Повышаю мама-квалификацию
Воспитательные моменты Несколько
недель назад мне довелось побывать на тренинге под названием "Школа
счастливых родителей". Это мой первый тренинг после рождения детей -
более 2х лет я не посещала подобные мероприятия, хотя до этого бывала
довольно часто.
Если вам интересна программа тренинга, можно посмотреть здесь. А я поделюсь своими собственными впечатлениями и откровениями :)
На фото выше - наша группа. На удивление, собралось довольно много людей (почему-то я думала, что будет гораздо меньше), сильно разных по возрасту и по возрасту детей. Кстати, я в сиреневой кофточке с косичкой, сижу спиной к фотографу .
Впечатления от тренинга остались неоднозначные. С одной стороны, я прочитала довольно много книг про воспитание и множество идей были для меня не новы. С другой стороны, я люблю тренинги именно из-за того, что они дают заряд энергии, чтобы двигаться в нужном направлении. А именно этот тренинг подарил мне и еще кое-что: полный пересмотр моего мнения по поводу дисциплины.
Тотальная дисциплина
Раньше над таким важным понятием, как дисциплина я особенно не размышляла. Конечно, у нас был установлен распорядок дня (думаю, все мамочки с 2мя и более детьми меня поймут), и распорядок домашних дел (иначе будет тотальный бардак и неуспевание ничего). Но я не думала, что это может как-то повлиять на жизнь и характер детей. Более того, я была уверена, что если хочу вырастить людей, склонных к лидерству и умеющих организовать себя, то нужно дать им как можно раньше принимать самостоятельные решения.
Сейчас я пересмотрела свою позицию благодаря тренингу и другим источникам информации. Ребенок - человек, у которого совершенно нет жизненного опыта, знаний и понимания того, как жить в обществе, и более - как стать счастливым и успешным в обществе. Наша задача как родителей - подготовить детей к самостоятельной жизни. С этим мнением я всегда была согласна. Однако у меня было весьма смутное понимание того, как же это сделать.
Оказывается - дисциплина с
раннего детства - ключ к решению многих вопросов. Когда я услышала это
на семинаре, во мне сразу родился протест. Дисциплина ассоциировалась с
запуганными детьми, неспособными к самостоятельным поступкам. Однако
Марина (наш тренер) и собственные размышления привели к другому
пониманию слова "дисциплина".
Основная мысль - вовсе не тотальное запугивание малыша! Чем больше дисциплины, тем больше любви должно быть в семье. Это первое. Второе - постепенная передача ответственности ребенку в тех вопросах, которые он уже в состоянии решать самостоятельно. Но об этом чуть позже. А пока еще одна мысль, которую я поддерживаю.
Еще одно интересное сравнение,
прозвучавшее на тренинге - дисциплина - это как стены в доме. Никому не
приходит в голову пройти сквозь них, или порыдать, чтобы они исчезли.
Требования делают мир понятнее, нет бодания по разным поводам, уходит
куча нервов по ерунде. Ведь всем нужен порядок в уме и душе. Поэтому
дисциплина - это освобождение, а не угнетение.
Режим дня
Режим дня - крайне важен для ребенка. Я это понимала давно, поэтому режим у нас был введен еще когда дочкам было 4 месяца. Мне странно читать посты, в которых мамочки говорят, что дети ложатся спать за полночь, едят когда хотят, и гуляют так же, и играют так же и все другие дела делают так же. Мамы при этом уверены, что воспитывают в детях лидерский характер или им просто не хочется вводить режим, потому что это напряжно.
Но подумайте немного о том, к чему это приведет в дальнейшем? Вы таким образом воспитываете не лидера, а домашнего тирана. Когда ребенок пойдет в сад, а потом в школу - будут ежедневные безумные скандалы. Вам это надо? Если ребенок привыкает делать все как хочется, ему будет сложно делать, как надо. А это (на мой взгляд) один из самых ценных навыков, которые мы можем привить ребенку.
Ну и еще одна мысль: дисциплина освобождает ребенка от бунтарства и позволяет сосредоточиться на достижении личных целей.
Препятствия между желанием и исполнением
Вы замечали, что многие современные дети ничего не хотят? В основном потому, что их желания очень быстро исполняют родители. Дети привыкли получать все быстро и без особых усилий. Я уверена, что это крайне плохо для дальнейшей жизни. Поэтому согласна с формулой, которую озвучили на тренинге:
Желание -> Препятствие -> Результат
Если
ребенок высказывает желание иметь что-то, подумайте, какое препятствие
вы можете установить. Во-первых, оно должно быть по силам, а во-вторых,
связано с самим желанием (но это не обязательно).
На тренинге был интересный пример про маму и сына, который хотел поехать в другой город на рок-сборище. Естественно, мать не хотела отпускать его одного неизвестно куда, поэтому она придумала такое задание: рассказать ей полную биографию людей из рок-групп, которые будут там выступать. Сын проделал огромную работу по сбору этой информации и в результате сам понял, что музыканты, в отличие от толпы фанатов, в основном все получили образование и много трудились, чтобы добиться славы. Мать поняла, что среди фанатов далеко не все отщепенцы и в результате отпустила сына (хотя, конечно, на это ей было ой как не просто решиться).
Совместные дела
Совместная с детьми деятельность имеет много преимуществ в зависимости от возраста ребенка. Она помогает налаживать отношения (если ребенок взрослый), приучает к труду (если маленький).
Если раньше я старалась делать дела по дому, пока дети заняты игрой, то теперь стараюсь привлекать их к работе (даже не смотря на то, что одной мне было бы проще и быстрее). Мои дети сейчас в таком возрасте, что им хочется все повторять за взрослыми. Теперь я стараюсь удовлетворить их желания. Например, мы вместе загружаем стиральную машинку и потом развешиваем вещи, вместе вытираем пыль я им даю отдельные тряпочки), вместе что-то готовим (даю им по кусочку теста, например). Главное - не ожидать сногсшибательного результата.
Еще одна мысль по этому поводу, прозвучавшая на тренинге: "Чем больше дети заняты делом, тем меньше дурацкого поведения" :).
Спокойствие, только спокойствие
Спокойствие - самая сложная для меня часть воспитания детей. Когда они начинают орать и истерить, я тоже выхожу из себя. Хорошо, что я начинаю замечать, что такое поведение у себя все реже. Думаю, это благодаря большому количеству статей и книг по воспитанию. Я все чаще осознаю, что такое поведение детей идет от того, что они не умеют по другому. А моя задача заключаестя именно в том, чтобы их научить. И теперь, когда я наказываю за плохие поступки, то делаю это спокойно, с пониманием своей правоты и своей цели - научить ребенка, как действовать правильно. Ну, почти всегда спокойно :)
Итак, основные моменты 1ого дня тренинга:
Маленьким ребенком нужно управлять и нельзя позволять ему командовать и устанавливать свои порядки.
Детям нужны четкие границы, последовательность (родительская), дисциплина, любовь и ласка. Тогда они вырастают уверенными в себе и способными о себе позаботиться.
Второй день тренинга - конфликты
Практически весь второй день тренинга был посвящен конфликтам. К сожалению, ничего не было сказано о конфликтах детей друг с другом, только о ситуациях родитель-ребенок.
Все нежелательное поведение имеет 4 причины:
борьба за власть, месть, привлечение внимания и избегание неудачи. Все
они били подробно рассмотрены, обсуждены и предложены разные варианты
реагирования родителей. а так же способы предупреждения подобных
конфликтов.
На этом описание самого тренинга окончу. Дальше несколько интересных ссылок и фотографий с тренинга.
Полезные ссылки
http://www.psychologos.ru - огромное количество информации. Особенно рекомендую статьи из раздела "Воспитание детей"
http://nkozlov.ru/library/s318/#.U2DjdFfF85c - здесь можно скачать множество полезных книг: "400 способов занять ребенка с 2 до 8 лет", "Не упускайте своих детей", "Дети с небес", "После трех уже поздно" и много других.
А это фото с тренинга.
Ведущая - Марина Смирнова. У нее, кстати, тоже есть дочки-двойняшки, как и у меня :) Правда, уже взрослые.
Фото с процесса обсуждения какого-то из заданий:
А это мое фото с телефона, уж очень понравились часики :)