Опять о чтении - после азбуки
Обучение чтениюПосле того как дети научатся читать слоги и слова, улавливая что ж такое из двух-трех слогов они прочли, мы не торопимся переходить к книжкам, пусть даже с минимумом текста. Они еще читают там и сям встреченные или написанные мной слова, читают вывески, надписи, заборы, стены в подъездах, конфетные бумажки, разные обертки, этикетки, названия книг и мульфильмов. Прежде чем что-то читать или смотреть, я демонстрирую книжную обложку, спрашивая, что же мы сейчас будем читать, или ставлю мульт на паузу и дети то хором, то вразнобой мычат-блеют, пытаясь одолеть и уразуметь написанное, пока кто-нибудь первый не выпаливает название Цель при этом преследуется только одна - чтоб ребенок привык к нормальному виду напечатанных слов и убедился, что читать их он умеет. Причем, подчеркиваю - именно обычно написанные, не разбитые на слоги слова. Они не должны пугать юного читателя своим видом. В этот период очень полезны вот такие книги
Первая книга у нас живет уже больше 10 лет - она 2002 года издания, но постоянно переиздается и имеется в продаже. Вторую заказала и получила совсем недавно - в июне. Задания в обеих книгах однотипные, направленные на выработку одних и тех же навыков техники беглого выразительного чтения. Просто первая уже хорошо знакома детям, а из второй Тема с удовольствием выполнял задания всю прошлую неделю и читал по утрам (его приводят почти на час раньше остальных).
На первых страницах этих книг еще есть столбики с длинными трехсложными словами, разбитыми на слоги, но которые ребенку предлагается прочесть без остановок в середине слова. Да и то эти задания лишь на первых одной-двух страницах - для разгона и тренировки навыка слитного чтения.
Страницы книги Читаем после азбуки:
Здесь между паровозом и столбиками слов дано объяснение как читать "без остановок"
Трехлетняя Маша лет 10 назад, подбирая рифмы к строчкам на этой странице, вдохновила меня на создание подобных электронных заданий. Надо было найти нужную рифму-картинку к прочитанным строчкам - на лапке у лисы новые...
- Трусы, - отвечает Машка, не задумываясь и не заглядывая в книгу.
Отсмеявшись, я состряпала презентацию с вот такими слайдами
Если щелкнуть мышкой по правильной картинке, раздаются аплодисменты, к которым неизменно присоединяются все присутствующие, и при этом с пулеметной очередью со стуком клавиш печатной машинки появляется нужное слово - часы, до этого невидимое.
Ну и задания на других страницах спровоцировали создание ряда электронных обучалок с простенькими анимационными эффектами, которые неизменно встречаются всеобщим восторгом.
И страницы второй книги Учимся читать
В этой книге есть ошибка, что удручает ((
Полосатому хищному и зубастому предлагается отправить письмо в Африку, но ведь тигры в Африке не живут! Поэтому я призываю найти ошибку и написать адрес тигра правильно, иначе письмо его не найдет.
Задания мы выполняем, используя пластиковый скоросшиватель с прозрачной верхней обложкой, на которой можно рисовать фломастером, просто помещая внутрь нужный лист из книги. Потом следы фломастера стираю влажной тряпкой.
Я очень. очень и очень рекомендую и советую приобрести любую из этих книг детям, начинающим читать! Они в разы полезнее и нужнее книг с текстом, разбитым на слоги, которые я вообще категорически не приемлю. Уже не первый раз сталкиваюсь с тем, что такое слоговое чтение тормозит нормальное слитное и выразительное. Для некоторых детей этот барьер, причем воздвигнутый искуственно, становится труднопреодолимым. В этом году у меня был как раз очередной такой случай. Научившись уже читать нараспев довольно длинные слова и короткие предложения, дите уехало на лето к бабушке в деревню. В сентябре я обалдела - то, что 3 месяца назад читалось слитно без проблем, стало скандироваться с четкой разбивкой и межслоговыми паузами - Э-ТО, К-ТО, Ч-ТО, К-РО-Т, К-РА-С-КА. Видимо, читали какую-то книжку со слоговым текстом, а все окружающие восторгались и нахваливали, так что ребенок утвердился в мнении, что так и должно быть и такое вот чтение самое правильное и есть. Полгода бились лбом о стену. Уже научился читать Тема и стал читать нараспев текстики и книжечки, уже видно было явно, что про себя деть читает гораздо быстрее, но вслух продолжает упрямо скандировать, тормозя себя же. Пока я не стала засекать время чтения упражнений из показанной книги по секундомеру. Да еще вовремя случился у нас в гостях первоклассник Данька - давнишний авторитет всех наших и окрестных барышень, который тоже изъявил желание участвовать в гонках и тарахтел, как заводной цыпленок времен моего детства. Вообще-то я противник соревнований-эстафет (обычно просто втихаря отсекаю время, когда ребенок по собственной инициативе что-то читает и потом подсчитываю знаки, не объявляя им результат, просто для себя), но в этом случае помогло, после этого и произошел сдвиг. И, хоть и не без хитростей с запоминанием-заучиванием текста, но перешли к чтению книг, которые тоже надо будет выбрать, сфотографировать и показать... когда-нибудь )))
Читаем после азбуки - Лабиринт // Озон
Учимся читать Лабиринт // Озон
Предыдущий пост на эту тему О чтении, буквах и букварях
Следующие посты: В.Волина - Праздник букваря
Как мы читали после НечиталииИ СНОВА О БУКВАРЯХ И СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ