Эмоции дошкольника без крика: 7 упражнений, которые можно делать дома
Характер.Привет, мамы! Бывало у вас такое: два часа ночи, вы стоите посреди квартиры и слушаете оглушительную сирену… Нет, это не учебная тревога. Это ваш любимый трехлетка рыдает, потому что одеяло «колется», а луна «слишком яркая». Или дневной сценарий: истерика в магазине из-за «не той» булочки, крик на площадке, потому что кто-то скатился с «его» горки. В такие моменты хочется либо сдаться и купить все на свете, либо... закричать в ответ.

Если вы чувствуете себя выжатой лимонной корочкой после очередной эмоциональной бури вашего малыша — знайте, вы не одна. Детские истерики и крики — это, пожалуй, одно из самых сложных испытаний для родительских нервов. Но хорошая новость в том, что это не «плохое поведение» или желание вас извести. Это просто неумение маленького человека справляться с огромными чувствами.
Давайте вместе, без спешки и самообвинений, разберемся, как мы можем помочь нашим детям (и себе) проходить через эти штормы спокойнее.
ㅤ
Прежде чем мы перейдем к играм, давайте на минутку заглянем в голову к нашему малышу. У детей до 5-6 лет лобные доли мозга, отвечающие за самоконтроль, планирование и анализ, еще только созревают. Зато лимбическая система, наш «эмоциональный центр», работает на полную катушку.
Получается, ребенок физически не может сказать себе: «Так, я сейчас злюсь, но кричать в магазине — не лучшая идея». Он просто чувствует гнев, обиду или разочарование — и эта эмоция полностью его захватывает.
Как пишет известный семейный психолог Людмила Петрановская в своей книге «Тайная опора», задача взрослого в этот момент — стать «контейнером» для детских эмоций. Не ругать, не запрещать чувствовать, а помочь ребенку пережить и «переварить» то, что с ним происходит. И лучший способ сделать это — через игру.
ㅤ
Эти упражнения не требуют специальной подготовки и занимают 5-10 минут. Главное — делать их в спокойной обстановке, а не в разгар истерики. Так мы заранее даем ребенку инструменты, которыми он сможет воспользоваться в трудную минуту.
ㅤ
ㅤ
Почему это работает: Учит физически ощущать и отпускать напряжение в теле, которое сопровождает гнев.
Что делать: Дайте ребенку в руки клубок мягких ниток или большой платок. Попросите его представить, что он очень-очень сильно разозлился. Пусть он сожмет клубок в руках со всей силы, напрягая все мышцы. А потом, когда злость «уйдет» в клубочек, пусть медленно разожмет руки и «выпустит» ее, расслабляя пальцы.
ㅤ
ㅤ
Почему это работает: Глубокое дыхание — самый быстрый способ повлиять на нервную систему и снизить уровень стресса.
Что делать: Скажите малышу: «Давай представим, что мы большие и добрые драконы. Наберем побольше воздуха через нос (глубокий вдох), а потом с шумом выдохнем огонь через рот: Ш-ш-ш-ш!». Повторите 3-4 раза. Это отличное упражнение, чтобы остановить подступающие слезы.
ㅤ
ㅤ
Почему это работает: Это первый шаг к развитию эмоционального интеллекта у детей. Когда ребенок может назвать чувство, оно перестает быть таким всепоглощающим.
Что делать: Нарисуйте на карточках или просто на бумаге разные рожицы: веселую, грустную, злую, удивленную. Показывайте их по одной и спрашивайте: «Как ты думаешь, что чувствует этот человечек? А когда ты так себя чувствуешь?».
ㅤ
ㅤ
Почему это работает: Дает социально приемлемый выход для очень сильных эмоций. Мы не запрещаем кричать, а учим делать это так, чтобы никому не мешать.
Что делать: Возьмите любой небольшой мешочек с завязками. Объясните ребенку: «Это волшебный мешочек. Когда тебе очень хочется закричать, можно открыть его, крикнуть туда всю свою злость, а потом крепко-крепко завязать, чтобы она осталась внутри».
ㅤ
ㅤ
Почему это работает: Учит ребенка саморегуляции, помогает найти способ успокоиться самостоятельно, когда вас нет рядом.
Что делать: Предложите малышу закрыть глазки и представить место, где ему очень хорошо и спокойно. Это может быть домик под столом, объятия бабушки или выдуманная волшебная поляна. Попросите его представить это место в деталях. В момент грусти или страха можно напоминать ему: «Помнишь твое безопасное место? Давай отправимся туда на минуточку».
ㅤ
ㅤ
Почему это работает: Помогает ребенку научиться ставить себя на место другого, понимать, что его действия вызывают чувства у окружающих.
Что делать: Разыгрывайте сценки с игрушками. «Зайка забрал у мишки мячик. Посмотри, мишка плачет. Как ты думаешь, что он сейчас чувствует? А как зайка может его утешить?». Это отличная игра на эмоциональный интеллект.
ㅤ
Почему это работает: Это основа здорового общения. Ребенок учится говорить о своих потребностях, не обвиняя других. Автор бестселлера «Общаться с ребенком. Как?» Юлия Гиппенрейтер подчеркивает, как важно говорить именно о своих чувствах.
Что делать: Вместо «Ты плохой, ты меня не слушаешь!», попробуйте сами говорить: «Я расстраиваюсь, когда ты разбрасываешь игрушки». И учите этому ребенка. Вместо крика «Отдай!», помогите ему сформулировать: «Мне обидно, когда у меня забирают машинку».
ㅤ
ㅤ
Это простая памятка, которую можно превратить в PDF и повесить на холодильник. Она поможет вам и малышу в трудную минуту.
ㅤ
🔴 КРАСНЫЙ СВЕТ — СТОП! (Когда буря уже началась)
ㅤ
Что делать: Обеспечить безопасность (не давать драться, убрать опасные предметы).
Что говорить: «Стоп. Я рядом. Я вижу, как ты злишься».
Упражнение: «Дышим, как дракончик».
ㅤ
🟡 ЖЕЛТЫЙ СВЕТ — ВНИМАНИЕ! (Когда истерика вот-вот начнется)
ㅤ
Что делать: Снизить нагрузку, уйти в тихое место, обнять.
Что говорить: «Кажется, ты устал. Давай отдохнем».
Упражнение: «Безопасное место» или «Злой клубочек».
ㅤ
🟢 ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ — ДЕЙСТВУЕМ! (Когда все спокойны)
ㅤ
Что делать: Играть в развивающие игры, говорить о чувствах.
Что говорить: «А давай поиграем в "Угадай эмоцию"?»
Упражнения: «Угадай эмоцию», «А что чувствует мишка?», «Я-сообщения».
ㅤ
ㅤ
1. ...истерика случилась в магазине или на улице? Главное — сохраняйте спокойствие. Ваша паника только подольет масла в огонь. Присядьте на уровень ребенка, обнимите его и скажите: «Я вижу, ты расстроен. Давай выйдем, где потише, и поговорим». Ваша задача — не отчитать его при всех, а убрать из эпицентра раздражителей и помочь успокоиться.
ㅤ
2. ...эти упражнения не помогают, ребенок все равно постоянно истерит? Во-первых, дайте время. Эмоциональный интеллект — это навык, он не формируется за один день. Во-вторых, проанализируйте режим дня. Возможно, причины истерик у детей кроются в банальном недосыпе или голоде. В-третьих, если истерики носят очень сильный, неуправляемый характер и мешают жить, это повод проконсультироваться с детским психологом или неврологом.
ㅤ
3. ...с какого возраста можно начинать эти игры на развитие эмоционального интеллекта? Начинать никогда не рано! «Дышать как дракончик» можно и с двухлеткой. Проговаривать чувства («ты злишься», «тебе грустно») — с самого рождения. Игры с карточками и сюжетные сценарии отлично заходят с 3-4 лет, когда ребенок уже может активно участвовать в диалоге.
ㅤ
Дорогие мамы, работа с детскими эмоциями — это инвестиция в будущее вашего ребенка. Научившись понимать и принимать свои чувства в детстве, он вырастет более уверенным и счастливым взрослым. И помните, вы не должны быть идеальным родителем-психологом 24/7. Просто будьте рядом, любите и дышите. Иногда этого более чем достаточно.