Как правильно говорить "нельзя"
Воспитательные моментыУра! Вчера сошелся мой пазл про воспитание ребенка. Я читала много в книгах про то, что нельзя "тюкать" ребенка и все ему запрещать, но также знаю и то, что должна быть золотая середина, что абсолютно все разрешать тоже нельзя. Да и не получается. Вчера, благодаря этой статье в дневнике
Самое первое, что нужно установить во взаимодействии с ребенком это атмосфера любви и принятия. А это значит усиливать привязанность (как, смотрите здесь), реагировать на его потребности и не выплескавать свое раздражение на него. Ребенок должен чувствовать себя в безопасности рядом с родителями.
На эту базисную основу доверия и безопасности накладываем границы, которые защищают ребенка в первую очередь (а не маму) от неприятностей. Мне кажется важным, при установлении границ думать именно о безопасности и пользе для ребенка, а не о своем комфорте. Вот это и есть мерило того, что мы не ограничиваем его сверх меры, действуя под влиянием своих шаблонов и "детских трансов".
Теперь сам механизм установления границ. Определите чего вашему ребенку точно нельзя. Например: лезть в мусорное ведро, рвать книжки, трогать плиту и т.д. Чем раньше по времени вы реагируете (желательно, чтобы границы устанавливались в тот момент, когда ребенок совершает нежелательное действие впервые), тем легче закрепить границу. Потому как если раньше было всегда можно, а сейчас вдруг нельзя, ребенок будет протестовать (вы бы тоже протестовали на его месте).
Итак, представим ситуацию: ребенок, подходит к мусорному ведру. Ваши действия.
Шаг первый: Строгим, но добрым (не истеричным, не раздражительным) голосом сказать, что этого нельзя делать. Если ребенок продолжает, то
Шаг второй: усилить строгость голоса (твердость интонации и громкость повысить) и повторить запрет. Думаю, здесь будет здорово если удасться увидеть глаза ребенка и сказать глядя на него. Если это не помогает, то
Шаг третий: физическое устранение. Либо ребенка, либо запретной вещи. Если начинается ор (что на первых порах, если раньше воспитывали по-другому, частое явление - чем-то отвлекаем. Важно при этом не заискивать перед ребенком, не уговаривать и по-прежнему не раздражаться. Сохраняйте спокойствие, все идет как надо, вы с этой ситуацией справитесь.
Главное, чтобы те вещи, которые вы ему запрещаете, ему нельзя было никогда, иначе ребенок будет дезориентирован и обязательно будет пытаться раздвигать границы. Ну и, повторюсь, таких запретов не должно быть слишком много. Но вы обязательно должны быть последовательны. Не надо отнимать у ребенка опасную вещь сразу, попробуйте сначала повоздействовать голосом. Физическое устранение должно быть самым сильным воздействием, а не первым. Тогда через какое-то время ребенок будет реагировать на ваш голос и интонацию и слушаться. И еще ему будет понятно, почему его унесли от желаемой вещи, ведь сначала мама предупредила, а потом уже начала действовать.