Марафон "Планирование. Практика." Дети
Марафон планирования
"Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей." Лев Николаевич Толстой
Счастливые дети растут в счастливых семьях у довольных жизнью мам. Я не педагог, не психолог. Я просто 5 лет как мама. Всего 5 и уже 5. И сегодня я хочу поделиться идеями, которые помогают мне в воспитании моего сына.
В первую очередь я хочу поговорить про эмоциональное состояние детей. С раннего детства необходимо учить ребенка понимать и выражать свои эмоции, а также читать эмоции других людей. При том не важно мальчик у вас или девочка. Дети не способны выразить то, что они чувствуют и совладать со своими эмоциями и их этому необходимо учить. Старайтесь сами проговаривать те эмоции, которые вы испытываете - "Я счастлива от того, что ты улыбаешься", "Мне радостно от того, что ты мне помогаешь", "Мне грустно от того, что ты плохо себя ведешь", "Когда ты плачешь я тоже хочу плакать, потому что мне печально". Если ребенок сердится или истерит нужно постараться помочь ему определить почему он так делает - обижен ли он, сердится...
У меня эмоциональный ребенок. Он любит поныть, покричать, поистерить на ровном месте. И он очень не уверен в себе. Я понимаю, что это последствия моего воспитания с раннего детства "осторожнее, тут высоко", "аккуратно, не упади".. ну и характер тоже.
Чтобы как-то с этим справляться мы сделали календарь эмоций:

Картинку сама нарисовала, шарики из картона, сзади магнит. Желтые - хороший день, зеленые - средний, фиолетовые - плохой. Сын вечером сам отмечает какой у него был день. Главное не спрашивать почему он поставил тот или иной шарик - это его эмоции. Я стараюсь только сама догадываться и анализировать, прошу рассказать что было в саду. Если начать задавать вопросы - он будет делать это для нас. Потому что мы рады, что у него хороший день.
Раньше у нас была большая картинка на месяц и он закрашивал эти шарики. Но на месяц много и закрашивать он не любил ) Так что быстрый вариант придумала.
Через пару недель после начала этого эксперимента сын стал спрашивать какой у меня день и почему. Стал задумываться об эмоциях окружающих.
Ещё мы почти год как ведем Дневник Радостей. Каждый день вечером мы проговариваем какие радости у сына были за день и считаем их. Нужно набрать минимум 5, а потом выбрать какую-то основную. И я её записываю в блокнот. Сын стал более уверен в себе - он стал видеть, что у него много всего получается. (Кстати, это актуально и для нас - записывайте какое-то воспоминание о дне в семейном календари или в календаре КЖ - это позволяет ощутить наполненность жизни).
Дети и самостоятельность.
Сколько уже про это говорили... чем больше опекать детей, тем менее самостоятельными они становятся.
И так:

Да-да. Ребенку в 3-4 года вполне можно в руки дать пластиковый нож, чтобы он учился намазывать масло и отрезать сыр-хлеб.
На данный момент мой сын сам собирает свои сумки в бассейн и на айкидо. Для этого у него пара чек-листов:

Так же месяц назад на 104Б взлете увидела замечательную идею с заданиями:

Теперь пишу своему в начале недели дела его обязательные на неделю. Он делает и вычеркивает. Если не успел в будни, то делает в выходные.
В его обязанности входит: вытереть пыль в своей комнате, убраться в своей комнате (пылесошу я), застилать постель, после еды убрать со стола и вытереть стол, помогать складывать посуду в посудомоечную машину, мыть свои кружки, наливать воду коту.
Так же у нас был чек-лист утренних/вечерних рутин, но перед новым годом я его выкинула - он уже истрепался. Пока вроде и не нужен опять - делает всё без напоминания. Но хочу сделать с откидными окошками - очень он мне нравится.
Вот несколько идей из сети:

Компьютер/планшет - у нас по времени. 2 часа компьютера, 30 минут планшета в неделю. Время распределяет сам, я лишь немного помогаю.
Теперь немного про то, как распланировать занятия. Проще всего составить таблицу и карандашом расписать что и когда:

Обязательно продумывайте, когда вы будете готовить эти занятия. На это всегда нужно время. Я раз в неделю выделяла вечер и по папочкам раскладывала материалы. Тогда, когда приходит время не надо судорожно что-то вырезать - достал папку, выложил всё и занимаешься.
А теперь ещё немного про время. Старайтесь жить в темпе ребенка. Или хотя бы иногда давайте ему возможность пожить в своём собственном темпе. Как часто вы ребенку своему говорите "СКОРЕЕ! БЫСТРЕЕ!!".. Но у него другой темп жизни. Ему нужно успевать познавать, отвлекаться, смотреть и разглядывать новое. Ворон посчитать, в конце концов.
Утром у нас всё БЫСТРО - надо собраться, одеться, выйти, добежать до сада.. Но я всегда обещаю сыну, что вечером мы пойдем так, как он хочет. 20 минут одеваться в саду, да пожалуйста. Потом час идти домой через все детские площадки, рассмотреть все машины по дороге, перепробовать все палки, померить глубину луж. Давайте ему время насладиться жизнью.
Когда я писала про планирование дня, то говорила, что бывает не правильно составленный план - без учета каких-то моментов. Вот с детьми на всё надо прибавлять время. Если вам надо сходить к врачу и до поликлиники идти 10 минут, то старайтесь выйти за 30-40 минут. Во-первых скорее всего сразу выйти не получится - вечное "поесть, попить, пописать" в шапке и валенках никто не отменял, во-вторых вы сможете спокойно дойти. Это сбережет ваши нервы и нервы ребенка. Можно в коридоре повесить список последовательности одевания (можно в картинках). За неделю-две ребенок сам научиться одеваться.
Вообще любой контроль за самостоятельностью должен быть очень аккуратным. Сразу одеться самому, помыть посуду чисто, убраться или аккуратно застелить постель у ребенка не выйдет - хвалите его. Никогда не переделывайте его работу у него на глазах. Можно немного поправить или показать как делать быстрее-удобнее. "Давай я покажу как УДОБНЕЕ мыть посуду" (не "лучше", а то может решить, что он делает плохо и это будет негатив).
И я против поощрений материальных. Никогда за выполненные дела не дарю ему конфетки/игрушки. Поощрение может быть эмоциональным - похвала, поход в цирк, просмотр мультика или просто прогулка с мыльными пузырями. А домашние дела - это обязанность. Он должен это делать, чтобы помогать мне. И я всегда похвалю его за помощь и скажу как я рада, что у меня такой помощник и что мне легче от того, что он мне помогает, у меня меньше дел и я меньше устаю. Его помощь освобождает моё время и я могу провести это время с сыном.
Написала не всё что хотела.. у дочки зуб первый вылез и у меня сегодня сложный день )
Задание на день:
1. При необходимости составить список занятий.
2. Подумать про свои эмоции и про то, умеют ли ваши дети читать ваши эмоции, сопереживать, и выражать свои эмоции.
Для скачивания:
С тех пор встать в 6 утра и собраться за полчаса, поев, умывшись, сходив в туалет для нас с ней не стоит ничего :) Она встает в 8, уроки 20 минут успевает поделать, потом ест 10, одевается 10, и мы в крайнем случае 8.45 уже выходим.
В этом году мы перешли просто в группу здоровья ф/к, но привычки остались.
Похвасталась.
Список занятий обеднел в этом году, но к занятиям подходим основательно:
пн - ф/к: лед и офп + фортепиано. После логосада.
вт - подготовка к школе
ср - фортепиано
чт - подготовка к школе
пт - ф/к: лёд + фортепиано
Вечером уроки: почитать 3 страницы, устный счет, логоупражнения в 2х тетрадях, гаммы + разбор произведения + выучить стих + занятия по подготовке к школе. Иногда со старшим сяду, с ней не успеваю, поэтому переносим часть занятий на утро. С эмоциями: переношу все на сказку. Рассказываю не о себе (иначе девчушка взовьется), а о маме-драконихе и маме-зайчихе и дочке-зайке :) Тогда воспринимает лучше, понимает, на нас с ней переносит.
Про старшего я писать не буду. Факт, до до 11 класса нужно уроки контролировать будет, если не задумаю на репетиторах разориться. И факт, что маленькие детки - маленькие бедки.
К моменту полового созревания из его головы вылеело ВСЕ, касающееся домашних обязанностей. Раньше трехлетнюю дочку могли с мужем оставить и уйти в театр. Сейчас - нет, закончилась наша беззаботная жизнь
Стараемся его отправлять в лагеря, чтобы плешь проедали ему не мы с мужем, а жизнь учила :) С эмоциями... тестостерон чистый. Рычит, пыхтит, сопит, рвет тетради, потом извиняется. В руки не дается. Путь к сердцу прямиком через желудок :) И вроде как это только начало - 13 лет...
. Был прав.То есть только примером воспитывать.
О сексе и контрацепции я рано начала - с 10. У них девочки акселератки были в старой школе. Все объяснила ... на собачках. Потом еще книжки подкидывала. Он бычится, но уже видно, что с мальчиками обо всем перетер :))
До любви еще не дошло. Книги про любовь ненавидит и шипит. Пока в своей пещере с уверенностью "всебабыдуры".
Откуда уверенность - объясню. От нас, истеричных. Кондуктор в автобусе - истеричка, даже раз в Минтранс писать пришлось. В школе вахтер - пинает ботинки ногой, чтобы не переодевался в раздевалке. Учителя загружены, мужчин из них мало, часто тетки в климактерическом возрасте с перепадом гормонов. Он не понимает. девочки тоже буйны в половом созревании. Тут летом одна особа засыпала его СМСками о том, что беременна, и что ей делать.
В общем, сидит он за партой "с одним человеком". Только полгода спустя выяснила, что этого человека Настей зовут
Я тоже думаю лет с 10 начать объяснять. Мы жили около 6ти школ и выяснилось, что там уже во втором классе дети про минет знают...
Кстати, насчет своего примера - это точно работает. Мой муж, как я начала убираться по системе, стал готовить )