Игры (0-5 мес)
Игры и игрушки для карапузиков от 0 и до годаГоворят, что в начале все детки только спят да едят. Но это не мой случай. Оба раза - не мой случай. Так чем же я занимала своих крошек в первые месяцы? Все просто, специальных заумных развивашек пока не нужно! Будьте проще и ребенок к вам потянется.
Если с Ксюшей я все время что-то пыталась придумать этакое, то с Катей решила пустить все на самотек (ну, почти все). И знаете что, стало проще, спокойнее, а самое главное, интереснее. Я смотрю, как Катюшка реагирует на что-то новое, и если вижу ее интерес, то даю посмотреть, пощупать, послюнявить и т.п. В малышах заложено столько разных реакций, мимики и эмоций, что скучно не бывает.
Вкратце напишу, во что мы играем, чем занимаемся.
Про игрушки на этот возраст писала ранее здесь: https://www.babyblog.ru/community/post/0_1_razvitie/3212481
С 0-1 МЕСЯЦА
Первое знакомство с миром!
• Лучшая игрушка - лицо мамы/папы… Можно улыбаться, кривляться. Не забываем про расстояние (оптимально 20-30 см от глаз, ближе и дальше пока кроха видит плохо). Можно потрогать лицо мамы ладошками (с помощью, конечно).
• Вообще почти все можно дать потрогать ладошками или ножками. Можно просто водить по телу малыша, например, ваткой.
• Высовываем язык или широко открываем рот. Делаем это медленно и повторяем часто, в скором времени малыш начинает повторять.
• Повторяем мимику самого малыша, хмуримся, когда он хмурится, открываем широко глаза, и т.п.
• В чем я точно убедилась, так это в том, что малышам очень нравятся контрастные черно-белые графические изображения. Поэтому вешаем их везде (и меняем их с нарастанием сложности). У нас они и на стенах и в виде кубов/ кругов/квадратов с графичными узорами висят на мобиле над кроваткой. Катя у меня могла надолго «залипнуть». Можно было спокойно оставить с мобилем и пойти, например, помыть старшую.
• Устраиваем экскурсии по квартире, держа ребенка на руках. Рассказываем обо всем, что видим. Следим за реакцией, если что-то заинтересовало, просто даем познакомиться, пощупать, посмотреть. Достаем далеко закинутые «нужные» вещи и показываем/рассказываем.
• Про зрение. Возьмем яркую игрушку и медленно приближаем ее к глазам крохи (до 20 см). Как только ребенок зафиксирует на ней свой взгляд, медленно перемещаем игрушку из стороны в сторону, вверх и вниз, удаляем, приближаем.
• Про слух. Тоже можно проделать и со звуками. Возьмем погремушку с мелодичным звучанием и потрясем ею перед малышом, потом трясем справа-слева, за малышом.
• Постоянно разговариваем, рассказываем все, что делаем, от умывания до подогревания супа. Меняем интонации, говорим разными голосами.
• Включаем музыку или поем крохе сами. И танцуем, танцуем, танцуем. Это вообще лучшее успокоительное во все времена.
• Всегда обращаем внимание на звуки предметов. Это могут быть как музыкальные инструменты. так и просто шуршащий пакет.
• Логоритмика. Произносим гласную букву и делаем на эту букву какое-либо движение руками малыша. Например, когда делаем массаж, можно не просто поднимать ручки вверх, а поднимать их с протяжным «А-а-а». Сгибать в локтях на короткое «У-у-у». Разводить в стороны на «Э-э-э». И так далее. У меня малышки не очень любили массаж ручек, но с этими звуками все становилось гораздо веселее.
С 2 МЕСЯЦЕВ
Все еще так удивительно!
Сохраняем прошлые игры, немного усложняем их, добавляем новые.
• Подвешиваем погремушки, а еще лучше «музыку ветра» или бубенчики, кроха будет задевать их сначала случайно, а потом наловчится и будет звенеть вовсю.
• Водим игрушкой так, чтобы ребенок следил за ней взглядом, как и месяц назад, но усложняем траекторию движения. Можно водить по диагонали, по дуге, по кругу, или волнообразно. Расстояние можно увеличить примерно до 50 см.
• Для развития умения держать головку можно положить малыша на животик и водить перед ним игрушкой или мячиком из стороны в сторону. Если малыш заинтересован и следит за игрушкой, то ему придется напрягать мышцы шеи.
• Читаем малышу книжки, можно детские, можно даже и не совсем детские. Читать можно как с малышом, так и просто фоном, кода он занят чем-то своим.
С 3 МЕСЯЦЕВ
Сохраняем прошлые игры, немного усложняем их, добавляем новые.
• Когда малыш гулит, разговариваем вместе с ним, внимательно слушаем, «отвечаем», повторяем. Учим новым звукам «У-у-х», «А-а-х».
• Самолет. Положите ребенка животиком себе на руку и полетайте по комнате, громко жужжа.
• Поезд. Передвигаем пальцы по детской ручке от кисти к плечу «Чух-чух-чух», дойдя до плечя говорим «Ту-ту», едем дальше, через голову до второго плеча, и далее вниз по другой ручке. В пути произносим «Чух-чух-чух», на «станциях» (плечах, кистях) - «Ту-ту».
• А вот пальчиковые игры у нас не пошли совсем, ни у Ксюши, ни у Кати. Они обе не очень любили массаж ручек и пальчиков. Так что приходилось искать что-то особенное. Например, быстро «щипать» пальчики или прятать в кулачок. Или вкладывать в ручки предметы с разной фактурой. Я давала Кате резинки для волос с какими-нибудь шариками или другими элементами, ей нравилось перебирать и растягивать резинки.
• Показываем картинки, книжки, карточки, природу, магниты на холодильники и просто вещи.
• Смотрим в окно, рассказываем, что видим.
• Смотримся в зеркало, корчим рожицы.
• В ямку бух! - это вообще «самый писк» у моих! Качаем на коленях, затем колени раздвигаем, придерживая малыша (будто ребенок падает). И при этом приговариваем:
Ехали мы, ехали,
В город за орехами,
По кочкам, по кочкам,
Да в ямку бух!
Раздавили сорок мух!
Или такое:
Я рыжая лисица,
Я бегать мастерица.
Я по лесу бежала,
Я зайку догоняла
По кочкам, по кочкам,
По маленьким пенечкам
И в ямку - бух!
Раздавила сорок мух!
С 4 МЕСЯЦЕВ
Сохраняем прошлые игры, немного усложняем их, добавляем новые.
• Перебираем бусы, браслеты, тесемки, лоскутки, фольгу, бумагу, пакеты, фантики (под чутким присмотром, конечно).
• Слегка дуем на личико, животик.
• Кукольный театр. Устраиваем небольшие представления с игрушками, пальчиковыми куклами. Пока самые простые - киса «мяу, мяу», а это собачка «гав, гав».
• Поймай-ка! Держим игрушку перед малышом так, чтобы он мог ее схватить. Как только он потянется за игрушкой, отодвиньте ее. Так можно повторить несколько раз, пока есть интерес, и затем дать ему возможность самостоятельно схватить игрушку.
• У нас висит большая «музыка ветра» из бамбука, проходя мимо нее с Ксюшей, а теперь с Катей на руках, я останавливаюсь и даю им немного подергать за веревку, послушать звуки. Очень интересно за этим наблюдать. Ксюша дергала изо всех сил, всем телом, получалось очень громко, чем громче, тем лучше. А Катя совсем по другому , она изучает «дергалку», крутит ее, сначала аккуратно отведет в одну сторону, потом в другую, потом дернет, потом снова аккуратно, при этом внимательно слушает с очень умным видом 😌 )
• Наш папа часто выстукивает ритм рукой по ноге. Катя этому очень быстро научилась и беспрестанно стучала и до сих пор стучит ручкой по ножке.
• Положим под ноги пищалку (у меня пищалка была в детском коврике), и как только случайно малыш нажимает на нее ногой, обращаем внимание, говорим «пик-пик». В следующий раз малыш уже сам пытается найти ногой эту пищалку, чтобы вызвать реакцию.
• Катаем по ногам мамы, как с горки.
• Пытаемся играть в ладушки. Катя дает иногда ручки на первые пару хлопков, потом отнимает, тогда я продолжаю хлопать сама, а она просто смотрит. А вот Ксюша ладушки любила.
• Любимое занятие - прыгать на мяче или просто на маминых коленях.
• «Топаем», или точнее прыгаем по орто-коврикам (я держу Катю за подмышки и легонько опускаю, так, чтобы ножки задевали коврики)
• Кладем спинкой на мягкую подушку и перекатываем в стороны. Качаем на пружинящем матрасе.
• Играем со стаканчиками (детскими, которые вкладываются друг в друга), малышам нравится доставать их, стучать, бросать.
• Еще одно любимое - кататься на детском коврике или пуфе по квартире. Особенно когда «с ветерком» 😜
С 5 МЕСЯЦЕВ
Сохраняем прошлые игры, немного усложняем их, добавляем новые.
• Садимся за стол, берем малыша на колени (можно полулежа или поддерживая под мышки, если еще не присаживаем) и даем поиграть с салфетками, ложками, фруктами и пр. У нас популярно было перекатывание мандарина (причем, это была первая совместная игра моих дочек).
• Разыгрываем с помощью игрушек небольшие миниатюры. Например, лягушка прыгает, затем прячется и появляется снова или дракон «нападает» на пальчик, и т.п.
• Произносим звуки, подражая животным: собака лает «гав-гав», овечка блеет «бэ-э».
• Называем части тела малыша: лобик, носик, глазки, губки…
• Катаемся на мяче (фитболе) на животике, на спинке, вперед-назад, в стороны, прыгаем.
• Возьми-брось. Ходим по квартире, держа малыша на руках в положении «самолетик» (положа животиком себе на руку) и собираем игрушки (малыш берет ручками все, что попадается и хватается). Каждую «добычу» несем в корзину с игрушками и на слово «бросай» малыш бросает игрушку (если не отпускает, тихонько постукиваем по руке).
Ну вот как-то так☺️ А во что вы играете?