Стресс у ребёнка
Здоровье.Стресс у детей и подростков:
Стресс. Определение
Каким бы ни был стресс, «хорошим» (эустресс) или «плохим» (дистресс), эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты адаптационного синдрома, который протекает в три стадии: начинается в виде первичной тревоги, сменяется периодом сопротивления и заканчивается истощением [1,2].
Hans Selye в своей книге «The stress of life» (1956) писал, что «...стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации... » [1].
Симптомы стресса у детей
Можно выделить ряд признаков стресса у детей:
- перепады настроения;
- нарушения сна;
- ночное недержание мочи;
- физический дискомфорт, в том числе боли в животе и головные боли;
- проблемы с концентрацией внимания, что резко снижает успеваемость;
- ребенок становится замкнутым или много времени проводит в одиночестве, избегает контактов как со сверстниками, так и со своими близкими, в том числе родителями.
-
Дети младшего возраста могут приобретать новые привычки, например, грызть ногти или некоторые предметы, сосать пальцы, накручивать волосы на палец или нос, ковырять в носу, кусать губы.
Старшие дети могут начать лгать, запугивать или бросать вызов окружающим, в том числе и представителям власти. Обращение к ним с обычными вопросами и просьбами вызывает неадекватную, часто агрессивную реакцию.
У ребенка со стрессом могут быть кошмары и страхи (например, боязнь оставаться одному в помещении), суетливость, а также неадекватная реакция на незначительные проблемы [32, 33]
-
Причины и источники стресса у детей
-
Стресс возникает под влиянием воздействий, которые имеют место в жизни как взрослого, так и ребенка. К потенциальным источникам стресса у детей относятся школьные и социальные проблемы, в том числе:
-
расставание с близкими друзьями;
-
переезд семьи;
-
давление со стороны сверстников;
-
резкие перемены в распорядке дня;
-
начало и конец учебного года;
-
подготовка и сдача экзаменов, собеседования;
-
чрезмерное увлечение компьютерными играми, особенно агрессивными.
-
У дошкольников даже расставание с родителями (посещение яслей или сада) может стать стрессом и вызвать беспокойство.
-
Стресс у родителей, и в первую очередь у матери, оказывает ключевое влияние на жизнь ребенка в семье, его детские представления о семейной жизни, сплоченности семьи и модели его будущей семьи во взрослой жизни [40].
-
Стресс могут вызвать мировые новости. Дети, которые видят тревожные образы по телевизору или слышат разговоры о стихийных бедствиях, войнах и терроризме, могут беспокоиться о своей собственной безопасности и безопасности людей, которых они любят.
Экологические стрессы. Дети особенно уязвимы к последствиям изменения климата, которые негативно влияют на их здоровье за счет увеличения загрязнения воздуха, резких изменений погодных условий, колебаний температуры и атмосферного давления, снижения качества воды, нехватки экологически чистого продовольствия и мощного воздействия токсинов. В результате экологических стрессов дети подвержены риску инфекционных и аллергических заболеваний, болезней органов дыхания, а также стресс-связанных расстройств [41].
- Развивается психическое напряжение, повышается уровень бодрствования и сверхконтроль:
- чрезмерные опасения и беспокойство по мелочам, суетливость,
- ощущение взвинченности и пребывание на грани срыва;
- тревожные ожидания, страхи, эмоциональная лабильность;
- инсомния (затруднения при засыпании и прерывистый сон);
- нарушения концентрации внимания и ухудшение памяти.
- Изменяется работа головного мозга, эндокринной и вегетативной нервной систем:
- в напряженном режиме начинают работать надпочечники, выбрасывая кортизол и адреналин;
- появляются полисистемные симптомы вегетативной дисфункции в сочетании с повышенной утомляемостью;
- нарастает мышечное напряжение, особенно в аксиальной мускулатуре, что сопровождается болью.
При стрессах в 4 раза повышается риск сердечно-сосудистых заболеваний [5]. Стрессовые события могут ухудшить самоконтроль, особенно у подростков.
При этом связанное со стрессом импульсивное поведение может быть истолковано неправильно (к примеру, как дефицит внимания и гиперактивность) [34].
У 10-25% детей при длительном или многократно повторяющемся стрессе развиваются или обостряются хронические заболевания внутренних органов [35-36].
Стресс в детском возрасте, особенно хронический, провоцирует начало многих тяжелых заболеваний уже во взрослой жизни [34, 37].Стресс. Последствия
Стресс сам по себе очень важен для выживания.
Однако хронический стресс напрямую связан с началом и прогрессированием многих патофизиологических состояний [3].
В условиях длительного влияния стрессорных факторов нарушается эндокринный, гормональный и вегетативный баланс, что приводит к дезадаптации (срыву адаптации) [2].
Дезадаптация определяет развитие негативных психологических и соматических последствий стресса [4]. -
Оригинал статьи здесь Просто много разговоров о стрессе ребенка, и что стрессы надо исключить и тогда все будет хорошо, вот и поискала статью. Числа в скобочках ссылка на используемую литературы, в оригинальной статье список литературы в конце статьи присутствует.