Рас? 1.9, девочка
ДругоеЯ просто уже не могу жить - решила написать сюда, думаю что будет легче, если будет с кем обсудить подобное.
дочь 1.9. Любимый, первый, долгожданный ребёнок. Беременность, роды - норм, не считая того, что забеременела я в феврале 22 года и была на диком стрессе из-за политических событий.
Улыбка, повороты, села, встала, пошла - все как по учебнику. Наблюдались у всех платных врачей, лучших в городе - никогда никаких претензий: все по возрасту, никаких отклонений.
Неладное западозрила в 1.6-1.7, когда не появилась речь. Не появилась и не стала развиваться. Осталась на уровне слогов и звуков необращенных. Не паниковала, знаю что все в своем темпе, но решила все проверить. Обратились к психиатру и тут как удар по голове. При прицельном осмотре и опросе: нет указательного жеста, нет понимания обращенной речи, нет звукоподражания, нет отклика на имя, разделенное внимание недостаточное, коммуникация страдает. Вердикт: задержка развития неуточненная. Рас под вопросом. Приходите через полгода, будем смотреть в динамике.
поймите правильно: я очень вовлеченная мать, я не забивала, но я действительно этого не видела. Ребёнок очень любимый - принцесса, у нее и не было необходимости что-то просить жестом или показывать понимание обращенной речи - все предугадывалось и предвосхищалось. Других детей такого возраста в окружении нет, на развивашках и в бассейне она не выделялась от сверстников.
ладно. Мы с мужем начали действовать. Сурдолог со всеми обследованиями, ээг, невролог - норма. Логопед-дефектолог не берет на занятия пока не сформируем учебное поведение, имитацию и обращенное внимание (здесь важно, что я говорю про реально хорошего логопеда-дефектолога, который добивается потрясающих результатов, а не тех, кто берет всех, занимается годами и ничего не получает из результатов).
начали ава терапию три раза в неделю, нейропсихолог два раза в неделю, дома занимаемся 24/7 кажется - я уже сама как аба-терапист. Ждём из отпуска самого крутого специалиста в городе по сенсорной интеграции. Полностью исключены все гаджеты - дома убраны телевизоры, планшеты, телефоны полностью из доступа ребёнка (ранее грешили мультиками). Бассейн, прогулки ежедневно, стараемся расширить уровень впечатлений (дача, загород, парки и т.д).
что имеем на данный момент. Сейчас нам 1.9, занятия 1.5 месяца.
1. речь: речи нет. Звуки разнообразные, иногда сливаются в слоги. Обращенно и по смыслу только «папа». Понимания обращенной речи, по сути, нет, но за этот месяц добились отклика на
«пойдем купи-купи» - всегда понимает, идет в спальню, берет свое полотенце и несёт в ванну
«крути» - крутит спинеры, другие вертелки
«Стели» - берет свой коврик, который стелим на пол во время еды и расстилает у стола
«где киса» - ищет кота и несётся с ним взаимодействовать
«дай ням-ням» - начинает кормить нас
«дай поцелую» - подставляет лоб для поцелуя
«дай пять» - дает пять
«ку-ку» - начинает играть в куку
Звукоподражания нет, животных не имитирует, команды типо дай/на не понимает
2. По указательному жесту. Научили указательному жесту просьбы - теперь тыкает пальцем во все, что ей нужно: что хочет кушать, что нужно открыть, что нужно зажечь/запустить/включить. Жеста разделенного внимания нет - всяких кошечек и собачек на улице не показывает. Научилась показывать папу на фото (даже раньше не виденных фото, но только папу). В книжках тычет пальцем в картинки, но без адресно, просто хочет, чтобы я назвала - не покажет конкретно, что просишь.
3. по отклику на имя. Улучшилось в разы. На улице - откликнется 9 раз из 10. По разному: тихо, громко, неожиданно. На улице - прям хорошо. Дома - гораздо хуже: раз из пяти. Иногда откликнется, иногда хоть обзовись - игнор.
4. зрительный контакт - хороший. Наблюдает, смотрит в глаза, следит за предметами, за нами. С чужими - тоже отличный зрительный контакт.
5. навыки. Ест сама. Владеет ложкой, успешно учится вилкой. Сейчас переходим с поильника на стакан - тоже неплохо. Горшок - нет, но мы пока и не учили. Какает сидя. Умеет чистить зубки (берет пасту, щетку, включает щетку, давит пасту, сует в рот, моет щетку). Подметает веником. Кормит кота в миску и убирает пакетики корма в холодильник. Помогает снимать одежду. Просится жестом на руки (тянет ручки). Расческой расчесывает себя и нас (ну имитирует, конечно). Вытирает тряпочкой зеркала и двери. Сует ножки в обувь.
6. Игры. Долго не играет ни в одну игру - любое дело привлекает на 2-5 минут. Любит подвижные: догонялки с папой, прятки, горки. Любит ходить на батут, но не умеет прыгать и пока не могу научить никак. Сортеры собирает, но быстро надоедает. Пирамидку собирает, но не по размеру. Кубики не интересны. Сюжетные игры слабые - пьет из игрушечных стаканов и с имитацией того, как вкусно. Может чуть повозить машинку. Может кормить или качать куклу, но только по моей инициативе, сама не будет. Недавно начала чуть сортировать по цветам. Любит игры с водой. Любит козу рогатую, черепаху кусь. В игры не приглашает (если только тянет играть в прятки или сама инициирует куку, чтобы ты начал), но если встраиваешься в ее игры - не злится, типо окей.
7. разделенное внимание. Очень слабое. Ничего нам не показывает на улице, эмоциями не делится. Единственное, что ярко - это ожидание похвалы и одобрения. Когда что-то делает на занятиях или дома - сама в восторге, хлопает в ладоши и смотрит на нас с папой или бежит к нам, чтобы мы хлопали и хвалили. Если упала или ударилась - придет обниматься, чтобы жалели.
8. коммуникация. «Пока» - машет, не всегда, но очень часто. Привет - реже. Да/нет - не знает. Всегда встречает всех - радуется, провожает - расстраивается. Никого не боится: чужих людей, новых мест - не боится. Других детей на площадке не боится, но и не вступает в коммуникацию. Скорее, игнорирует. Может иногда заинтересоваться: подойти, дотронуться, помахать привет, но это редко и она быстро теряет интерес. Играть совместно - нет.
эмоции считывает слабо - если только сильно выраженная радость или крик. Когда я плачу - не понимает, не жалеет. Если я зло что-то говорю (ругаю) - может засмеяться, а не расстроится. Интересуется скорее предметами, чем людьми.
9. стереотипии. Стимов, как таковых, я не замечала. Могут быть крылышки при сильной радости, может пройтись на носочках, может потрясти ручками, но это как-то нерегулярно и кратковременно. Скорее, это по возрасту.
10. агрессии - нет. Ни к себе, ни к другим. Стала иногда щипаться, но это как-то боком и без злости. Скажешь - стоп, уйдёт. Истерик - нет. Может поистерить, если что не по ее, но это кратковременно и легко отвлечь.
11. по занятиям. День на день не приходится. Иногда прямо молодец: занимается отлично и с охотой, все делает, все получается. А иногда - отказывается делать вообще все и ломится в дверь на выход.
12. Еда и сон. Еда - все хорошо, ест все, проблем нет. Сон - нормально. Недавно стали спать всю ночь.
я уже схожу с ума. Каждый день как на качелях. Один день я в глубокой депрессии - уверена, что это тяжелый аутизм и выхода нет, жизнь кончена, как она будет жить без нас, даже про суицид думаю. Другой день - надежда, вера в чудо, в занятия, в выход в норму. Мне так больно, так тяжело. Муж не хочет это обсуждать, мол, что обсуждать - надо заниматься, жизнь покажет. Друзей и общения - я теперь избегаю, мне дико больно и страшно признаться в происходящем. Я буду рада пообщаться с мамами в подобных ситуациях. Как у вас было в этом возрасте? кто начинал раннее вмешательство - какой результат? Может есть хорошие истории с хорошим исходом. Давайте делится. Спасибо.
Лучший ответ