Эксперименты по четвергам. Январь.
Мистер Умелец или Очумелые ручки (поделки, аппликации, интересные находки, идеи и задумки)Заходите к нам в гости - мы вам кое-что покажем )
В общем, решила я проводить с Алисиком опыты/эксперименты один раз в неделю по четвергам, так как опыт с МП показывает мне, что если есть определенная дата, то это позволяет мне скоординироваться, вовремя все подготовить и провести занятие, да и Алисик уже знает, что в этот день ее ждет что-то интересненькое.
Что касается самих опытов - цель таких занятий - познавательная, т.е. я подбираю и провожу с Алисой такие опыты, которые можно ей объяснить - пусть не до конца, но хотя бы промежуточную или поверхностную часть происходящего. Но, чтобы обязательно произошло понимание и усвоение, и что очень важно, чтобы она сама смогла сделать определнные выводы из увиденного.
Как правило, мы с Алисой проводим опыт - обсуждаем, делаем выводы, а Алисик на следующий день рассказывает папе о проведенном опыте и объясняет ему (с моими подсказками, если нужно) почему так или так произошло.
Если получается, то опыты я стараюсь подбирать взаимосвязанные, чтобы можно было вспомнить прошлый опыт и сравнить.
Поэтому в моих отчетах не будет каких-либо ярких и фиеричных опытов, которые интересно лицезреть, но нельзя доступно объяснить ребенку.
Однако такие простые опыты, о которых речь ниже, дарят нам столько эмоций - словами не передать - и прежде всего из-за того, что маленький человечек, познающий этот мир, делает свои первые выводы, удивляется, если вдруг ее предложение не оправдывается и искренне радуется, если ее предположения оказываются верны.
Отчетики я буду писать раз в месяц.
А теперь приглашаю вас с нами в небольшое путешествие - не географическое, но познавательное )
ОПЫТ №1. Плавает-не плавает.
Необходимые материалы:
-емкость с водой,
-тарелка,
-два чашечки,
-разоичнеы плавающие и не плавающие предметы.
Перед Алисиком поставила большую чашку с водой и тарелочку, на которой лежали различные предметы. Я попросила ее брать по одному предмету и проверять - тонет он или плавает.
Затем те, которые плавают кластьв одну чашечку, а те, которые тонут - в другую.
И это оказалось очень увлекательно ))
После определенного количества испытаний, я предложила Алисе сначала предположить, что станет с этим предметов в воде, а потом уже проверить на практике - так вышло еще интереснее ))
А потом я дала ей два предмета - шерстяной и стеклянный шарики одинакового размера и спросила - какой из них утонет, а какой будет плавать - она сообщила, что стеклянный утонет, а другой будет плавать.
На мой вопрос - почему? Она ответила, что стеклянный шарик тяжелее. И в этот момент она оказалась довольно близко к разгадке ))
Ведь плавучесть/не плавучесть предметов определяется их плотностью, а плотность есть отношение массы тела к его объему, а так как шарики у нас были практического одного объема - на вид они были одного размера, то дочка как раз верно нашла зависимость - в этом случае плавучесть шариков зависела от их веса.
ОПЫТ №2 Яйцо тонет в воде?
Необходимые материалы:
-большой стакан воды,
-соль,
-яйцо.
Перед проведением этого опыта, мы вспомнили об опыте предыдущем. Затем я вручила Алисику яйцо и спросила - утонет ли он?
Алиса сказала, что да - утонет, в чем, конечно, оказалась права )
А теперь добавим соль! Снова вопрос к Алисе - утонет ли яйцо! Без сомнений - "да" - отвечает Алиса.
Проверяем! Опля!! А оно не тонет! Посмотрите на ее личико )))
Попробовали даже пальцем его утопить - все равно всплывает )) Про плотность воды я рассказывать, конечно, не стала - просто объяснила Алисику, что если воду посолить - ее будет плавать и рассказала ей о Мертвом море, в котором человек даже не утонет, если на воду ляжет - настолько оно соленое. Вспомнили мы и просто море - о том, что вода там тоже соленая и поэтому в море плавать проще, чем в озере или речке.
ОПЫТ №3. Яйцо вареное или сырое?
Необходимые материалы:
-яйца (сырые и вареные),
-тарелочка,
-2 чашечки.
Сначала мы вспомнили о прошлом опыте - как яйцо тонуло и плавало.
А потом приступили - Алисик любит крутить волчков. Я предложила ей 4 яйца и показала, как нужно крутить их - она попробовала и тут мы выяснили, что крутятся они по-разному. Одни быстро и долго, другие медленно и совсем непродолжительной время.
Алисик удивилась. Тогда я ей рассказала, что вареные яйца хорошо крутятся, а вот сырые как раз не очень хорошо.
После этого мы еще раз проверили как крутятся сырые и вареные яйца, а затем сложили их вместе на одну тарелочку и Алисе предстояло проверить каждое яйцо на вареность и сложить в одну чашечку яйца вареные, а в другую сырые, с чем она отлично справилась.
По поводу цвета - получилось так, что яйца были двух цветов, среди них сырые были как белого так и темного цвета, то же самое касается и вареных.
А потом Алисик научилась по-другому проверять вареное/сырое яйцо - она прикладывала яйцо к щечке и если оно было холодное - сырое, если не холодное - вареное ))) Хотя я старательно остужала яйа после варки - все равно они были теплее, чем сырые.
ОПЫТ №4. Огонь и лед.
Эти опыты мы проводили не в четверг, а в течение этой недели.
Необходимые материалы:
-веточки хвои, ягодки,
-вода,
-воздушный шарик,
-чашка,
-стаканы,
-свечки.
О подсвечнике можно почитать здесь.
О ледяном фонарике здесь.
Итак - что же мы узнали:
1) если вода оказывается на морозе - она замерзает и превращается в лед.
2) лед прозрачный, твердый и холодный.
3)лед в тепле тает и снова превращается в воду.
4) огонь свечи горячий и разрушает лед.
На примере шара особенно интересно было сравнить огонь и лед -
Алисик трогала ледяной шар - ручки становились холодными!
А в скором времени пламя свечи проделала в шаре дырочку (огонь разрушает лед) и если подержать ручку над этой дырочкой, то становится очень горячо - даже слишком, поэтому мы держали ручки высоко над этой дырочкой!
После опыта с папой вновь обсудили, какой лед и какой огонь.
Так прошли наши первые сознательные опыты ))
Алисик удивлялась новым открытиям, а я удивлялась Алисику )))