Старший, младший, единственный... (с)
(с) О детях, воспитании, материнствеПара интересных статей...

Старший, младший, единственный...
Характер человека, его судьбу во многом определяет то, был ли он старшим, младшим, а может единственным ребенком в семье. Есть прямая зависимость от порядкового номера рождения и развития ребенка. Психологи выделяют два основных фактора, которые оказывают значительное влияние на формирование личности ребенка. Во-первых, родители. Периоды ожидания каждого ребенка у родителей отличаются друг от друга. На каждого из своих детей они возлагают разные надежды. Рождение ребенка происходит на различных этапах развития самих родителей. Меняются ценности, мировоззрение и это, конечно же, отражается на характере воспитания ребенка. А второй фактор – это то место, которое ребенок занимают среди своих братьев и сестер.

Первый
Первые дети – это можно сказать подопытные кролики. У родителей еще нет опыта или его совсем мало для воспитания детей. Молодые родители более эмоционально реагируют как на достижения первого ребенка, так и на его промахи. Первенец, как правило, получает максимально возможную заботу и внимание. На вторых детей родители реагируют более спокойно и сдержано. Что касается интеллектуальных показателей, у первенцев они обычно выше. Они чаще, чем младшие получают высшее образование. Младшим детям приходится налаживать отношения со старшими, подстраиваться под них. Поэтому они вырастают более гибкими, им легче найти общий язык с окружающими.
Единственный
Если ребенок единственный в семье, то это обязательно скажется на его характере. Ребенок привыкает быть центром внимания, что все самое лучшее достается только ему и не надо ни с кем делиться. По сути, вырастает эгоист. Единственный ребенок уверенно идет по жизни, но что касается взаимоотношений, то здесь его подстерегают сложности. Ведь в семье ему не надо было налаживать контакт, идти на компромиссы. Единственный ребенок привык быть самым-самым. Когда подойдет период выбора себе спутника или спутницы жизни, то не стоит выбирать себе такого же единственного ребенка. Лучшим спутником для единственного ребенка будет старший ребенок, который возьмет на себя роль родителя.
Старший
С появление младенца в доме, единственный до этого момента ребенок автоматически становится старшим. Как правило, в такой ситуации ребенок быстро взрослеет. Это понятно. Ведь ему приходится многие вопросы решать самостоятельно. Родители почти все свое время отдают малышу, а старшему уделяется намного меньше внимания. Старший привыкает полагаться только на себя. Старшие вырастают более ответственными, добросовестными по сравнению с младшими детьми. Это отличные качества для достижения успехов в жизни. Пол младшего ребенка сказывается на характере старшего. Старший брат сестер легко находит общий язык с противоположным полом. В семейной жизни всю ответственность берет на себя, но по отношению к жене демократичен, учитывает ее мнение. У старшего брата братьев не опыта близкого общения с противоположным полом, поэтому у него могут возникнуть сложности в выборе спутницы. Наиболее подходящий для старшего брата братье вариант – это младшая сестра братьев. Она любит мужчин и легко под них подстраивается. Старшая сестра сестер независима, уверена, редко прислушивается к советам других. Ей свойственна доминирующая позиция. Старшая сестра братьев отличная хозяйка. Она привыкла заботиться о братьях. Во взрослой семейной жизни всю свою заботу переносит на мужа.
Младший
Младший ребенок избалован вниманием родителей и старшими детьми. Он более беззаботен, общителен, оптимистичен. К младшим детям родители, как правило, предъявляют намного меньше требований. Поэтому в жизни они достигают меньшего. Младший ребенок привыкает к тому, что всегда рядом есть кто-то более умный, мудрый, кто подскажет, что делать в той или иной ситуации. Поэтому младшие дети менее инициативны. Правда, среди младших детей чаще встречаются творчески одаренные люди. Для младшего брата сестер отличной парой будет старшая сестра братьев. И соответственно, для младшей сестры братьев – старший брат сестер.
Младший, средний, старший или единственный ребенок: особенности характера и воспитания
Все мы получили в детстве от своих родителей какую-то роль. Это может быть полученная сразу при рождении роль «младшего» или «единственного» ребенка, а может быть и роль «старшего», которая досталась трудно и пришлось пережить немало, прежде чем так характерное для «старших» детей чувство ответственности не стало чертой характера. «Младший» ребенок, так же как и «средний», никогда не переживал ситуацию «единственного» ребенка, которому родители отдают все внимание, всю заботу и всю любовь. В то же время «младший» ребенок более самоуверен и оптимистичен, поскольку не испытал «свержения с престола», как «старший».
У «среднего» ребенка уникальная двойная роль — он получил при рождении роль «младшего» ребенка, а потом получил и роль «старшего» по отношению к родившемуся маленькому. Получив срединную роль, он оказался между двух огней: между «старшим» и «младшим». Их конфликты он рано научился сглаживать, и эта роль миротворца многому научила его, он стал психологически мудрым в вопросах взаимоотношений людей. По этой причине из средних детей могут получиться хорошие воспитатели. Ведь «средние» дети познают в раннем детстве науку общения, и формулу бесконфликтного общения они усваивают гораздо раньше «старших», «младших» и тем более «единственных» детей. Необходимо заметить, что у средних детей повышена адаптивность к различным условиям и ситуациям. «Средние» дети менее эгоцентричны, более открыты опыту, легче кооперируются с другими, более настойчивы и коммуникабельны.
Можно отметить, что родителю и педагогу, если он является, к примеру, «младшим» ребенком, легче устанавливать отношения со «старшими» детьми, а родителю и педагогу, который испытал на себе роль «старшего» ребенка, гораздо легче установить отношения с «младшими» детьми. Та же тенденция прослеживается и в супружеских отношениях.
Взрослым, занимающимся воспитанием детей, важно правильно расставлять акценты в воспитании младшего, старшего или единственного ребенка. Родителям и педагогам необходимо знать, что роль «среднего» или «единственного» ребенка может быть социально-психологическим фактором риска возникновения нервно-психических заболеваний. Для «среднего» ребенка такая ситуация может возникнуть при его промежуточной позиции в семье. В семье, где первым родился мальчик и вторым тоже родился мальчик, а третьей появилась на свет долгожданная девочка, такая промежуточная позиция будет у второго мальчика. И, наоборот, при рождении первой девочки и второй девочки появление долгожданного мальчика делает промежуточной позицию второй девочки. Все главные роли «любимого мальчика» и «любимой девочки» в семейном театре под названием «Моя жизнь среднего ребенка» распределены далеко не в пользу среднего ребенка.
Роль «единственного» ребенка сложна уже тем, что ему приходится постоянно соответствовать ожиданиям родителей. В такой ситуации неблагополучие нервной системы, с одной стороны, и издержки воспитания в виде излишних требований — с другой, способны легко запустить механизм возникновения невроза у «единственного» ребенка. Это сначала изредка возникающие реакции нарушения поведения в виде капризов, переходящих в истерики, в виде страхов и опасений. Потом такие реакции ребенка становятся достаточно частыми, переходя в невротическое состояние.
«Единственный» ребенок самолюбив и эгоцентричен, сильно реагирует на неудачи и поражения. В общении «единственный» ребенок испытывает большие трудности при вступлении в контакт со сверстниками и менее способен к сочувствию по сравнению с «младшими», «старшими» и тем более «средними» детьми. Отметим, что в ситуации развития «единственного» ребенка есть и свои положительные стороны. Прежде всего, «единственные» дети лучше обеспечиваются материально, и родители имеют гораздо больше возможностей развивать способности «единственного» ребенка. «Единственные» дети имеют более высокий уровень интеллекта, самооценки, потребности в успехах и достижениях. Первенцы (старшие и единственные), больше взаимодействуя с родителями, чем рожденные позднее братья и сестры, имеют преимущества в интеллектуальном развитии.
Поведение и воспитательная стратегия родителей меняются, а не остаются неизменными по отношению к «младшему», «среднему» или «единственному» ребенку. Смена стиля воспитания родителей отрицательно сказывается на психическом здоровье ребенка, провоцируя появление у него такой черты характера, как упрямство. Выделяя характерные особенности семейного воспитания детей дошкольного возраста в зависимости от порядка их рождения, оказалось, что порядок рождения ребенка в большей степени влияет на материнскую, а не на отцовскую стратегию воспитания.
Можно выделить следующие особенности воспитания ребенка:
Матери по отношению к «единственным» и «старшим» детям больше склонны к резкой смене стиля, приемов воспитания, чем по отношению к «младшим» детям.
Родители больше склонны к колебаниям в воспитании «старших» мальчиков.
Матери чаще видят свои отрицательные черты характера и слабости именно в своих «старших» детях.
«Единственным» дочерям родители уделяют гораздо больше времени, сил и внимания, стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению потребностей «единственных» дочерей, чрезмерно балуют их по сравнению с «младшими» и «средними» девочками. А вот в отношении «младших» дочерей родительское внимание наиболее сбалансировано.
Чувства родителей к своим детям также отличаются в зависимости от порядка рождения ребенка:
По отношению к «младшим» детям родительские чувства более развиты. Это объясняется тем, что инстинкт материнства и отцовства у родителей усиливается с увеличением их возраста и опыта.
При воспитании «старших» детей родители острее чувствуют самопожертвование и страх причинить вред ребенку.
Наименьшее напряжение у родителей вызывает воспитание «младших» детей.
Все сказанное выше относится и к мальчикам, и к девочкам, но по отношению к девочкам выражено сильнее.
Родители по-разному предъявляют требования и применяют наказания в зависимости от порядка рождения ребенка. Можно выделить следующие закономерности:
Отцы и матери более строги со «старшими» детьми вне зависимости от пола, а наиболее строгое воспитание получают «единственные» дети.
К «старшим» мальчикам родители предъявляют гораздо больше требований, чем к «младшим» и «единственным» мальчикам (к «старшим» девочкам это относится в меньшей степени).
По отношению к «единственным» дочерям родители предпочитают либо вовсе обходиться без наказаний, либо применяют их крайне редко.
Матери и отцы по отношению к «старшим» детям (в отличие от родителей «единственных» детей) при воспитании настроены на то, чтобы подавлять волю детей.
Отношения со сверстниками у детей складываются по-разному в зависимости от их порядка рождения:
Большинство детей, являющихся в семье «единственными» и «старшими», имеют довольно высокий статус в группе сверстников.
Среди «младших» детей довольно высокий процент неблагоприятного положения в группе.
«Старшие» девочки могут пытаться компенсировать не вполне благоприятные отношения в семье благоприятными отношениями со сверстниками."

Старший, младший, единственный...
Характер человека, его судьбу во многом определяет то, был ли он старшим, младшим, а может единственным ребенком в семье. Есть прямая зависимость от порядкового номера рождения и развития ребенка. Психологи выделяют два основных фактора, которые оказывают значительное влияние на формирование личности ребенка. Во-первых, родители. Периоды ожидания каждого ребенка у родителей отличаются друг от друга. На каждого из своих детей они возлагают разные надежды. Рождение ребенка происходит на различных этапах развития самих родителей. Меняются ценности, мировоззрение и это, конечно же, отражается на характере воспитания ребенка. А второй фактор – это то место, которое ребенок занимают среди своих братьев и сестер.

Первый
Первые дети – это можно сказать подопытные кролики. У родителей еще нет опыта или его совсем мало для воспитания детей. Молодые родители более эмоционально реагируют как на достижения первого ребенка, так и на его промахи. Первенец, как правило, получает максимально возможную заботу и внимание. На вторых детей родители реагируют более спокойно и сдержано. Что касается интеллектуальных показателей, у первенцев они обычно выше. Они чаще, чем младшие получают высшее образование. Младшим детям приходится налаживать отношения со старшими, подстраиваться под них. Поэтому они вырастают более гибкими, им легче найти общий язык с окружающими.
Единственный
Если ребенок единственный в семье, то это обязательно скажется на его характере. Ребенок привыкает быть центром внимания, что все самое лучшее достается только ему и не надо ни с кем делиться. По сути, вырастает эгоист. Единственный ребенок уверенно идет по жизни, но что касается взаимоотношений, то здесь его подстерегают сложности. Ведь в семье ему не надо было налаживать контакт, идти на компромиссы. Единственный ребенок привык быть самым-самым. Когда подойдет период выбора себе спутника или спутницы жизни, то не стоит выбирать себе такого же единственного ребенка. Лучшим спутником для единственного ребенка будет старший ребенок, который возьмет на себя роль родителя.
Старший
С появление младенца в доме, единственный до этого момента ребенок автоматически становится старшим. Как правило, в такой ситуации ребенок быстро взрослеет. Это понятно. Ведь ему приходится многие вопросы решать самостоятельно. Родители почти все свое время отдают малышу, а старшему уделяется намного меньше внимания. Старший привыкает полагаться только на себя. Старшие вырастают более ответственными, добросовестными по сравнению с младшими детьми. Это отличные качества для достижения успехов в жизни. Пол младшего ребенка сказывается на характере старшего. Старший брат сестер легко находит общий язык с противоположным полом. В семейной жизни всю ответственность берет на себя, но по отношению к жене демократичен, учитывает ее мнение. У старшего брата братьев не опыта близкого общения с противоположным полом, поэтому у него могут возникнуть сложности в выборе спутницы. Наиболее подходящий для старшего брата братье вариант – это младшая сестра братьев. Она любит мужчин и легко под них подстраивается. Старшая сестра сестер независима, уверена, редко прислушивается к советам других. Ей свойственна доминирующая позиция. Старшая сестра братьев отличная хозяйка. Она привыкла заботиться о братьях. Во взрослой семейной жизни всю свою заботу переносит на мужа.
Младший
Младший ребенок избалован вниманием родителей и старшими детьми. Он более беззаботен, общителен, оптимистичен. К младшим детям родители, как правило, предъявляют намного меньше требований. Поэтому в жизни они достигают меньшего. Младший ребенок привыкает к тому, что всегда рядом есть кто-то более умный, мудрый, кто подскажет, что делать в той или иной ситуации. Поэтому младшие дети менее инициативны. Правда, среди младших детей чаще встречаются творчески одаренные люди. Для младшего брата сестер отличной парой будет старшая сестра братьев. И соответственно, для младшей сестры братьев – старший брат сестер.
Младший, средний, старший или единственный ребенок: особенности характера и воспитания
Все мы получили в детстве от своих родителей какую-то роль. Это может быть полученная сразу при рождении роль «младшего» или «единственного» ребенка, а может быть и роль «старшего», которая досталась трудно и пришлось пережить немало, прежде чем так характерное для «старших» детей чувство ответственности не стало чертой характера. «Младший» ребенок, так же как и «средний», никогда не переживал ситуацию «единственного» ребенка, которому родители отдают все внимание, всю заботу и всю любовь. В то же время «младший» ребенок более самоуверен и оптимистичен, поскольку не испытал «свержения с престола», как «старший».
У «среднего» ребенка уникальная двойная роль — он получил при рождении роль «младшего» ребенка, а потом получил и роль «старшего» по отношению к родившемуся маленькому. Получив срединную роль, он оказался между двух огней: между «старшим» и «младшим». Их конфликты он рано научился сглаживать, и эта роль миротворца многому научила его, он стал психологически мудрым в вопросах взаимоотношений людей. По этой причине из средних детей могут получиться хорошие воспитатели. Ведь «средние» дети познают в раннем детстве науку общения, и формулу бесконфликтного общения они усваивают гораздо раньше «старших», «младших» и тем более «единственных» детей. Необходимо заметить, что у средних детей повышена адаптивность к различным условиям и ситуациям. «Средние» дети менее эгоцентричны, более открыты опыту, легче кооперируются с другими, более настойчивы и коммуникабельны.
Можно отметить, что родителю и педагогу, если он является, к примеру, «младшим» ребенком, легче устанавливать отношения со «старшими» детьми, а родителю и педагогу, который испытал на себе роль «старшего» ребенка, гораздо легче установить отношения с «младшими» детьми. Та же тенденция прослеживается и в супружеских отношениях.
Взрослым, занимающимся воспитанием детей, важно правильно расставлять акценты в воспитании младшего, старшего или единственного ребенка. Родителям и педагогам необходимо знать, что роль «среднего» или «единственного» ребенка может быть социально-психологическим фактором риска возникновения нервно-психических заболеваний. Для «среднего» ребенка такая ситуация может возникнуть при его промежуточной позиции в семье. В семье, где первым родился мальчик и вторым тоже родился мальчик, а третьей появилась на свет долгожданная девочка, такая промежуточная позиция будет у второго мальчика. И, наоборот, при рождении первой девочки и второй девочки появление долгожданного мальчика делает промежуточной позицию второй девочки. Все главные роли «любимого мальчика» и «любимой девочки» в семейном театре под названием «Моя жизнь среднего ребенка» распределены далеко не в пользу среднего ребенка.
Роль «единственного» ребенка сложна уже тем, что ему приходится постоянно соответствовать ожиданиям родителей. В такой ситуации неблагополучие нервной системы, с одной стороны, и издержки воспитания в виде излишних требований — с другой, способны легко запустить механизм возникновения невроза у «единственного» ребенка. Это сначала изредка возникающие реакции нарушения поведения в виде капризов, переходящих в истерики, в виде страхов и опасений. Потом такие реакции ребенка становятся достаточно частыми, переходя в невротическое состояние.
«Единственный» ребенок самолюбив и эгоцентричен, сильно реагирует на неудачи и поражения. В общении «единственный» ребенок испытывает большие трудности при вступлении в контакт со сверстниками и менее способен к сочувствию по сравнению с «младшими», «старшими» и тем более «средними» детьми. Отметим, что в ситуации развития «единственного» ребенка есть и свои положительные стороны. Прежде всего, «единственные» дети лучше обеспечиваются материально, и родители имеют гораздо больше возможностей развивать способности «единственного» ребенка. «Единственные» дети имеют более высокий уровень интеллекта, самооценки, потребности в успехах и достижениях. Первенцы (старшие и единственные), больше взаимодействуя с родителями, чем рожденные позднее братья и сестры, имеют преимущества в интеллектуальном развитии.
Поведение и воспитательная стратегия родителей меняются, а не остаются неизменными по отношению к «младшему», «среднему» или «единственному» ребенку. Смена стиля воспитания родителей отрицательно сказывается на психическом здоровье ребенка, провоцируя появление у него такой черты характера, как упрямство. Выделяя характерные особенности семейного воспитания детей дошкольного возраста в зависимости от порядка их рождения, оказалось, что порядок рождения ребенка в большей степени влияет на материнскую, а не на отцовскую стратегию воспитания.
Можно выделить следующие особенности воспитания ребенка:
Матери по отношению к «единственным» и «старшим» детям больше склонны к резкой смене стиля, приемов воспитания, чем по отношению к «младшим» детям.
Родители больше склонны к колебаниям в воспитании «старших» мальчиков.
Матери чаще видят свои отрицательные черты характера и слабости именно в своих «старших» детях.
«Единственным» дочерям родители уделяют гораздо больше времени, сил и внимания, стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению потребностей «единственных» дочерей, чрезмерно балуют их по сравнению с «младшими» и «средними» девочками. А вот в отношении «младших» дочерей родительское внимание наиболее сбалансировано.
Чувства родителей к своим детям также отличаются в зависимости от порядка рождения ребенка:
По отношению к «младшим» детям родительские чувства более развиты. Это объясняется тем, что инстинкт материнства и отцовства у родителей усиливается с увеличением их возраста и опыта.
При воспитании «старших» детей родители острее чувствуют самопожертвование и страх причинить вред ребенку.
Наименьшее напряжение у родителей вызывает воспитание «младших» детей.
Все сказанное выше относится и к мальчикам, и к девочкам, но по отношению к девочкам выражено сильнее.
Родители по-разному предъявляют требования и применяют наказания в зависимости от порядка рождения ребенка. Можно выделить следующие закономерности:
Отцы и матери более строги со «старшими» детьми вне зависимости от пола, а наиболее строгое воспитание получают «единственные» дети.
К «старшим» мальчикам родители предъявляют гораздо больше требований, чем к «младшим» и «единственным» мальчикам (к «старшим» девочкам это относится в меньшей степени).
По отношению к «единственным» дочерям родители предпочитают либо вовсе обходиться без наказаний, либо применяют их крайне редко.
Матери и отцы по отношению к «старшим» детям (в отличие от родителей «единственных» детей) при воспитании настроены на то, чтобы подавлять волю детей.
Отношения со сверстниками у детей складываются по-разному в зависимости от их порядка рождения:
Большинство детей, являющихся в семье «единственными» и «старшими», имеют довольно высокий статус в группе сверстников.
Среди «младших» детей довольно высокий процент неблагоприятного положения в группе.
«Старшие» девочки могут пытаться компенсировать не вполне благоприятные отношения в семье благоприятными отношениями со сверстниками."
Жанна
На плечи старшего ребенка мать часто перекладывает свою работу по уходу за вторым или остальными детьми, напр., подтереть попу младшего, собрать игрушки после младших, проверить домашнюю работу младшего и тд. В итоге старший вырастает с комплексами. Старший потом всю жизнь чувствует ответственность за младших, что мешает устройству его жизни, карьеры и тд. Ходила на курсы по психологии.
06.11.2015
Ответить
Юлия
встречала море людей кот в семье не единственные дети и Тааааааааааакие эгоисты)))) так что многое правда)) но исключения встречаются))
22.11.2011
Ответить
Светлана
Я - единственный, и именно поэтому, сделала выводы и решила, что у меня не должен быть один ребёнок. Выйдя замуж, эгоиста в себе пришлось душить всеми силами, но до конца это сделать всё равно не получилось.

21.11.2011
Ответить
Елена
Насчет первенца согласна) насчёт единственного - нет. Я самый ярый пример не эгоиста. Может быть потому что я жила в одном дворе с 2 двоюродными братьями. Или может родители меня воспитывали так...
Вывод один - как поливаем цветок, так он и будет расти=)
21.11.2011
Ответить
Настя
А у меня по поводу эгоизма вообще путаница. Я не эгоистка, хоть и единственная. Я по поведению похожа на старшую сестру братьев - всех под своё крыло и обо всех забочусь. А муж эгоист и единственный ребёнок. Иногда кажется, что он живёт отдельной от нас жизнью, полной своих забот. А проблемы детей его не касаются. Отдал з/п и свободен- крутитесь сами. Вот такая политика. Бесит!!!
21.11.2011
Ответить