Почему важно заниматься с ребенком, а не ждать, пока «сам заговорит»?
ГоворилкиЯ часто слышу от молодых мам фразу «Я не мучаю ребенка занятиями. Когда придет время - сам заговорит». К сожалению, ни один специалист не скажет вам, когда же придет «то самое время». Но давайте немного пофантазируем на эту тему…
Представьте, что вас отправили на остров в Малайзию, изучать малайский язык. Без переводчика, смартфона, книг и словарей, даже без писчих принадлежностей. Просто погрузили в другую языковую среду. Скажите, было бы вам проще выучить язык, если бы рядом всегда был человек, который ежедневно, с дотошной периодичностью тыкал в элементарные вещи и называл их? Думаю, существительные вы бы выучили гораздо быстрее, если бы вам на них показывали и называли, а не просто изливали поток речевых оборотов…
То же самое происходит и с ребенком. Плавно, ненавязчиво и методично изучать язык под руководством родителей проще, чем просто «догадываться», что означает то или иное слово.
Плюсы «говорящего» ребенка очевидны: сравнив говорящих и не говорящих детей одного возраста, можно легко увидеть, что «говорилки» гораздо «старше» сверстников: более самостоятельные, последовательные, усидчивые, с ними проще договориться. И этому есть целый ряд обоснований.
В основе речевого развития лежит крупная моторика. Особенно то, что касается балансировки - стоять на одной ноге, ходить по узенькому бортику. Ребёнок реже падает и спотыкается, лучше катается на самокате, превосходно поднимается по ступеням.
На эту базу накладывается мелкая моторика: всё, что касается точных движений, например, мозаика, паззлы, мелкие аппликации. Ребенок легко орудует ложкой, пьет из кружки, застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает шнурки и застегивает кнопки.
Лишь затем, на прочную основу из крупной и мелкой моторики, ложатся микродвижения языком - те самые движения, позволяющие произносить разные звуки. Речь - сложнейшая форма владения своим телом. И плюсы такого владения не только в том, что маленький человек может нормально объяснить, почему он не хочет надевать фиолетовые колготки (именно фиолетовые, а не колготки вообще в целом, как вы могли бы сначала подумать): точные движения любой частью тела способствуют развитию мозга, что сказывается на способности логически рассуждать, делать выводы, запоминать, критически мыслить. Ребенок сможет понять и запомнить, почему руки после прогулки надо мыть, что будет если пролить на себя суп, зачем чистить зубы перед сном и что мама обязательно вернется. Чувствуете, сколько проблем можно сразу решить? Так стоит ли и дальше терпеть, вместо того, чтобы начать заниматься с малышом?
Маленький говорящий человек способен не только выражать свои желания и сообщать о потребностях, он начинает интересоваться окружающим миром: куда ушла бабушка, что это за шишечки на веточках, почему кошки мягкие? Расширяется кругозор, словарный запас, ребенок набирается нового опыта, и это ещё больше стимулирует его развитие. Самостоятельная игра становится дольше - ведь теперь ребенок способен имитировать простые диалоги между игрушками и проигрывать увиденные ситуации.
Не волнуйтесь - вы не воспитаете вундеркинда, если будете по 10 минут в день заниматься с малышом) Вы лишь облегчите ребенку взаимодействие с окружающими людьми. Сможете заложить основы безопасности. Сбережете нервы, в очередной раз справляясь с детской истерикой. Приобретете для себя пару часов свободного времени. Если вам это близко и откликается в душе, возьмите и сделайте пару речевых упражнений со своим любимым ребенком. Сегодня же.
Лучший ответ