Почему слово "нельзя" НЕ действует на ребёнка?! (с)
(с) О детях, воспитании, материнствеНе моё!!

Автор
Помню, читала несколько статей о том, что в речи с детьми следует избегать слова "нельзя". Аргумент был такой, что если слово "можно" обозначает возможность действия как такового, то слово "нельзя", как антоним, означает его невозможность: человек может бегать = можно – не может летать = нельзя.
И сейчас, размышляя, становится понятно, почему детки на все наши крики "нельзя" не реагируют даже тогда, когда им угрожает опасность.. Ведь если на весь набор запретов будет только одно обозначение "нельзя", то когда-нибудь ребёнку всё же станет ясно, что очень даже можно ;)

Поэтому, если мы запрещаем малышу бегать по лужам словом "нельзя" и брать острый нож этим же словом, то со временем ребёнок проверит, и окажется, что бегать по лужам очень весело и иногда можно – когда мама не видит. Так почему бы и не проверить то же самое с ножом?! – может это тоже весело??
И дело совершенно не в том, что слово "нельзя" не действенно для запретов, просто количество употребления этого слова перевешивает, так сказать, качество. Ведь если мы будем рассматривать вышеуказанную теорию как верную, то окажется, что ребёнок не задумывается о смысле самого слова "нельзя", даже взрослый об этом не задумывается. То есть не разделяет действия на возможные и невозможные для подбора нужного слова.
С другой стороны, почему слово должно иметь только одно значение и означать не только нереальность, но и ненадобность: "нельзя" = "не надо"!? Ведь какой смысл мы заложим в слово, таким оно и будет обладать, независимо от того, что говорит нам толковый словарь или не менее "толковый" советчик :).
Как сказал кто-то очень умный: "Нельзя найти двух человек, которые вкладывали бы одинаковое содержание в слово, обозначающее предмет или явление объективного мира. В значении слова для каждого индивидуума содержится нечто субъективное". Поэтому очень часто можно говорить "нельзя", а иметь в виду "не надо"...
Задумалась я об этом всём только сейчас, когда мой сын практически не слыша слова "нельзя", стал употреблять слово "не можно", подставляя к глаголу "можно" частичку "не", как и к другим глаголам.
Обычно слово "нельзя" появляется в детском лексиконе наравне со словом "мама" и позже трансформируется в глагол "зя"="льзя", если малыш хочет заявить обратный смысл.
У нас же ситуация совсем иная. Можете подумать, что моему сыну всё-всё можно и он не знает слов запрета... .но это не так, у него тоже обозначены границы.
Анализируя свой опыт я увидела, что запреты у нас разделились на три основные категории: "Опасно", "Моя граница" и "Тебе же хуже будет", причём, многие запреты из категории "Опасно", с возрастом ребёнка, кочевали в "Тебе же хуже будет" и вскоре надобность в первой категории почти отпала, но это только к годам 4-5.
Итак, в категорию "Опасно" входят такие запреты как: любые манипуляции с электрическими приборами, горячим, острым, а также игры и бег возле проезжей части. Запрет так и обозначается: "Маттиас, это опасно!" – если времени на объяснения нет, то ребёнка или опасный предмет убираю, и позже всегда объясняю что к чему. Таких запретов у нас мало :)
В категорию "Моя граница" входит всё то, что я не хочу давать ребёнку в руки или разрешать делать, например: бить меня и других, кусать, нажимать на кнопки лэптопа, мять мои книги и т.д. Этот запрет обозначается словами: "Я не хочу, чтобы...", например, "Я не хочу, чтобы ты меня бил, потому что мне больно!", – и пока ребёнок не понимает объяснений, придерживаю его руку, убираю его от себя.
Категория "Тебе же хуже будет" появилась позже, когда ребёнок начал понимать все мои объяснения и такие абстрактные понятия как "больно, горячо, неприятно, холодно осторожно и т.д." Сюда входит всё то, что может навредить малышу и только то, о чём он точно знает, что это может ему навредить. То есть после нескольких лет моих объяснений о том, что утюг горячий и больно обжигает, бритва острая и больно режется и т.д. теперь достаточно только одного предупреждения: "Мати, утюг включён/горячий", "Этот нож острый, возьми другой!" и т.д.
Вот так и оказалось, что в моём лексиконе не было слова "нельзя" :) Сынок, конечно, знает, что это такое, но активно не употребляет, потому что не слышит, чтобы я его употребляла. А больше ему не с кем по-русски поговорить :))
Поэтому, дорогие мамы, для собственного спокойствия и для безопасности своего малыша подойдите к запретам осознанно и запрещайте то, что опасно, словом "опасно", а словом "нельзя" – всё остальное (хотя лучше и тут попробовать разделить запреты на иные категории). Но опасности должны быть действительно внушительными. Это то, что остаётся НАВСЕГДА опасным: бег по проезжей части, электрические приборы и вода, острые предметы и т.д. – это всё представляет опасность как для детей, так и для взрослых.
Хотя есть такие опасности, о которых трудно сказать, опасны они или нет или их опасность переменчива, например, я иду с кастрюлей, а в ней горячая вода – это опасно. Но ведь сама по себе мама с кастрюлей не опасна, потому что в ней может быть и холодная вода. Чтобы ребёнок не запечатлел картину "мама с кастрюлей" как заведомо опасную, можно употребить слово "осторожно". Ведь в любом возрасте надо быть осторожней, если мама несёт кастрюлю.;)
И ещё следует рассказать, как я учила сына относиться к опасностям. Я не только объясняла, но и активно учила его пользоваться такими "обычно запрещёнными" предметами, ведь для чего-то они нужны.
Получался примерно такой диалог: "Мати опасно трогать розетку! В розетке ток и может больно ударить. Туда можно вставлять только штекер, вот такую вилку с двумя "палочками" для двух дырочек и проводом, больше туда ничего вставлять не нужно! А ток нужен для того, чтобы наши электрические приборы, миксер, компьютер – всё, у чего есть мотор и провод и нет батареек, могли работать. Они кушают ток и от этого у них появляются силы работать".
Количество фраз в этом диалоге росло с количеством лет ребёнка. Когда он их понял и осознал, надобность в объяснениях отпала, тут уже можно стало поразмышлять о том, как это всё работает и для чего оно нужно, – но это уже не об опасностях...
Важно с малых лет учить ребёнка пользоваться всем "обычно запретным", например, розеткой. Я всегда просила сына включить (воткнуть в розетку) для меня лэптоп, миксер или лампу. Вначале помогала ему, потом он и сам справлялся; и у него больше не возникало желания засунуть в розетку какой-нибудь посторонний предмет, потому что розетка больше не была "запретным плодом".
Также и с ножами: Маттиас всегда помогал мне готовить; сначала столовым ножом, потом тоже столовым, но "пилой", у которого зубья больше и им возможно хоть что-нибудь порезать, а позже и обычным, не очень острым ножом. Ради такого дела, можно просто выделить ребёнку один из ножей и не затачивать его ;)
С аптечкой сынок тоже очень любил играть. Под надзором, конечно. Я объясняла, что лекарства нельзя глотать просто так и к чему это может привести. Хотя у меня в аптечке шаром покати, только глобулин и пара кремов, ну и старые, выписываемые врачами, жаропонижающие, – но желания чего-нибудь съесть у него не было.
Так же я давала ему использованные пузырики, баночки и настоящие пластыри, бинты и шприцы без игл для его собственной аптечки, можно дать детский крем биологический (такой, который и съесть безопасно:)). И моющие вещества тоже экологичные, пусть помогает мыть и чистить. Если реально найти.
Если ребёнка с опасным предметом знакомит мама, то ему больше не надо в её отсутствие (пока никто не видит и не запрещает) искать себе такие вот опасности, чтобы, наконец, понять для чего они нужны и почему ему их нельзя брать.
Можно даже показать падение ребёнку – поймать в последний момент, он успеет испугаться и будет понимать, почему ему надо быть аккуратным. Я своего ловила со стола, после этого он стал смотреть, где край и мы сохранили друг другу много нервов – мне не приходилось запрещать и бояться, а ему проверять границы.
Есть, конечно, вещи с которыми не познакомишь – машины, например. Тут уж только следить, объяснять и ждать не только того момента, когда малыш поймёт наши объяснения, но и до тех пор оберегать его, пока он не научится взвешивать, анализировать и отделять опасные дороги от неопасных. Ребёнку трудно понять, почему на этом асфальте можно играть, а на вон том нет.
А для совсем маленьких слово запрета реальной опасности должно звучать так, что трогать предмет не захочется. Детки понимают интонацию, также как и животные, пока не начинают осозновать смысл, вложенный в слово.
Поэтому карапузам слово "опасно" должно внушать страх (важно, пореже употреблять это слово). Чтобы понять какой должна быть интонация придётся представить что-то плохое, что случается с малышом, и хорошенько отследить с какими чувствами произносится слово "опасно" в реально опасной ситуации.
Я представляла, как кричала бы сыну, если бы он бежал к дороге с машинами. Но мы не будем долго визуализировать такие ужасные вещи, а только быстро отследим интонацию и потренируем произношение слова "опасно" так, чтобы ребёнку было сразу понятно.
И не забывайте при объяснениях о волшебном слове "можно". Не прогнозируйте падение и порез: "Ты упадёшь/ порежешься" – констатация факта, а укажите на возможность несчастного случая: "Можно упасть/ порезаться", "Ты можешь упасть/ порезаться". Детки будут вам за это благодарны в будущем, потому что простым оборотом речи Вы лишите их многих страхов. Ведь что страшнее: "Я потеряю" или "Я могу потерять"?
И самое главное доверие... Недавно у нас произошла такая история: Маттиас ковырял большим ножом свежий печной хлеб (этот хлеб всегда очень чёрствый, когда свежий) и отрезать у него явно не получалось. Я сидела рядом, пришёл муж и несколько минут наблюдал за всем этим действом, с явным желанием помочь и прогнозированием пореза в голове. Выражение лица было таким, как будто мы уже в больницу едем с обрубленным пальцем.
Помочь он не решался, потому что знал, что я разрешаю сыну брать ножи и самому резать (сейчас ему 4 уже года). И тут муж произносит в мой адрес что-то типа: "И как ты можешь спокойно сидеть и смотреть на такое..." Я, не задумываясь, ответила: "А я просто не смотрю, и ты отвернись!"
Доверьтесь врождённым природным инстинктам, мудрости матушки природы. Если сложно иногда смотреть как ребёнок совершает прыжок с высоты, тренирует сальто мортале или хвастается недавно выдуманным 25-ым способом свернуть себе шею, то лучше честно сказать ему, что смотреть на это Вы не можете. Сказать, что доверяете ему, и пусть сам пробует, а лично у Вас не хватит нервов смотреть на это всё. Так и скажите, что можете всё испортить – Кинуться спасать, например. Но если что случится, то Вы, конечно, всегда рядом и готовы пожалеть малыша.
Взаимопонимания Вам и Вашим деткам!

Автор
Помню, читала несколько статей о том, что в речи с детьми следует избегать слова "нельзя". Аргумент был такой, что если слово "можно" обозначает возможность действия как такового, то слово "нельзя", как антоним, означает его невозможность: человек может бегать = можно – не может летать = нельзя.
И сейчас, размышляя, становится понятно, почему детки на все наши крики "нельзя" не реагируют даже тогда, когда им угрожает опасность.. Ведь если на весь набор запретов будет только одно обозначение "нельзя", то когда-нибудь ребёнку всё же станет ясно, что очень даже можно ;)

Поэтому, если мы запрещаем малышу бегать по лужам словом "нельзя" и брать острый нож этим же словом, то со временем ребёнок проверит, и окажется, что бегать по лужам очень весело и иногда можно – когда мама не видит. Так почему бы и не проверить то же самое с ножом?! – может это тоже весело??
И дело совершенно не в том, что слово "нельзя" не действенно для запретов, просто количество употребления этого слова перевешивает, так сказать, качество. Ведь если мы будем рассматривать вышеуказанную теорию как верную, то окажется, что ребёнок не задумывается о смысле самого слова "нельзя", даже взрослый об этом не задумывается. То есть не разделяет действия на возможные и невозможные для подбора нужного слова.
С другой стороны, почему слово должно иметь только одно значение и означать не только нереальность, но и ненадобность: "нельзя" = "не надо"!? Ведь какой смысл мы заложим в слово, таким оно и будет обладать, независимо от того, что говорит нам толковый словарь или не менее "толковый" советчик :).
Как сказал кто-то очень умный: "Нельзя найти двух человек, которые вкладывали бы одинаковое содержание в слово, обозначающее предмет или явление объективного мира. В значении слова для каждого индивидуума содержится нечто субъективное". Поэтому очень часто можно говорить "нельзя", а иметь в виду "не надо"...
Задумалась я об этом всём только сейчас, когда мой сын практически не слыша слова "нельзя", стал употреблять слово "не можно", подставляя к глаголу "можно" частичку "не", как и к другим глаголам.
Обычно слово "нельзя" появляется в детском лексиконе наравне со словом "мама" и позже трансформируется в глагол "зя"="льзя", если малыш хочет заявить обратный смысл.
У нас же ситуация совсем иная. Можете подумать, что моему сыну всё-всё можно и он не знает слов запрета... .но это не так, у него тоже обозначены границы.
Анализируя свой опыт я увидела, что запреты у нас разделились на три основные категории: "Опасно", "Моя граница" и "Тебе же хуже будет", причём, многие запреты из категории "Опасно", с возрастом ребёнка, кочевали в "Тебе же хуже будет" и вскоре надобность в первой категории почти отпала, но это только к годам 4-5.
Итак, в категорию "Опасно" входят такие запреты как: любые манипуляции с электрическими приборами, горячим, острым, а также игры и бег возле проезжей части. Запрет так и обозначается: "Маттиас, это опасно!" – если времени на объяснения нет, то ребёнка или опасный предмет убираю, и позже всегда объясняю что к чему. Таких запретов у нас мало :)
В категорию "Моя граница" входит всё то, что я не хочу давать ребёнку в руки или разрешать делать, например: бить меня и других, кусать, нажимать на кнопки лэптопа, мять мои книги и т.д. Этот запрет обозначается словами: "Я не хочу, чтобы...", например, "Я не хочу, чтобы ты меня бил, потому что мне больно!", – и пока ребёнок не понимает объяснений, придерживаю его руку, убираю его от себя.
Категория "Тебе же хуже будет" появилась позже, когда ребёнок начал понимать все мои объяснения и такие абстрактные понятия как "больно, горячо, неприятно, холодно осторожно и т.д." Сюда входит всё то, что может навредить малышу и только то, о чём он точно знает, что это может ему навредить. То есть после нескольких лет моих объяснений о том, что утюг горячий и больно обжигает, бритва острая и больно режется и т.д. теперь достаточно только одного предупреждения: "Мати, утюг включён/горячий", "Этот нож острый, возьми другой!" и т.д.
Вот так и оказалось, что в моём лексиконе не было слова "нельзя" :) Сынок, конечно, знает, что это такое, но активно не употребляет, потому что не слышит, чтобы я его употребляла. А больше ему не с кем по-русски поговорить :))
Поэтому, дорогие мамы, для собственного спокойствия и для безопасности своего малыша подойдите к запретам осознанно и запрещайте то, что опасно, словом "опасно", а словом "нельзя" – всё остальное (хотя лучше и тут попробовать разделить запреты на иные категории). Но опасности должны быть действительно внушительными. Это то, что остаётся НАВСЕГДА опасным: бег по проезжей части, электрические приборы и вода, острые предметы и т.д. – это всё представляет опасность как для детей, так и для взрослых.
Хотя есть такие опасности, о которых трудно сказать, опасны они или нет или их опасность переменчива, например, я иду с кастрюлей, а в ней горячая вода – это опасно. Но ведь сама по себе мама с кастрюлей не опасна, потому что в ней может быть и холодная вода. Чтобы ребёнок не запечатлел картину "мама с кастрюлей" как заведомо опасную, можно употребить слово "осторожно". Ведь в любом возрасте надо быть осторожней, если мама несёт кастрюлю.;)
И ещё следует рассказать, как я учила сына относиться к опасностям. Я не только объясняла, но и активно учила его пользоваться такими "обычно запрещёнными" предметами, ведь для чего-то они нужны.
Получался примерно такой диалог: "Мати опасно трогать розетку! В розетке ток и может больно ударить. Туда можно вставлять только штекер, вот такую вилку с двумя "палочками" для двух дырочек и проводом, больше туда ничего вставлять не нужно! А ток нужен для того, чтобы наши электрические приборы, миксер, компьютер – всё, у чего есть мотор и провод и нет батареек, могли работать. Они кушают ток и от этого у них появляются силы работать".
Количество фраз в этом диалоге росло с количеством лет ребёнка. Когда он их понял и осознал, надобность в объяснениях отпала, тут уже можно стало поразмышлять о том, как это всё работает и для чего оно нужно, – но это уже не об опасностях...
Важно с малых лет учить ребёнка пользоваться всем "обычно запретным", например, розеткой. Я всегда просила сына включить (воткнуть в розетку) для меня лэптоп, миксер или лампу. Вначале помогала ему, потом он и сам справлялся; и у него больше не возникало желания засунуть в розетку какой-нибудь посторонний предмет, потому что розетка больше не была "запретным плодом".
Также и с ножами: Маттиас всегда помогал мне готовить; сначала столовым ножом, потом тоже столовым, но "пилой", у которого зубья больше и им возможно хоть что-нибудь порезать, а позже и обычным, не очень острым ножом. Ради такого дела, можно просто выделить ребёнку один из ножей и не затачивать его ;)
С аптечкой сынок тоже очень любил играть. Под надзором, конечно. Я объясняла, что лекарства нельзя глотать просто так и к чему это может привести. Хотя у меня в аптечке шаром покати, только глобулин и пара кремов, ну и старые, выписываемые врачами, жаропонижающие, – но желания чего-нибудь съесть у него не было.
Так же я давала ему использованные пузырики, баночки и настоящие пластыри, бинты и шприцы без игл для его собственной аптечки, можно дать детский крем биологический (такой, который и съесть безопасно:)). И моющие вещества тоже экологичные, пусть помогает мыть и чистить. Если реально найти.
Если ребёнка с опасным предметом знакомит мама, то ему больше не надо в её отсутствие (пока никто не видит и не запрещает) искать себе такие вот опасности, чтобы, наконец, понять для чего они нужны и почему ему их нельзя брать.
Можно даже показать падение ребёнку – поймать в последний момент, он успеет испугаться и будет понимать, почему ему надо быть аккуратным. Я своего ловила со стола, после этого он стал смотреть, где край и мы сохранили друг другу много нервов – мне не приходилось запрещать и бояться, а ему проверять границы.
Есть, конечно, вещи с которыми не познакомишь – машины, например. Тут уж только следить, объяснять и ждать не только того момента, когда малыш поймёт наши объяснения, но и до тех пор оберегать его, пока он не научится взвешивать, анализировать и отделять опасные дороги от неопасных. Ребёнку трудно понять, почему на этом асфальте можно играть, а на вон том нет.
А для совсем маленьких слово запрета реальной опасности должно звучать так, что трогать предмет не захочется. Детки понимают интонацию, также как и животные, пока не начинают осозновать смысл, вложенный в слово.
Поэтому карапузам слово "опасно" должно внушать страх (важно, пореже употреблять это слово). Чтобы понять какой должна быть интонация придётся представить что-то плохое, что случается с малышом, и хорошенько отследить с какими чувствами произносится слово "опасно" в реально опасной ситуации.
Я представляла, как кричала бы сыну, если бы он бежал к дороге с машинами. Но мы не будем долго визуализировать такие ужасные вещи, а только быстро отследим интонацию и потренируем произношение слова "опасно" так, чтобы ребёнку было сразу понятно.
И не забывайте при объяснениях о волшебном слове "можно". Не прогнозируйте падение и порез: "Ты упадёшь/ порежешься" – констатация факта, а укажите на возможность несчастного случая: "Можно упасть/ порезаться", "Ты можешь упасть/ порезаться". Детки будут вам за это благодарны в будущем, потому что простым оборотом речи Вы лишите их многих страхов. Ведь что страшнее: "Я потеряю" или "Я могу потерять"?
И самое главное доверие... Недавно у нас произошла такая история: Маттиас ковырял большим ножом свежий печной хлеб (этот хлеб всегда очень чёрствый, когда свежий) и отрезать у него явно не получалось. Я сидела рядом, пришёл муж и несколько минут наблюдал за всем этим действом, с явным желанием помочь и прогнозированием пореза в голове. Выражение лица было таким, как будто мы уже в больницу едем с обрубленным пальцем.
Помочь он не решался, потому что знал, что я разрешаю сыну брать ножи и самому резать (сейчас ему 4 уже года). И тут муж произносит в мой адрес что-то типа: "И как ты можешь спокойно сидеть и смотреть на такое..." Я, не задумываясь, ответила: "А я просто не смотрю, и ты отвернись!"
Доверьтесь врождённым природным инстинктам, мудрости матушки природы. Если сложно иногда смотреть как ребёнок совершает прыжок с высоты, тренирует сальто мортале или хвастается недавно выдуманным 25-ым способом свернуть себе шею, то лучше честно сказать ему, что смотреть на это Вы не можете. Сказать, что доверяете ему, и пусть сам пробует, а лично у Вас не хватит нервов смотреть на это всё. Так и скажите, что можете всё испортить – Кинуться спасать, например. Но если что случится, то Вы, конечно, всегда рядом и готовы пожалеть малыша.
Взаимопонимания Вам и Вашим деткам!
Sa.Olka
Спасибо за статью, полезная. Распечатаю и дам всем родственникам, а то устала с ними бороться и объяснять что и как надо говорить. С мамой часто ругаемся, она ""Если контролировать все слова, то с ума можно сойти" и т.д. И они сначала говорят какой избалованный и не послушный ребенок, а потом играют с ним в такие игры
(короче учат его беситься и озорничать), а потом ругают его если эта же игра начинается по инициативе ребенка, а взрослый про нее и забыл уже. Короче воспитание надо начинать с себя и с окружения малыша!!!
(короче учат его беситься и озорничать), а потом ругают его если эта же игра начинается по инициативе ребенка, а взрослый про нее и забыл уже. Короче воспитание надо начинать с себя и с окружения малыша!!!
30.11.2011
Ответить
Анюта
Мне каж, вообще родственники частенько "мешают" правильному воспитанию.... Хотя не грешат и сами поучить при случае, как надо воспитывать детей!!!
Лишь бы в дело! А то ведь, что говоришь, что почитать даешь - а результата нет....
30.11.2011
Ответить
Sa.Olka
Вот-вот и любимая фраза ВСЕ "Ну тебя (брата, сестру) как-то вырастили и без всего этого и ничего- хорошие, уважаемые люди!" И после этого все аргументы застревают в горле
...
...
01.12.2011
Ответить
Иринушка
Был такой советский номер с клоунами про нельзя и зяяяя. Я нельзя говорю, только в случаях, когда нельзя совершать это действие будет всегда, на категории делить, думаю, пока рано, но привыкать уже пора.
19.11.2011
Ответить
Анюта
Ну, да, это статья для деток уже постарше, но начинать правильно делать нам уже можно)
19.11.2011
Ответить
Ална Татьяна
В принципе,с большинством согласна . Но вот насчет падения со стола.. Ань,нас это ничему не научило. В дивана падала много. как только научалась ползать. А слазить вот только научилась. показывала тысячи раз.
У Вари вообще отсутствует чувство страха. И иногда меня это пугает. вот сегодня в поликлинике она рванула к лифту. Еле поймала. причем она реально к нему побежала. я ей уже много раз повторяла,что в лифт надо заходить только со взрослыми. А еещ она в общественных местах просто прет напролом,и даже не оглядывается,где же мама. Если ты когда нибудь видела в поликлиниках мамочек ,несущихся через коридор и орущих " Вася\Петя\Лена/Даша",то знай,это про меня.
Я нельзякаю ,признаю. Стараюсь употреблять реже,но кажется,не получается.
18.11.2011
Ответить
Анюта
Так и у нас все также, как ты написала. Просто эта статейка больше подходит для малышей, которые уже побольше наших понимают, лет после 2х... Потому, что вот даже у сестры дочь, 1,8г, она пока еще тоже не осознает опасности! Она знает, что мама говорит "опасно", когда бежить к дороге, но как именно и в чем опасность, все равно еще не понимает.
А статья как раз нам на подмогу, как надо начинать, чтобы потом легче было правильно делать.
18.11.2011
Ответить
СВЕТA
Я эту статью уже когда-то читала. Очень доступно объяснето что и как. Стараюсь, конечно не говорить это слово - заменяю на осторожно и нет. А вот папа наш постоянно забывает и нельзякает почем зря, за что регулярно с ним проводится беседа. А так он со мной согласен - тоже читал. Мама моя это бредом считает, с ней работа еще будет проводиться))))
18.11.2011
Ответить
Анюта
Старшее поколение по-другому воспитано и у них, в принципе, было мало инфорамации и их сложно уже сейчас заставить принять что-то новое...
18.11.2011
Ответить
Алёна✿ܓ
я уже читала эту статью на просторах ББ или же что то подобное относительно применения слова "нельзя", сразу скажу, у меня не всегда получается следить за своей речью, особенно если моя мама приезжает, она то и дело говорит внуку "нельзя то" и "нельзя это", хотя я допускаю многое из категории маминого "нельзя", чаще использую "не нужно этого делать", "не надо", но и "нельзя" проскакивает довольно часто
пока писала коммент мне пришла мысль, что само слово "нельзя" смешное какое то))))
18.11.2011
Ответить
Анюта
Так многие дети на звук самого слова "нельзя" начинают смеяться)))
Я тоже пытаюсь его пореже употреблять, но не всегда получается. А наш мамы сами не знали и нас так воспитали, на этом слове... Поэтому мы сами уж должны себя контролировать...
18.11.2011
Ответить
Иринка
Очень поучительная статья. Спасибо Аня. Добавила в заметки.У меня одна знакомая употребляет слово "нельзя", только в тех случаях, когда это ребёнку будет нельзя делать или трогать вообще никогда, а во всех остальных случаях она говорит "не надо". И это работает. Правда не с первого раза ))) Но здесь дело только в терпении. А вот мой муж вычитал где то, что вместо "нельзя" лучше говорить ребёнку "ай-ай-ай". Правда мне это не очень нравиться (((
18.11.2011
Ответить
Анюта
И правильно она делает)) Я давно про это знаю, а статью только нашла... Тоже стараюсь пореже употреблять. Также говорю "опасно", а в остальных случаях обычно говорю "нет!"...
18.11.2011
Ответить
