления жестокости.
Всё бы ничего, касайся это обычных родителей, в смысле не связанных с подобным поведением профессионально (хотя и для непрофессионалов тут не просто звоночки звенели - бил пожарный набат), НО (!) главная героиня и новоявленная приемная мать представлена читателю как психолог очень высокой квалификации, специализирующийся на судебной психиатрии (грубо говоря, она исследует то, как люди становятся маньяками). Она стажировалась в ФБР и читает лекции студентам. При этом относительно дочери своего мужа эта удивительная женщина проявляет редкостную слепоту. Она и в целом крайне непоследовательна, творит вещи и имеет суждения, которые ставят под сомнение ее адекватность в целом (например, не хочет обращаться за психологической помощью относительно ребенка, у которого явно ПТС, потому что «само такое обращение бросит на Хаён тень позора» - непрямая цитата, но смысл сохранен).
Что касается отца девочки, он просто спихнул дочь на условную мачеху и продолжил радостно заниматься своей карьерой, предоставив женщине, не имеющей опыта воспитания детей (и находящейся за ним замужем буквально пару лет), разгребать проблемы с обустройством быта для десятилетки, школьной бюрократией и так далее без остановки. Женщина, кстати, приняла случившееся на редкость философски, мол, конечно, было бы куда проще будь это младенец, но что же делать, будем работать с чем есть (возможно, конечно, это особенности корейского менталитета и своеобразный местный колорит).
Вторая сюжетная линия касается собственно работы психолога с маньяком (разумеется, уже отловленным, осужденным и водворенным в место заключения для ожидания смертной казни - если кто не знал, в Южной Корее длительно действует мораторий на смертную казнь). Тут-то как раз ясно, что корни проблемы лежат в детстве, в двойственности восприятия образа матери (была мать кровная, ненавидящая нежеланного ребенка и регулярно его избивающая под веселенькую песенку битлов, и была мать приемная - адекватная и добрая женщина, которая, однако, не смогла нейтрализовать уже нанесенный ребенку ущерб). Параллели между состоявшимся маньяком и девочкой, вступившей на опасный путь, становятся очевидными, но… главная героиня-психолог не видит их в упор.
Книга достаточно примитивна в плане языка и вторых планов (самый адекватный и убедительный персонаж - инспектор, расследующий дела о поджогах), но читается достаточно легко примерно до середины или чуть дальше - на этом интрига окончательно заканчивается, все ружья стреляют, а сюжет превращается в торжество предопределенности.
На пару вечеров сойдет; впрочем, большего, я полагаю, никто и не ждал.
Цитаты
1. Какое самое старое воспоминание сохранилось у вас в памяти?
Вот что я первым делом спрашиваю, встречаясь с людьми. Почему-то кажется, что именно это самое раннее воспоминание, застрявшее в чьей-то голове, определяет судьбу или личность. А ещё кажется, что можно понять, с каким человеком ты имеешь дело, основываясь на этом его первом воспоминании.
2. Слова могут оставлять куда более глубокие, куда более страшные раны, чем какая-то оплеуха.
3. Никаким фильмам ужасов не сравниться с реальными местами преступлений, наглядно демонстрирующими, насколько бездушным и жестоким может быть человек.
4. Человечество ограничено не размерами вселенной, а возможностями человеческого разума. (Эйнштейн)
5.Серийных убийц и хирургов объединяют две черты - хладнокровие и невосприимчивость к чужой боли.
6. Ангельское личико может быть весьма полезным инструментом для дьявола.
7. Если вы вынуждены жить в Сибири, где мороз сорок градусов ниже нуля, то вы просто пьёте водку и терпите холод.
8. Естественно, станешь дёрганым, когда за тобой наблюдают круглые сутки!
9. Лучше уж вовремя остановиться, чем упорно продолжать чувствовать себя неуверенной и переполненной собственными эмоциями.
10. Никто не рождается по своей собственной воле. Но как жить и как положить этой жизни конец - целиком и полностью в твоей власти.
11. Умирать - это так просто...
12. Смерть - это не бесконечная тьма, а лишь короткий миг темноты. Это не исчезновение, а перемещение в какой-то иной мир.
13. Повышенная ранимость у некоторых людей в крови.
14. Люди могут тебе нравиться, даже если ты почти их не знаешь.