Войти Регистрация
Обучение чтению
Сообщество для обсуждения детских книг, авторов, иллюстраций, изданий. Списки книг для детей разных возрастов и рекомендации к чтению.
21965 участников, 48952 вопроса

О чтении, буквах и букварях

Разных азбук и букварей у нас штук 20, начиная со школьных советских. Именно они и были первыми появившимися в нашем доме, когда после смерти Брежнева из школьных библиотек было приказано изъять весь тираж только что напечатанного букваря с портретом генсека. Эти буквари, которые мама принесла из школы, мы раздаривали всем знакомым у которых были маленькие дети. Годовалый сын подруги залистал букварь и знал все топоры-лопаты-лыжи. Мы пошли еще дальше. Юльке букварь вместе с другими списанными учебниками был выдан месяцев в семь - для перелистывания. Картонок у нас было всего две - тогда они были страшной редкостью.

О чтении, буквах и букварях

О чтении, буквах и букваряхЛистать книги дитё обожало. И пальцем тыкать в картинки с вопросом:
- Ы?
- Жираф.
- Ы?
- Молоток.
- Ы?
- Четыре.
- Что ты ребенку голову морочишь? - возмущается мама, - можно подумать, она поняла что такое четыре!
- Можно подумать, она поняла что такое жираф. Какая ей разница что запоминать?
- Вообще-то да, - подумав, соглашается мама.
К году ребенок в этих книгах знал все. Показывала все предметы, красные круги, синие квадраты, деревья зимой и деревья летом, часть букв и некоторые цифры. В полтора, когда я отдавала ее в ясли, она уже знала все буквы и все цифры. Мы ничего и никогда специально не учили - ни числа, ни цвета, ни времена года, ни дни недели, никакие другие понятия - все как-то было встроено в жизнь, в разговоры, игры, дела. Я показывала ей числа в календаре, номера автобусов и трамваев, домов, квартир, кнопок лифта, кабинетов в поликлинике. Она подолгу вертела телефонный диск на старом сломанном аппарате, набирая названные мною номера, она ползала и валялась на расстеленной на полу карте, разглядывая животных и большие буквы названий океанов и материков. Теперь меня жутко обламывает факт, что у других, оказывается, бывает по-другому. То, что у детей того поколения и старше само-собой укладывалось в голове просто потому что их таскали по улицам пешком, попутно чем-то занимая по дороге в разговорах, теперь почти со всеми нужно долго и терпеливо учить, а терпение - это совсем не моя добродетель, увы...
Начитавшись Никитиных, я облепила все стены картинками, азбуками, таблицами чисел, чтоб мозолили глаза и сами собой в штабеля укладывались в голове. Все укладывалось. Для своего возраста она знала очень много. Но. Мы ни на шаг не продвигались к чтению. Мама меня укоряла:
- Ты совершенно с ней не занимаешься! Она уже в год знала буквы, давно могла бы научить ее читать! Ты научилась читать сама.
- Она не может читать! - взрывалась я, - она не слышит, не различает звуки!!! Что толку от нарисованных букв, если "собака" у нее начинается на А, потому что "сАААААААбака"!!!
А потом мы поехали отдыхать на базу отдыха и в один из дождливых дней, одурев от рисования, я начала писать на листке буквы. Юлька прочла АВ АМ УМ ЮГ АХ ОХ УХ УХА УХО - я заметила, что читать так называемые "обратные" слоги, когда они начинаются с гласной, ей легче, и при этом привыкает к проговариванию согласного звука без паразитического Э, когда читают не МА, а МЭА, и от этих слогов плавненько уже без Эканья перешли к УХХХХе и УХХХХХу ))
А потом битый час читала слово ДЕД, я чуть не рехнулась. Ума тоже было - нашла, что предлагать ребенку, это же самое трудное - читать согласную вместе с йотированной гласной. Но это ж я потом такая умная стала, а тогда мне хотелось как Цезарю только увидеть и сразу победить - ну первый блин, чего уж там... Хорошо хоть хватило ума не мучить ребенка дальше. Вернулись с отдыхаловки, сдала ребенка маме на дачу вместе с книжечкой "Читаем сами", где на обложке напечатана таблица слогов, сказала: "не морочь ребенку голову, пока не возненавидела чтение, пусть читает слоги и с нее хватит" Через три дня, прочитав лесенкой напечатанные КО РО ВА и СО БА КА Юлька удивилась:
- Бабуля, гляди - корова! Смотри - собака!

Потом мы никуда не торопились. У нас впереди до школы еще уйма времени была - целых три года! Ей было только 3,10. Читали перед сном, как всегда. Сначала она читала первое слово, а все остальное я. Потом три слова, потом первое предложение, потом три предложения, если абзац коротенький, то первый абзац. Продолжали играть в наши любимые игры - в слова, в три буквы. Весной перед школой, когда встал вопрос о выборе школы, я вдруг узнала о проверке техники чтения. Проверяла на автобусной остановке, где мы коротали время в ожидании. Оказалось, что ребенок чешет как из пулемета, я даже знаки подсчитывать не стала. Меня тогда больше волновал вопрос берут ли у нас в крутой лицей детей "с улицы" или нужна протекция, которую негде взять. Оказалось - берут ))
Буквари переехали во второй (задний) ряд книжного шкафа и хранились как реликвия "на потом"

Вытащила я их, когда занялась своим детским садом. И потихоньку постепенно накупила новых всяких разных, хоть и периодически предпринимала героические усилия, пытаясь остановиться.
О чтении, буквах и букваряхО чтении, буквах и букварях

О чтении, буквах и букваряхТоненькие типа маршаковской "Про все на свете" или заходеровской "Мохнатой азбуки" я не считаю. Еще на многие буквы, слоги, слова куча самодельных презентаций, которые дети очень любят - у нас там петухи кукарекают, собаки лают, кошки мявчут, аплодисменты раздаются, если на правильное слово/картинку нажмешь.
А читать мы по-прежнему учимся без букварей - на кубиках, магнитах, карточках, бумажках, открытках, камнях. И буквы учим без букварей - придумываем слова на нужную букву-звук, когда умываемся, идем на прогулку, иногда за столом - во время любой паузы, когда я сахар размешиваю или второе накладываю, а кетчупом эту букву в тарелке пишу. Вообще, для того, чтобы ребенок что-то усвоил, он должен набрать определенную МАССУ, буквы и цифры должны окружать его со всех сторон. У нас на всех стенах азбуки, надписи, картинки, плакаты с буквами-цифрами-циферблатами. Куча кубиков, пазлов, магнитных и просто пластмассовых букв, которыми они играют. Старые буквари-математики, которые в свободном доступе тоже обеспечивают эту массу.

О чтении, буквах и букваряхО чтении, буквах и букваряхО чтении, буквах и букваряхО чтении, буквах и букваряхВот между любым делом прилепляем гласную к согласной. За обедом на холодильнике составляем слова ЩИ, СУП, УХА, КАША, ЧАЙ, СОК, ПЛОВ, СОУС.
А начинаем с кубиков - на машине или паровозе подвозим согласную к разным гласным и сигналим БИ, БА, БУ, БЫ... Ну и пишем на бумажках, начиная с АХ, ОХ (вспоминаем мульты и книжки - Ах и Ох, Ах и Ох идут в поход) УХ, ЭХ, ХА, ХИ - эти буквы им писать легче и веселятся от смены интонаций при восклицаниях, а уж потом переходим к остальному, опять же никуда не торопясь. Вообще, сначала начинаем слоги и односложные слова именно складывать из магнитиков-кубиков, а не читать. Ребенку легче закодировать, перевести в символы произносимое им, понятное ему, слово или слог, чем раскодировать и озвучить неизвестное. К чтению слогов переходим позже.
Спросите - а зачем нам столько букварей? Для той самой массы. Смотрим, читаем. Часть из них - просто стихи и миниатюрки для чтения - это азбуки Усачева, Лунина, Шибаева, Синявского

О чтении, буквах и букварях

О чтении, буквах и букваряхГорбушина

О чтении, буквах и букваряхО чтении, буквах и букваряхБукваренкину школу Юдина тоже просто читаем, попутно кое-что выполняя.
Остера им читаю, и играем - то орем, то визжим, то шипим, то дрожжим ))

О чтении, буквах и букварях

Ну а многое используем как первоначальное чтение, когда уже научились буквы в слоги складывать. В "Уникальной методике" Беженовой детям очень нравятся картинки

О чтении, буквах и букварях
О чтении, буквах и букваряхБукварь для вундеркиндов просто даю читать - им интереснее, когда слова написаны по-разному. Когда буквы в слове разного цвета - это мешает, а вот когда разноцветные слова, наоборот, заинтересовываются, читают с бОльшим воодушевлением ))

О чтении, буквах и букварях
О чтении, буквах и букваряхТам еще куча рекомендаций мелким шрифтом, но обычно мне некогда и лень надевать очки, поэтому мы обходимся без них. Читаем, где открыли, кто - слово, кто - предложение, кто - страничку.
Очень нравится мне .Азбука Олеси Жуковой - в плане заданий

О чтении, буквах и букваряхО чтении, буквах и букваряхО чтении, буквах и букваряхВсе это открывается эпизодически и дается без строгой определенности. Не пошла страничка, закрываю, иногда предлагаю другое, иногда нет, все зависит от особенностей конкретного ребенка. Единственное чего четко придерживаемся со всеми - стараемся сначала запомнить нейотированные гласные и несколько согласных, которые можно тянуть-петь М, Н, В, З. С, Ж. Ш, Х. С (обязательно те, которые ребенок хорошо произносит) с ними и развлекаемся (воют букву В, пока подвозят ее к гласным - ВВВВВВА, ВВВВВУ или мычат ММММУ, МММММЫ), есть дети, которые туго переключаются с одной гласной на другую, с теми, возим разные согласные к букве А (СА,ВА, МА, ША) остальное как-то незаметно добирают потом. Главное - сначала слоги! Надо хорошо научиться их читать и только потом переходить к двух- трехсложным словам, иначе пока тужатся-читают второй слог, забывают первый. При этом есть дети слухачи, которые хорошо слышат, выделяют звуки в словах и быстро понимают принцип слияния звуков, а есть те, кто просто визуально запоминают слоги и, набрав критическую массу, в определенный момент у них в мозгу "щелкает" - если вот так выглядят МО, ЛО. и КО, то заменив К на Н, получится НО.

Если дети ходят постоянно с 3-х лет, то к 5 годам, кто раньше кто позже, уже все читают. И тогда наступает время бумажек

О чтении, буквах и букварях

О чтении, буквах и букваряхВот такие бумажки вешаю над кроватью, чтоб читали пока не могут заснуть, чтобы не возились и рожи не корчили друг другу. Надо прочесть и найти лишнее слово

О чтении, буквах и букварях
Так мы учимся, а все это количество слов и фотографий - для того, чтоб сказать, что больше всего из вышепоказанного, обойденного вниманием и виденного мною в разное время в магазинах, но не купленного, мне нравится Букварь Веры Ивановой (на четвертом фото внизу справа). Я купила его еще 2002 и с тех пор ни разу нигде не встречала. Думала, что он и не переиздавался с тех пор, но оказалось, что издается, просто под другой обложкой и называется теперь Обучение детей чтению. Он в разы лучше разрекламированной Жуковой! В разы!!!
Чем мне эта книга нравится - именно она объединяет в себе многие функции - это и азбука для изучения букв, и букварь - для обучения чтению, и книга для первоначального чтения, причем, интересная и познавательная книга. Большой плюс для меня - что обучение чтению как раз отвечает моим запросам - ее методика как раз совпадает с моими мелкими интуитивными и практическими "открытиями" и наблюдениями. Трудно ребенку на самом первом этапе чтения слогов перестраивать речевой аппарат после одного слога сразу на два других звука, легче на один, а второй (гласный) повторяется - КАША, ВАЗА, ДАЧА, НАТАША, МАКАКА.
В самом начале раздела обучения чтению не только слова, но даже коротенькие букварные текстики состоят из слов с одной только гласной - А. Затем добавляются другие гласные, но опять же, сначала без согласных - так детям читать легче - Я-МА, О-СА, Ю-ЛА, У-РА - снова слова и текстики-диалоги, прочтение которых очень воодушевляет - ЧИТАЕТ САМ!!! А затем постепенно все усложняется, и усложнение идет наиболее щадящим путем. На Лабиринте достаточно фотографий, можно ознакомиться. Правда, там наиболее полно представлен первый - азбучный - раздел со стихами, заданиями, ребусами.
Я покажу немного других страничек для знакомства:

О чтении, буквах и букварях
О чтении, буквах и букварях
О чтении, буквах и букваряхО чтении, буквах и букваряхО чтении, буквах и букваряхО чтении, буквах и букваряхО чтении, буквах и букваряхО чтении, буквах и букварях
О чтении, буквах и букварях
О чтении, буквах и букваряхО чтении, буквах и букваряхО чтении, буквах и букваряхО чтении, буквах и букваряхО чтении, буквах и букваряхО чтении, буквах и букваряхО чтении, буквах и букваряхТот же самый БУКВАРЬ, но только в другом оформлении обложки и еще под одним названием 300 упражнений для подготовки детей к школе.

Вот разные варианты обложек, но под ними один и тот же книжный блок

И еще об одной из этих книг мне хочется рассказать вам и показать ее. Это "Праздник букваря" В.Волиной, но о ней - уже отдельным постом.

Еще о чтении - Читаем после азбуки

В.Волина - Праздник букваря

Еще об обучении чтению - Страна Нечиталия

Как мы читали после Нечиталии

Подборки книг для первого чтения - здесь, здесь и здесь

И СНОВА О БУКВАРЯХ И СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ
Комментировать

Комментарии

Россия, Москва

Боже мой, этому посту 5 лет, я здесь на ББ 5 лет и это САМЫЙ ПОЛЕЗНЫЙ пост, который я прочитала за все время.

Титанический труд. Спасибо вам от чистого сердца! Утащу, поделюсь и буду продвигать в массы.

Ответить
Казахстан, Усть-Каменогорск

Пожалуйста )) Рада, что он по-прежнему нужен и приносит пользу.
Вот здесь ссылка еще на один пост, совсем недавний, но на эту же тему. Он важен, в нем показаны нюансы очень осложняющие обучение, хотя в принципе повторяет уже сказанное.

Ответить
Россия, Москва

спасибо огромное!

Ответить
Александра Плэйн 24 ноября 2018, 22:46
Россия, Сочи

И от меня спасибо за эпичный труд

Ответить
Ника1313 Видели на сайте 30 минут назад Модератор 25 ноября 2018, 05:02
Казахстан, Усть-Каменогорск

На здоровье! Успехов вам! ))

Ответить
Россия, Санкт-Петербург

Как вовремя я увидела этот пост! Спасибо вам за такую работу, Марина!!!

Ответить
Ника1313 Видели на сайте 30 минут назад Модератор 10 апреля 2018, 10:37
Казахстан, Усть-Каменогорск

Пожалуйста ) Лишь бы на пользу )

Ответить
Россия, Санкт-Петербург

Так получилось, что мать оказалась не готова к обучению чтению, а не ребенок. Теперь всё штудирую, готовлюсь) Очень боюсь всё испортить.

Ответить
Ника1313 Видели на сайте 30 минут назад Модератор 10 апреля 2018, 14:11
Казахстан, Усть-Каменогорск

Тут просто не надо торопиться. Если ребенок проявил интерес к буквам - символам, знакам, запомнил их, это еще не значит, что он готов оперировать этими знаками, соединять их в слоги и озвучивать. Как раз здесь и кроется основная родительская ошибка. Ребенок не начнет читать, пока не соединит в сознании произносимый звук и букву-символ. Поэтому сейчас больше играйте в словесные игры - придумывайте слова на звук-букву, определяйте в слове первый-последний звук.

Ответить
Россия, Санкт-Петербург

Да, боюсь поспешить и этим спугнуть интерес. Но многое для себя почерпнула из вашего опыта.

Спасибо большое еще раз! За вдохновение!

Ответить
Россия, Тольятти

Подобные методы, как у вас, я использовала в преподавании иностранных языков, а вот с родным языком тоже самое делать в голову не приходило)

Ответить
Ника1313 Видели на сайте 30 минут назад Модератор 6 ноября 2016, 16:15
Казахстан, Усть-Каменогорск

Забавно )

Ответить
Катерина Видели на сайте 1 час назад Модератор 6 ноября 2016, 13:00
Россия, Нижний Новгород

Марина, как интересно! И как жалко, что в продаже уже нет этих пособий(((

Ответить
Ника1313 Видели на сайте 30 минут назад Модератор 6 ноября 2016, 13:10
Казахстан, Усть-Каменогорск

А мы и с нынешними детьми опять учимся на бумажках и магнитах ))))) пособия забываю вытащить ) В пятницу Максим на книге Кот в сапогах прочел КОТ и ГАХ ))
И над кроватью у каждого бумажки ))))


Ответить
Катерина Видели на сайте 1 час назад Модератор 6 ноября 2016, 15:13
Россия, Нижний Новгород

А мы с Настеной теперь читаем вместе книжки))) Все слова из 2,3,4 букв - она, остальное я)) Надо и на бумажках тоже ей слова писать)

Ответить
Ника1313 Видели на сайте 30 минут назад Модератор 6 ноября 2016, 15:27
Казахстан, Усть-Каменогорск

Молодцы! У нас эти бумажки неделями висят, Соня с Максом сачкуют, один Родион следит строго, напоминает, что все уже прочел и ему нужна новая бумажка )))

Ответить
Катерина Видели на сайте 1 час назад Модератор 6 ноября 2016, 15:44
Россия, Нижний Новгород

А сколько твоим малышам?

Ответить
Ника1313 Видели на сайте 30 минут назад Модератор 6 ноября 2016, 15:47
Казахстан, Усть-Каменогорск

Соне 4,6, а Максу с Родиком - 4,10

Ответить
Катерина Видели на сайте 1 час назад Модератор 6 ноября 2016, 15:53
Россия, Нижний Новгород

У тебя все одного возраста детишки?

Ответить
Ника1313 Видели на сайте 30 минут назад Модератор 6 ноября 2016, 16:11
Казахстан, Усть-Каменогорск

Приблизительно ))) Дане - 4,2 и Мике - 3,10

Ответить
Катерина Видели на сайте 1 час назад Модератор 6 ноября 2016, 16:38
Россия, Нижний Новгород

Это хорошо. Так полегче. А то я раньше думала, что от мала до велика у тебя.

Ответить
Ника1313 Видели на сайте 30 минут назад Модератор 6 ноября 2016, 17:00
Казахстан, Усть-Каменогорск

И такое было - ужас сплошной, замучилась с разновозрастными. Когда Темка в школу ушел, отказывала всем, у кого разница хотя бы в 2 года была.

Ответить
Катерина Видели на сайте 1 час назад Модератор 6 ноября 2016, 17:08
Россия, Нижний Новгород

Да, тяжело с разновозрастными. Да и скучно им друг с другом скорее всего.

Ответить
Россия, Москва

спасибо большое за ценную информацию!
Ответить
Казахстан, Усть-Каменогорск

Пожалуйста ))

Ответить
Украина, Киев

Спасибо большое!!

Марина, а буквы на камушках написаны или на чем? Очень идея понравилась. И пойду магнитые буквы на холодильник цеплять) И подвозить на грузовике понравилось)

Ответить
Казахстан, Усть-Каменогорск

Да, обыкновенные камни. Красим акриловыми красками. Буквы пишу штрихом или лаком для ногтей ))
С вот этим "подвозить" главное не давить, чтоб не отбить охоту ))

Ответить
Украина, Киев

Спасибо! Осталось подходящие камни найти) Идея увлекательная)!

Про не давить - 100%.

И подход - учить все по ходу действия мне очень близок. Да и дети, постепенно, все схватывают. И с лабиринтами так было - выдала книжку Кумон, думала будет медленно и печально, а тут раз - и вся книжка пройдена. Человечков не учила рисовать, а тут раз - и на самолете) игрушечном (большом достаточно) карандашом простым нарисовал сам всю семью).

Ответить
ЛАНА 3 мая 2016, 15:07
Франция, Париж

мы по вашей наводке купили букварь Ивановой. Да, пошли все эти ребусы на ура у ребенка.

Ответить
Казахстан, Усть-Каменогорск

Я рада ))) А возраст какой?
Больше всего я в книге ценю второй раздел, именно самое первое слоговое чтение

Ответить
ЛАНА 3 мая 2016, 20:53
Франция, Париж

В 4 года. Вот 2ая часть нам как-то не очень пошла. Забросили. А первая ну очень быстро закончилась) За знакомство с книгой Волиной тоже спасибо. Не нашла ее в продаже - скачала. Беру оттуда и задания, и идеи.

Ответить
Россия, Москва

отлично написано, благодарю! Многое взяла себе на заметку

Ответить
Ника1313 Видели на сайте 30 минут назад Модератор 23 февраля 2016, 10:54
Казахстан, Усть-Каменогорск

Пожалуйста. Рада, что кому-то это может помочь.

Ответить
Ксана 19 января 2016, 11:16
Россия, Москва

Уже со вторым ребёнком обращаюсь к этом посту по букварям и начальному чтению!

Спасибо огромное

Ответить
Ника1313 Видели на сайте 30 минут назад Модератор 19 января 2016, 12:11
Казахстан, Усть-Каменогорск

Пожалуйста, очень рада, что вам это помогает )

Ответить