Войти Регистрация
Обучение чтению
Сообщество для обсуждения детских книг, авторов, иллюстраций, изданий. Списки книг для детей разных возрастов и рекомендации к чтению.
21966 участников, 48963 вопроса

Опять о букварях

Цитата: Человечество не было бы человечеством, если б не его привычка совершать многократные круговые пробежки по граблям.
Пост по мотивам обсуждения в комментариях современного процесса обучения. В связи с чем захотелось подробно показать старые советские учебники - буквари и азбуку.

Давно прошли те светлые времена, когда для того, чтоб отправить ребенка в школу, нужно было лишь купить ему портфель, форму, учебники, несколько тетрадок и, проконтролировав его умение открывать и закрывать входную дверь, повесить ему на шею ключ от нее - как символ взрослости и самостоятельности.

Всем премудростям науки детей учили в школе.


Программа была составлена так, что любой среднестатистический, не умеющий читать и считать, семилетний ребенок самостоятельно, без помощи взрослых, мог ее освоить.

В те времена все в стране делалось по принципу - дешево, быстро и надежно. От штыковой лопаты до танка Т-34. Комфортом и дизайном пренебрегали в угоду вышеперечисленным критериям. Система обучения не была исключением и отвечала тем же требованиям, обеспечивая приемлемое качество. Достаточно быстро и надежно детей обучали главным навыкам - чтения, счета и письма. Странным образом оказывалось, что без всяких специальных занятий логикой и ментальной арифметикой, дети очень неплохо соображали и считали в уме - особенно сдачу в магазине, если с нее разрешалось купить мороженое. С чтением вывесок, заголовков газет, журналов и названий фильмов на афишах кинотеатра тоже проблем не возникало. И каллиграфическим почерком писало гораздо большее количество учеников.

Учебники были составлены по тому же самому принципу, благодаря чему нечитающий ребенок, открывая букварь на заданной странице в классе и дома, к концу второй четверти умел читать. Сейчас мне рассказывают о повальном неумении - читают только те, кого научили дома. Сплошь и рядом за год обучения в нулевом классе дети так и не начинают читать, если их не долбят родители. За год!!!

Подчеркну, я говорю сейчас не о воспитании культуры чтения, не о любви к чтению художественной литературы, прививаемой в семье, а именно о навыке чтения, о технике чтения, о системе обучения чтению. То есть о навыке считывания и озвучивания графических символов звуков и понимания прочитанного и озвученного.

Итак, этапы:
Звуки, их различение, выделение звука в начале, конце, середине слова
(на мягкость и твердость пристального внимания не обращали)

Деление слова на слоги.

На это хватало нескольких уроков первой недели обучения. В букварях это 1-2 разворота после первых страниц с картинками а ля "это ты, а это я, а это Родина моя"
По опыту - разворот проходили за урок.

Старый синий букварь:


Азбука, по которой учились шестилетки:

Букварь 80-х, со школьниками на обложке. Тут уже несколько разворотов, и начинают морочить голову детям схемами слова, твердыми-мягкими согласными.


Далее - буквы, которые делились на гласные и согласные. Всё. До начала 80-х не было
никаких твердых, мягких, звонких, глухих, прочих йотированных и еще каких-нибудь. Все это училось в каких-то там следующих классах.

Буквы, обозначающие звуки, сливались в слоги. Слоги в слова. Ничего нового.

Листаем букварь. Обращаем внимание на номера страниц.


Слияние звуков. Первые слоги. Сначала обратные - АМ, УМ, их ведь никто не будет читать как АМэ, УМэ. Запомнить задолбить звучание, когда весь класс хором и по очереди читает АМ, УМ. И с ними МА, МУ.


Заметили? Слова в предложениях коротеньких текстов уже не разбиваются на слоги и выглядят обычно. Ниже классическая страница, иллюстрирующая последовательность и постепенность. Слоги, слова, предложения.

Теперь азбука для шестилеток.


Пропущен математический разворот.
Вот она - та самая база! Слоги, столбики слов, разбитых на слоги - для тренировки, для разогрева. И предложения - пусть примитивно короткие, но со словами напечатанными слитно. И это уже чтение. На 14 странице! Потренировались - прочли. И так дальше построен весь учебник.
Вот они - всем запомнившиеся пресловутые мама с рамой.

Дети знают всего несколько букв, но они читают! И читают нормальный текст!!!И это самое главное, на что хотелось бы обратить внимание родителей при обучении.

Более поздний букварь:


Слева в красно-синей табличке видно сколько букв дети уже выучили, чтобы справиться с текстом на 27 странице.


Из этих трех книг больше всего мне нравится Азбука - подбором слов и бытовых тем, знакомых ребенку, и очень постепенным усложнением, особенно по сравнению с последним букварем.


Дорогие родители, озабоченные обучением детей чтению!

Просмотрите внимательно фото страниц этих букварей. Неоднократно просмотрите. Из них нужно вынести главное - сначала дети читают слоги, затем слова, разбитые на слоги. Отдельные слова! Небольшими столбиками. Буквально несколько слов. Затем - эти же слова, но уже нормально написанные. Понемногу. Чтоб ребенка не убивали морально страницы, заполненные столбцами букв и черточек между ними, от которых рябит в глазах.

Включите здравый смысл! Зачем ребенку читать предложение, если он не в состоянии прочесть слитно напечатанное слово? Зачем ему читать текст, если ему трудно понять и прочесть одно предложение?
И уж тем более - зачем ему книга, если ему трудно прочесть небольшой текст? Вот, например, "Аленький цветочек"...

Иллюстрация 1 из 6 для Аленький цветочек - Сергей Аксаков | Лабиринт - книги. Источник: Лабиринт

Аленький цветочек, который, при чтении его дочке, меня доводил до исступления необходимостью без конца перечитывать мудреные речевые обороты. Зачем читающему ПО СЛОГАМ ребенку - этот роман??? Исключительно для истязания...

Зачем продают такие книги? Чтоб вы их покупали! Это новый сегмент детской литературы, довольно охотно покупаемой в надежде "развить" свое чадо. Примерно то же самое, что и детская косметика, пластмассовые снежколепы, чехлы для собачьих когтей, то есть то, без чего люди долгое время спокойно обходились. Родителям нужны книги для чтения? Они считают, что эти книги должны быть похожи на букварь? Да нате вам! Долго что ли любой текст на слоги разбить? Вам нужен крупный шрифт? Да пожалуйста! Я уже несколько раз держала в руках книги такого формата и с шрифтом такого размера, что для удержания взглядом строки глаза норовили разбежаться к вискам. А по-другому никак... можно еще головой вертеть, но шея устанет, и даже мне надо вести пальцем по строчке, чтоб не потерять начало следующей, пока головой вертишь. И это издание тоже позиционировалось как книга для первого чтения...
Почему при составлении новых учебников не пользуются старыми методиками тоже понятно - надо же защищаться, надо же сказать новое слово в науке педагогике, надо же, чтоб учебник в корне отличался от старого, чтоб объявить его передовым и соответствующим для обучения будущих творцов нанотехнологий...
Вообще такое впечатление, что сейчас все делается для того, чтоб не объяснить что-то ребенку, а еще больше его запутать ((

Поэтому у меня совсем другие лозунги.

Дорогие родители! Не мучайте детей! Не отбивайте у них охоту к чтению!
Купите им набор книжечек Татьяны Русситы! От него пользы будет в разы больше, даже если через два дня ребенок запомнит их наизусть.


Дорого? Напишите и нарисуйте подобные книжки сами! Можно вместе с ним. Очень полезно.

Вас смущает, что он не читает, а шпарит их наизусть? Прекрасно! Он запомнил эти слова и ему легче будет читать другие, такие в которых эти слова "спрятаны" внутри - клубок, боксер, сбоку, бокал, потоп, роса, коса и папироса, Можете вместе придумать как можно больше новых слов, отталкиваясь от этих, записать их, прилепить на видное место и дополнять список.

Как-то под новый год, перед визитом Деда Мороза со Снегурочкой, для маскировки стопок книг, распиханных по всем поверхностям и создания дополнительного праздничного антуража, я расставила везде зимне-новогодние книги, которые остались стоять на следующий день. Дети перечитали почти все заголовки, что в совокупности давало текста больше, чем на букварной странице. И стала каждые день-два менять книги, расставляя их на полках. А дети читали - разный шрифт, разной сложности слова и фамилии авторов. Сами, без моего принуждения.


В общем-то ничего нового.

Периодически в комментариях возникают дебаты по этому поводу. Периодически повторяется одно и то же, но пусть лучше еще раз займет место в ленте пост с совсем неоригинальными высказываниями, чем кто-то из родителей сам своими руками навтыкает палки в колеса обучающемуся ребенку... Тем более, что в этот раз меня больше всего поразила установка учителя.

Кругом кричат о клиповом мышлении, и тут же специально делается все, чтоб именно такое мышление и сформировать. Для осмысленного чтения ребенок должен, читая, выделять взглядом смысловую единицу текста - слово, выделять, понимать, запоминать. В строке состоящей из слогов и дефисов это сделать невозможно. Для понимания тратится слишком много лишних усилий, тут уже не до удовольствия от чтения, тут сплошная безысходность накатывает.

А к чему лишние жертвы, когда можно прекрасно обойтись без них?

Другие посты об обучении чтению, в которых все вышесказанное уже мелькало:

О чтении, буквах и букварях

Еще о чтении - Читаем после азбуки
В.Волина - Праздник букваря
Страна Нечиталия
Как мы читали после Нечиталии


Очень хочется надеяться, что пост окажется кому-то полезным.


Комментировать

Комментарии

Россия, Раменское
Мой повернутый на цифрах. Он считает все, всегда и везде )) Буквы изучать не хотел, я и не приставала) А по осени активизировался, мы прочитали Аля, Кляксич и Нечиталию. Букварь у нас Жуковой, но Олеси. В результате читает вывески, рекламы, названия книжек, письма от Гоши. Маленькие книжки читать не хочет - они для малышей, говорит)) К большим я вижу, что не готов. Ну и пусть вывески пока читает )) Хочу купить расчитайки, Финдуса картонного (его тема) - дозреет, возьмет )
По поводу образования - жесть просто.. У нас у друзей/знакомых с начальной школы репетиторы. В классах по 35!!!! человек 😱 У меня часто закрадываются мысли о домашнем обучении, единственное, я трезво понимаю, что сама не справлюсь. Политика многих школ - в первую очередь берут тех
,кто на подготовку ходил, остальных - если места будут. Понятно, что по прописке/регистрации скорее всего не имеют права отказать, но мало ли, будешь сидеть и переживать.
Я вот вообще еще не решила, когда в школу отдавать. Если в 6,9, то уже с осени на подготовку надо... А если в 7,9 - боюсь ему не интересно будет, перегорит... плюс лишний год в саду с чужой группой, будут вопросы - почему все пошли, а я остался. Вот как за 1,5 года определиться?
Ответить
Казахстан, Усть-Каменогорск

Лен, полтора года для ребенка - срок огромный, за это время столько успевает добрать в плане жизненного опыта, осознания, приобретения навыков! Так что зря не психуй ) потихоньку-полегоньку, приучайтесь. Главное - это не зацикливаться на тетрадках-прописях, больше всякого разного руками-ногами и по жизни)) Игры всяческие хороши с разнообразными правилами, которым строго надо следовать.
А то вон смотрю тетрадки для мелюзги двухлетней - соедини линией одежду со шкафом... ((( меня скоро на мат пробивать начнет!!! Он в этом возрасте не линию проводить должен, а учиться одеваться-раздеваться и класть одежду в шкаф. А то потом и в 5 лет одежду только на картинке знает куда положить, а дома мама все делает ((((

Ответить
Россия, Раменское

Мы много играем в настольные игры. По правилам. Нет, иногда конечно придумываются свои правила и бесчинства, куда ж без этого ))

Со школой просто боюсь передержать) Есть пример, когда оставили мальчика знакомого на второй год в подготовительной группе в саду, а ему скучно.. Причем умный и развитый мальчик, просто мелкий ростом... как мой... он все это проходил в прошлом году. И от того, что все занимаются, а ему это не надо, он мешает, психует... чего ранее не было никогда! И в школу он уже не хочет.

У нас в саду логопедическая группа, занимаются по пособиям. И каждый выходной для нас стресс, психоз и истерика... Кирилл их не любит, я их не люблю... Он в принципе не любит рисовательно-раскрашивательное, особенно по принуждению. Конечно, он все сосчитает, проведет линии и тд., но вот это для нас ужас ужасный))):


Раздеваемся/одеваемся всегда сами, даже, когда спешим. Утром вообще не парюсь, стою и смотрю, как мой полчаса болтает с соседом по шкафчику, медленно стягивая штаны, периодически напоминая, что мне все же пора идти, а мимо уже пробежали один, второй, пятый, пришедшие после нас 😁. Хотя смотрю - большинство родителей вплоть до застегивания сандалий помогают.

Ответить
Казахстан, Усть-Каменогорск

Лен, смотрела-смотрела я на эти тетрадки, даже отзывы почитала... как я понимаю Кирилла!!!! ну блин, оторванные от жизни кусочки информации, призванные имитировать процесс знакомства с миром. Именно имитировать - свести к удобству формального оценивания проверяющими... и все везде по этой схеме (((( с двух-трех лет!!! посмотри на картинку, скажи, проведи, закрась. Блин! когда надо сходить с ребенком на базар и просто посмотреть на фрукты и узнать кучу новых слов, которые останутся в памяти, просто потому что они подкреплены не линией на листе бумаги, а настоящим цветом, запахом, упругостью, вкусом, шумом, просто эмоциями от пребывания в этом месте. И куча слов, кроме названий - прилавок, весы, килограмм, спелый, недозрелый, увядший, сморщенный, подгнивший, гнилой, испорченный, сочный, хрустящий, треснувший, подмороженный, переспелый, залежавшийся, помятый. И каждое слово - вот оно, перед тобой!
Как меня убивает эта замена, подмена жизни ее картонным подобием... Перед работой над разворотом с фруктами логопед должен сказать - сварите с ребенком компот! И дайте ему порезать яблоко и насыпать сахар. А когда сварится и остынет, поварешкой налить в стакан. Это же в тысячу раз важнее!
А потом пусть расскажет про компот!

Ответить
Россия, Раменское

Вот так и живем ))) 😆 Хотя с домашними животными у нас была целая выставка) Мы делали типо плаката про бабушкиного кота с фото, привычками и тд. И каждый должен был рассказать про своего питомца. А потом про книжки на собачью/кошачью тему, которые читали. Это хотя бы логично) Я прям так и писала крупными буквами, чтоб Кирилл прочитать мог, если что: Это кот Пух. Он живет у моей бабушки.. и в этом духе )) Еще Кирилл притащил игрушку Финдуса и книгу ( а хотел всю серию 😱)

Ответить
Россия, Обнинск

Напомнили) Я ребенка в сад водила в позапрошлом году: тех родителей, кто ждал когда ребенок сам оденется было 2-3 человека. В основном картина такая: прибежали, одели, потащили ребенка, чтобы быстро закинуть в машину или усадить на санки. На улицу многие просили не выводить, почуяв с утра ветерок. А вот по каким тетрадям в 3-4 года дети должны заниматься - это был глобальный вопрос.

Моя подруга-воспитатель, сама рассказывает, как родители просят заниматься с детьми в группе. Она ссылается на программу сада (а там больше физразвития). Многие дети в 3 года не могут две ладошки в один кулачок сложить, так чтобы пальчики через один были.

Ответить
Ольга, бабушка Вани 22 января, 11:25
Россия, Орел
Марина, я всё никак не успокоюсь. Как полезны Ваши советы. Всё по делу и очень разумно. Почаще бы Вы с нами делились своими наработками.
А чтению, мне всегда казалось, дети в подходящем возрасте сами как-то выучиваются. Я предложила ровно в три года старшему сыну почитать синий букварь. Слоги с твёрдыми согласными читал свободно. Всё остальное не пошло. Отложили и забыли надолго. Потом, не помню в каком возрасте, открыли. Читает все слова, если разбиты на слоги. Самому делить на слоги еще и в шесть лет не получалось в обычных книжках. Мне даже тревожно стало. Но опять это дело забросили. Через полгода безо всякого обучения зачитал свободно. С младшим я уже и совсем не морочилась.
Такая же история была и с математикой. В три года не мог осознанно справиться со счётом в пределах трёх, а годам к пяти считал свободно в пределах ста. Годам к шести-семи считал тысячами и решал задачи с трехзначными числами свободно. И выучился этому как-то сам. Не занимались специально. А у младшего сына не было сильно хороших способностей к математике. Так тут тоже оставалось только ждать, когда мозг созреет.
Сейчас всё сильно осложняется тем, что нет трехлетней программы для семилеток. В шесть лет сильно не хотелось бы отдавать ребенка в школу, а в семь изучать четыре года начальную школу тоже перебор.
Ответить
Казахстан, Усть-Каменогорск

Не все наработки относятся к тематике сообщества )) Писать, формулировать - это довольно долго, надо же с обоснованиями, тем более, что мои взгляды сильно отличаются от современных подходов, многое многих уязвляет, обязательно начнутся холивары с отсылками к зарубежным психологам.
Потому что гораздо больше чтения и счета меня тревожит, настораживает и откровенно бесит всеобщая несамостоятельность, неумение играть, неумение справляться с эмоциями. Начни я тут вещать об этом, меня сразу тапками закидают. И никто не поверит, что дети все делают сами, и скажут, что я цербер и держиморда. А я именно цербер и держиморда.

Ответить
Ольга, бабушка Вани 22 января, 15:58
Россия, Орел

Понятно. Я как раз это и имела ввиду. Во-первых, я понимаю, что это важнее чтения, счёта и эрудированности. Во-вторых, нам надо больше на самостоятельность и бытовые навыки обращать внимание. Ещё раз спасибо за ответы.

Ответить
Ольга, бабушка Вани 21 января, 18:07
Россия, Орел
Отличный пост. Только в российской современной школе очень многое так построено. Математика для младшей школы точно. И невозможно всё время идти поперек течения без потерь. Считаю, как в нашей семье не старались, на моих детях отразились серьёзные недостатки современного массового образования.
Марина, а в Казахстане русско-язычных детей по каким программам учат? У вас в стране такие же проблемы?
Ответить
Ольга, бабушка Вани 21 января, 18:14
Россия, Орел
У меня тоже сохранились такие буквари. Азбуки к сожалению никогда не было. Только свой синий я немного порезала в детстве. Вырезала иллюстрации для словаря по немецкому языку. Такая жалость. Хоть ищи новый у букинистов.
Кстати, я своих детей читать учила по нему.
А ещё я очень недовольна тем, что отменили 3-х летнюю начальную школу для семилеток. Это был самый оптимальный вариант, на мой взгляд. И страшно то, что с течением времени в школах остаются работать "жертвы ЕГЭ", которые и не знают, как надо учить. Они уже на полном серьезе всю эту бредятину внедряют.
А потом, чем хуже программа, тем больше потребность в репетиторах. Вокруг у многих репетиторов нанимают с первых классов.
Ответить
Казахстан, Усть-Каменогорск

У нас еще большие проблемы в связи с постепенной программой введения полиязычия - 3 языка казахский-русский-английский. Результат понятен. С 5 класса русский в русских школах по новым учебникам дается как иностранный. Введена новая система оценивания. В общем все запутано, результаты пока непонятны. В целом все совсем не внушает оптимизма. Планируется в средней школе вести точные науки на английском языке... тоже все ясно, что из этого выйдет.
Если читать ребенка можно научить дома, то с остальным...

Ответить
Россия, Обнинск

Я у нас, видимо, к такому же ведут: уже два иностранных помимо русского языка обязательны.

Ответить
Казахстан, Усть-Каменогорск

Ну у вас иностранные ведутся именно как отдельный предмет - иностранный язык, не предполагая изучения на них географии, химии и физики с математикой

Ответить
Россия, Обнинск

На данный момент времени, да.

Немного сама школу опасаюсь после рассказов некоторых родителей. К счастью, не все заостряют на этом внимание, успевают жить не только школой. (В плане реформ, конечно, вопросы нужно поднимать). Из своего опыта не хочется детей переутомлять, а ещё больше боюсь что бы они потеряли уверенность в себе. И без образования никак. А школы все время меняются: когда-то (не так и давно) в них и по рукам указками били за то, что левой рукой писали. В каждое время свои нюансы присутствуют.

Ответить
Казахстан, Усть-Каменогорск

Конечно, меняются. Школы соответствуют требованиям и запросам общественных отношений. Нужны были экономике страны инженеры и грамотные дисциплинированные работники на производстве - школа давала тех, кто освоит и справится с поставленными задачами, делая то, что нужно, даже не той рукой.. Нужны сейчас потребители, тратящие заработанные деньги - и пожалуйста.

Ответить
Ольга, бабушка Вани 21 января, 18:18
Россия, Орел

Точные науки на английском! Я ещё такого не слышала. И ведь сейчас есть потребность в языке, так как молодёжь стремится поездить по миру, и есть потребность в получении информации на англо-язычных ресурсах Интернета. Нет необходимости никого искусственно в спину толкать. Сами бы дети подучили при желании.

Ответить
Казахстан, Усть-Каменогорск

Уже вбуханы деньги в переучивание учителей. Учебники класса с 8 страшно сложные. Говорят, что это просто чуть подредактированные вузовские. Дети ничего не понимают. Родители не в силах объяснять. Многие подключают бабушек-дедушек с советским высшим образованием. Короче, учатся семьями, если нет средств на репетиторов.

Ответить
Ольга, бабушка Вани 21 января, 19:37
Россия, Орел

У меня старший сын учился в физико-математическом классе по учебникам Виленкина. У них было два огромных недостатка. Не было восхождения от простого к сложному. Только серьезная математика. И учебники не подстроены под потребности школы. Проходилась тема в восьмом классе, примеров по ней решалось мало, и больше к ней не возвращались в школе. Совсем не было повторения. Младшего попыталась оставить в обычном классе, но там в итоге остались очень слабые ребята. Пришлось переводить в экономико-правой. В математический больше не хотелось. Так там не понятно зачем право с экономикой учили и сдавали. Благо, что у него память была хорошая, и поговорить он умел. А математика и физика наоборот были очень упрощены. Т.е. в нашей школе не было фактически возможности обучать по нормальной программе. Так дома и учили совместно с бабушками и дедушками.

Ответить
Казахстан, Усть-Каменогорск

У меня дочь училась в физмат-лицее, но я не знаю по каким учебникам, не интересовалась. Учится да и ладно, в олимпиадах участвует, нет нужды лезть.

Ответить
Россия, Обнинск

Спасибо за пост!!! Согласна целиком и полностью, что выбор огромен в книгах, и родители все чаще теряются, ведясь на маркетинговые ловушки и яркую "упаковку". Просто устаю сортировать этот поток, не имея образования в этой области, основываясь на внутреннем чутье, наверно, и собственной логике.

Попались мы на произнесении не звуков, а "имен" букв вначале знакомства с азбукой (как результат ребенок начал читать АМэ). Если бы раньше зарегистрировалась в ДК и читала ваши комментарии, Ника, то такой ошибке место не было бы)

У меня ребенок, поняв как "рождается" слог (на это ушли 1-2 неделю, кстати) и не зная всех букв неплохо читает и понимает слова, маленькие предложения. Буквы в результате чтения знаем уже все. Собирает на магнитной доске, на кубиках и т.д. Буквально перед НГ я долго "переваривала" разговор с одной знакомой, занимающейся с детьми подготовкой к школе: вы ещё не знаете всех букв? Вам нужен такой-то букварь для отработки слогов, все буквы знать, изучается по одной букве в неделю и т.д. Только после этого переходите к словам и т.д. Я не понимаю, зачем дети должны сидеть над учебниками в таком возрасте, соблюдая методику (которая, наверняка, разрабатывалась для каких-то конкретных случаев), это обсуждаем только чтение, а есть и математика, и окружающий мир и т.д.

Еще раз спасибо: Развеяли все сомнения, разложив все по полкам!!!

Ответить
Казахстан, Усть-Каменогорск

И вам тоже спасибо! За понимание, за отзыв.
Методика эта, как я уже говорила ниже, прекрасно работает для имитации и демонстрации успехов и достижений в краткие сроки на всяких платных курсах. Мы вашего ребенка научили читать? Видите (ребенок бубнит слоги, не въезжая в смысл озвученного). Дальше тренируйтесь.
А как тренирует ребенка среднестатистический родитель? Покупает ему разбитый на слоги Аленький цветочек, кладет перед ребенком и засекает время - читать полчаса каждый день и через день. Через неделю ребенок книгу ненавидит. И при слове "читать" покрывается пупырышками...

Ответить
Россия, Обнинск

Да, научили. Читает осознанно - подбирает же предметы по прочитанному, играем читая)

Начали с Н.Жуковой - ребенок сам притащил, потом как приносил так и по-тихонечку и научились соединять слоги. Дошли до 16 страницы, пока отложили. Читаем все остальное: названия книг, вывески и т.д. Книги у нас тоже так стоят, чтобы заголовки читались)

Ответить
Казахстан, Усть-Каменогорск

Ох, я там выше с разбегу и не объяснила толком о чем это я. Это все было про многие нынешние курсы-развивайки.
Хорошо, что все осознанно и без гонки, прислушиваясь к своей интуинтивной логике, основываясь на реакции ребенка.

Ответить
Беларусь, Брест

И у меня оранжевая была! Жаль, не сохранилась. Я с мамой по ней читать училась в 5 лет. Своих девочек учила читать по букварю Н. Жуковой. Да, минус за то, что слова разделены на слоги до конца букваря, но старшей это не помешало потом перейти на обычные книги сразу после букваря(книги художественные со словами, разделенными на слоги специально не покупала) , а младшая вообще быстро букварь забросила, и начала читать все, что ей нравилось))) так что, в отсутствии старых добрых советских азбук можно и по нынешним научиться, главное, чтобы взрослый знал, как это правильно сделать.

И, да, важно, чтобы ребёнок сам захотел читать. Лично я не предлагала своим девочкам букварь до тех пор, пока они сами не попросили меня об этом. В нашем доме букварь, собственно, и появился по просьбе дочери. Про школу.. Ну, не знаю, у нас в школах(может, не во всех, конечно) нет таких требований, что ребёнок должен уметь читать, поступая в 1й класс. Но у нас большинство детей идёт в 6 лет в школу, все-таки. У дочки в 1 классе те, кто не читал совсем, занимались по букварю, мы же его не открывали, читали просто другие тексты. Как таковой проблемы не было, мне кажется

Ответить
Казахстан, Усть-Каменогорск

Столько у всех воспоминаний об азбуке и букварях! Они так объединяют ))
Вот как раз для того, чтоб взрослый знал, как учить правильно, пост и писался. Но ведь люди покупают предлагаемые им буквари и книги в надежде, что уж эти-то взрослые авторы точно знают! И им скажут (((

Ответить
Россия, Астрахань

Моя оранжевенькая азбука)), до школы просто была, маме, наверное, по работе, она - воспитатель. Ещё синяя была азбука. А учились по букварю со школьниками. Мне было уже скучно. Но это скучно лучше нынешнего, заглянешь и как на серпантине мутит от обилия всего.

Спасибо, замечательный пост, если бы я учила Лёву читать, то вариант с самодельными книгами и книгами, расставленными на полках, мне нравится больше всего! Вернее даже и не подходит это - нравится. Так логично, ясно, просто. У нас, наверное, так и было, когда само собой, когда сами приходили такие ситуации, что вдруг оказывалось нужным что-то прочесть. А буквы из Мавринских буквиц пришли, заинтересовали Лёву в Ковале, когда ему трёх не было. Письма-комиксы Лёве рисовала писала на коленке, пока ждала, чтобы увести его с занятий в детском центре, могла и сама ему прочитать, а мог и он.


По технике чтения на днях 4 получил)), но это про школу, без содрогания не могу. Сюда за отдыхом только)).


Ответить
Казахстан, Усть-Каменогорск

У нас тоже была голубая азбука из 80-х, кому-то давала, не вернули.

Катя, я просто обожаю такое само-собой, когда никто никого не напрягает, а просто мимоходом по чуть-чуть, когда приятно и хочется, делается нужное. Представляю, какие чудесные были письма-комиксы )

Ответить
Россия, Астрахань

И я так люблю больше всего, и с Лёвой особенно. А не как сейчас(((.

Комиксы обычные были, ручкой нарисованные, героями стали Саша и Маша). Истории разные, но начало одно - Саша и Маша не хотят уходить с занятий)).

Ещё вспомнила, одни из первых слов - "сад", "дом" и т.п. - прочитаны были в маршрутке, пока мы в пробке долго стояли однажды. Я писала, Лёва читал.

Ответить
Казахстан, Усть-Каменогорск

Ага, у нас тоже первые предложения были с этими же словами ) Вот мой дом. Я иду в сад )) А на ходу мы с детьми в "три буквы" играли. Я говорю ДОМ, они на каждую букву придумывают слово. Хорошая игра, мы с Юлькой на остановках лет до 10 играли, пока ждали автобус или трамвай.

Ответить
Россия, Астрахань

А первые слова писал Лёва и заодно и читал)), переписывал потому что, были названия динозавров. Печатными, конечно, буквами тогда. Которые я-то не с первого раза прочитаю. Но ему так хотелось, а мы готовили музей динозавров. Вот сегодня только вспоминала, потому что почти тем же занимались, дневник наш заполняли о поездке в Москву. Еле кстати уговорила. Всё труднее привлекать ребёнка к чему-то, на что раньше соглашался мгновенно, потому что за всем стоит и давит школьный процесс, и раз письмо - это школьный труд, то уж хоть тресни, а сейчас ничем не увлечёшь.. Какое счастье, что для любви к чтению у нас были дошкольные годы. Наверное, чтобы вернуться к прежним горящим глазам нам потребовался бы год отдыха.. а школу куда деть и программу, и скоростные умения для дальнейших классов, ох....

Ответить
Казахстан, Усть-Каменогорск

Да, я помню ваш музей ))) А еще помню песню из Клуба знаменитых капитанов, которую пел Лева )))
Ничего... научится он быстрее писать, уже проще будет... Я понимаю, что сложно это все, но дети растут, приспосабливаются, находят свои способы выживания и примирения с существующим порядком. Закаляются жизнью )

Ответить
Россия, Астрахань

Ой, да). Какое это было замечательное в тот тоже непростой (мой) период, Клуб знаменитых капитанов!) Мы и сейчас иногда слушаем).

Надеюсь, Марина! Вроде и есть прогресс в процессе письма, но легче пока не стало.

Ответить
Россия, Астрахань

А я люблю, когда всё со всем связано), и эти первые слова были не только потому что простые, а ещё и потому, что мы как раз ехали от друзей, которые живут в своём доме, и вокруг дома сад). Ещё было слово - Аня)).

Марина, спасибо за игру! Мы играем всегда в "я гляжу-гляжу-гляжу и вижу на букву ..." из Дикси О Дэя), а других игр я толком и не знаю, иногда нужно бывает и не только с Лёвой.

Ответить
Казахстан, Усть-Каменогорск

Да, как хорошо - читать, чтоб отзывалось приятным и знакомым ))
А игру мы усовершенствовали )) Слово называлось с условием - придумать слова на определенную тему: животные, птицы, растения, еда, техника, география, литературные герои, авторы.

Ответить
Россия, Астрахань

О, класс, думаю, Лёве и сейчас это будет интересно!

Ответить
Беларусь, Минск

Марина, у тебя иногда получается сказать то, что в голове давно крутится, а в мысль не оформится никак.

Что-то я начинаю подрагивать от этой системы и ее запросов.

Костя читает шатко-валко, иногда отказывается это делать напрочь. Точнее читает тогда, когда я его не прошу, и то, чего читать не надо.

Недавно принесла домой даже не книжки, недоразумение (почти бесплатно давали и я от жадности взяла), а ребенок их сам шпарил вслух неделю подряд по вечерам, меня перебивал.

И нет там ни делений, ни слогов) И мораль сомнительная)

И я даже не знаю, радоваться или грустить)

Ответить
Казахстан, Усть-Каменогорск

Я как-то очень спокойно отношусь к книжкам-недоразумениям. Конфеты тоже вредны, а едим же ) Зато что-то настоящее читается вместе. И разницу дети учатся понимать.

Ответить
Германия, Геттинген

Моя Азбука! Надо однако достать, подшить оставшиеся странички и найти бы где-нибудь в интернете недостающие, да начать читать. Может с ней у нас что-нибудь и получится.

Ответить
Казахстан, Усть-Каменогорск

Я бы обязательно попробовала! )) С историей о своем детстве )

Ответить
Германия, Геттинген

Очень уж неважное у неё состояние...😔

Ответить
Россия, Москва

Моя любимая азбука с аистом :) Помню каждую страницу! А вот из Букваря со школьниками на обложке, по которому учились в школе, помню только слоговые прямоугольнички с разными цветами и красно-синие таблицы.

Марина, спасибо огромное за просветительскую деятельность!!! Если вкратце описать наш опыт, то по такой схеме всё и идет (не по конкретной азбуке, а в целом).

Мне кажется, в пост еще важным было бы добавить слова про возраст, про дозревание до готовности читать, которые упоминаются в комментариях. Потому что все дети разные, а многие родители слишком рано начинают требовать чтение, оглядываясь на соседей.

Ответить
Казахстан, Усть-Каменогорск

Как замечательно, когда у родителей есть просто схема в целом в голове,
и они не ищут никаких конкретных азбук и букварей! Именно для этого я и писала все свои посты про наше обучение чтению. Чтоб стала понятной именно схема.

Пост писался по мотивам обсуждения именно ПРЕДШКОЛЬНОЙ подготовки шестилетних детей, которых срочным образом строевым порядком ПОУРОЧНО готовят к школе. Он ВООБЩЕ не про обучение чтению детей младше 5 с половиной лет. Поэтому многие комментарии для меня неожиданны, так как в более младшем возрасте учатся СОВЕРШЕННО НЕ ТАКИМИ методами и темпами...

Ответить
Россия, Москва

Вот я как раз поэтому и уточнила, потому что можно, увидев пост, начать это требовать от трехлетки, который не готов (при этом, конечно, не исключается наличие детей, которые готовы).

Ответить
Казахстан, Усть-Каменогорск

Я уже привыкла к тому, что увлеченность ранним чтением пошла на спад, все же сыграли роль статьи и выступления ученых и психологов. И что проблемы с обучением - это удел старших дошкольников и младших школьников со своими родителями.

Ответить
Россия, Москва

Марин, вот ты знаешь , нам когда озвучили, что должен знать ребенок к первому классу, думала, меня Кондратий хватит!

Прихожу к выводу, что наши буквари и наша система обучения в первом классе была одной из самых грамотных! И вспоминая Кристинкину началку, с ужасом представляю Росину!

Ответить
Казахстан, Усть-Каменогорск

Юля, терпения тебе!!! Не теряй голову, соотноси все с собственным здравым смыслом! Почаще задавай вопрос кому это надо и зачем? Чтобы чем-то можно было тихонько пренебречь, не акцентируя на этом внимания.

Ответить
Россия, Москва

Марин, вот точно! Главное спокойствие, и в старших классах понимаешь, что половина всего этого, была излишня! Особенно, когда слово написано, как слышится! Как ниже Лана показывала) Мы так намучились!

И вот правильно ты говоришь, никому не надо! А нервные клетки, как известно, особенно мамины не восстанавливаются) Еще и Рося упертый баран) Будем перебарывать друг друга и постигать дзен)

Ответить