Особенности развития речи 2,5-3 года и социальные навыки
Растем и развиваемсяДобрый день, у меня сразу несколько вопросов по поводу развития дочери. Я знаю и понимаю, что нормы даны всего лишь для ориентира, но тем не менее интересно будет послушать со стороны, может натолкнёте меня на какие-то мысли. Очень много текста, не хочу создавать несколько тем, поскольку большинство вопросов взаимосвязаны.
Что имею: дочь почти 2,8 развитие идёт согласно возрасту. Единственный ребёнок в семье. В чём-то опережала сверстников, в чём-то чуть отставала. С 2.2 ходит в ясли (в яслях язык немецкий, дома исключительно русский). Из особенностей:
- отличная память, словарный запас всегда был намного выше возрастной нормы, буквы-цифры выучила (никто не обучал специально) в 1,5 года, с 2 лет может прочесть короткие слова до 4-5 букв. Повторюсь, что никто этому специально не обучал, в саду тоже заметили сильнейшую тягу и способности к различным знакам (буквы, цифры, геометрические формы). Про сад написала, дабы исключить субъективное видение «яжматери»
- большущие сложности со сверстниками. Сколько помню дочь, всего боялась детей. С 6 месяцев (ребёнок уже хорошо ползал) практически каждый день ходим на детскую площадку, конфликтных ситуаций, где дочку бы обидели, не помню. И всегда дочка впадает в истерику, если к ней походят дети. На расстоянии ок, но если к ней пытаются подойти, то бежит ко мне со слезами или просит уйти туда, где детей нет. На днях испугалась ползающего годовасика. Со взрослыми проблем нет.
Общую картину нарисовала, теперь детали, по которым интересно послушать мнения:
1. до сих пор не различает детей по полу, даже если дети одеты в типично-гендерную одежду. Длиноволосая блондинка в платье спокойно именуется «мальчиком»
2. Не говорит на себя в первом лице «я». Но и в третьем тоже не говорит. Говорит «ты», а на собеседника «я». То есть будто отзеркаливает речь собеседника. Если просить «сказать правильно», то исправится, но видно, что ей тяжело это даётся
3. практически отсутствуют диалоги как я у взрослых, общается с другими будто бы описывающими фразами. Создаётся впечатление, что она будто бы со стороны смотрит на происходящее и описывает всё увиденное. Часть может описать заученной фразой из какой-то книги. Не знаю, как объяснить, поэтому привожу пару примеров. Пример 1: папа прочёл ей две книжки, теперь хочет, чтобы я прочла ей ещё одну. Вместо просьбы «мама, почитай мне» тараторит себе под нос «папа прочитал тебе две книжки, а мама теперь прочитает тебе ещё одну». Пример 2: стоим на кухне, дочка хочет пить. Говорит сама себе «пить хочешь, тогда я тебе сейчас налью воды» и даёт мне стакан. Т.е. она будто от моего имени говорит. В районе двух лет меня такое совсем не напрягало, т.к. муж работал очень много, 99% времени мы с дочкой были один-на-один. А сейчас общения достаточно, она видит, как другие люди между собой общаются. Причём если поправить «скажи правильно», то после пары попыток выдаст нормальную просьбу. Но имхо со стороны это выглядит так, будто она в голове пытается вспомнить зазубренную «правильную» фразу, а не сама её выдумывает. Простите за сумбурность, очень тяжело описать, что я имею ввиду
4. не задаёт вопросов, вообще никаких. Если надо что-то спросить, то переформулирует так, чтобы предложение было невопросительным. Например, вместо «что это?» скажет «расскажи, что это такое».
5. пипец как зациклена на режиме. Всё должно быть в мельчайших деталях «по правилам"
6. появилось буквально пару недель назад. Если слышит на улице плач или смех ребёнка, то реагирует со словами «ребёночек плачет, потому что он не хочет быть на площадке/идти домой/спать/ехать в машине/тд». Т.е. выдаёт какую-то причину, которая по её мнению является причиной плача, даже если это и не плач вовсе. Стараюсь объяснить по типу «смотри, малыш улыбается, обнимается с мамой, она его катает на качели… малыш не плачет, а смеётся, ему весело». Не воспринимает, прям до психов утверждает «малыш плачет, он не хочет на качели кататься, он хочет домой»
7. в яслях есть «подружка», очень доминантная девочка. По сути это она дружит с моей дочкой, а моя дочка «позволяет с собой дружить». По словам воспитателей в группе они как не разлей вода, всё вместе делают, моя дочка выглядит расслабленной и довольной. Меня это более чем устраивает, я была очень рада появившейся подружке. Решила выходить с мамой этой девочки вместе гулять, чтобы девчонки и вне сада общались. И вот тут оказалось, что в моём присутствии дочку аж трусит от «подружки», плачет если та к ней подходит, залезает ко мне на руки и просит уйти от них подальше. Я была в шоке от такой реакции если честно...
Вот такие вещи мне стали бросаться в глаза. Интересно послушать, были ли у кого дети с такими же особенностями. Или может все такие? Но в моём окружении я замечаю, что дочка чуть отличается всё-таки. В саду воспитатели говорят примерно то же самое: очень режимный ребёнок со своими «пунктиками» (не идёт на компромисс, если ей что-то надо, хотя дома с эти проблем нет), сильнейшая акцентрация на одном взрослом, отсутствие интереса к детям, но в то же время при необходимости её можно завлечь в общую игру.
Будет интересно послушать Ваши мнения.