Флешмоб - Лучше нет родного края
Флешмоб!Задание для сегодняшнего флешмоба оказалось невероятно трудным - ну не встречала я ни одной детской книги с упоминанием родного города и видами наших мест.
Вот ведь и Бажов несколько лет жил в Усть-Каменогорске, и я даже помню старый бревенчатый дом с мемориальной доской, который давно снесли. И Волков, написавший Изумрудный город, родился и жил здесь. И "Тени исчезают в полдень" - это про наши места, и в Шемонаихе есть скала с названием Марьин утес, но фильм снимали на Урале. И Бажов писал только уральские сказы, хотя и наши края осваивали такие же рудознатцы - ведь Акинфий Демидов создал первые заводы на Алтае. А фольклор Рудного Алтая хоть и собирался, но изданным его в виде детских книг я никогда не встречала.
Край наш на стыке нескольких культур - это и горный Рудный Алтай, со множеством рудников и заводов, сохраняющих слабые отголоски горнозаводческой культуры России, это казаки, служившие в Усть-Каменогорской крепости, заложенной по приказу руководителя экспедиции на Зайсан Ивана Лихарева в 1720 году, это таежные кержацкие села, это поселения ссыльных - "винных" людей, это переселенцы времен столыпинских реформ из центральных областей России, это казахская культура степных районов...
И все это причесано советской идеологией массовой культуры.

Памятник Ивану Лихареву
Я родилась в Усть-Каменогорске, потом довелось пожить и в степном селе, и в таежном, и опять вернуться в город...
Поэтому - по крупицам то, что нашлось дома, хоть и разное, но все - родное.
Алтайская народная сказка Сто умов


Природа наша - горы, лес, озера
Очень ценными книгами для меня в детстве были 12 томов Детской Энциклопедии.

И самым любимым всегда оставался первый том - именно потому, что он был первым, появившимся в нашем доме, потому что я листала, разглядывала картинки и пыталась читать его с 5 лет. Сначала, конечно, только подписи под картинками и заголовки, но постепенно одолевались и тексты
Половину тома занимал раздел "Открытие земли" - это были описания путешествий и географических открытий. Портреты исследователей и карты-схемы экспедиций. Карты!
Материки, моря и океаны, равнины и горные массивы с цепочками стрелочек, обозначающих маршрут. И на одной из таких схем - мой родной город!


Великого Гумбольдта, побывавшего в экзотических местах, занесло в наше захолустье!
О, это будоражило настолько, что я даже пыталась дополнить и уточнить карту - хотела надписать безымянную точку на ней, но поняв, что название города, который сейчас разросся вокруг Риддерского рудника просто не поместится, ограничилась одной буквой - Л, что означало Лениногорск.

Подумать только - Гумбольдт ехал по дороге из Усть-Каменогорска в Риддер! А значит, никак не мог проехать мимо Черемшанки, в которой мы жили. Я таскала книгу в школу и показывала одноклассникам, которых это тоже волновало. Он объездил наши края, и такими знакомыми названиями пестрит описание путешествия!
«Нигде, - пишет Гумбольдт, - ни в том, ни в другом полушарии, не видел я гранитов, которые бы представляли более ясный характер эруптивных или излившихся пород, как граниты, окружающие Алтай. Подобно порфирам или базальтам, они не соединяются ни с гнейсом, ни с слюдяным сланцем и подымаются из земли посреди степи, при подошве высоких гор, самыми странными формами. Когда приближаешься к скалистым берегам Колыванского озера, то бываешь поражен этими извержениями гранитов, выходящих из совершенно ровной местности, на пространстве многих квадратных миль. Гранитные скалы расположены тут то грядами, то отдельными или разбросанными массами, и в самых причудливых формах, в виде узких степ, башен, полигонов, могильных памятников... Еще более странные формы представляют граниты, которые поднялись вдоль южного склона Алтая, между Бухтарминской крепостью, Нарымом и Баты".


Вот еще один исследователь
Он собрал самый обширный гербарий - хотела бы я на него посмотреть, хоть я совсем и не ботаник. Но вот несколько страничек из детской книги с изображениями очень возможных экспонатов коллекции Потанина
Цикорий

Зверобой

Тысячелистник

Пижма

Хотя вряд ли его можно было удивить этими растениями. Скорее всего в его гербариях были сон-трава

жарки
кандыки

Вот странички казахских сказок - юрты ведь везде одинаковы, а поставить их можно где угодно ))
А еще в Черемшанке, селе откуда я уехала учиться в Усть-Каменогорск жил Владимир Николаевич Нетисов.
Вот отрывок публикации о нем:
Художник Владимир Нетисов,
выбирая деревню на жительство, мечтал, чтобы вокруг нее были лес, горы и реки. Выбор пал на Черемшанку. Переехал сюда со всем своим семейством летом 1972 года. В тот год здесь только начинали строить птицефабрику.
Поздравить его с новосельем пришел ветеран войны заядлый рыбак и путешественник Василий Тимофеевич Колесников
Давно нет в живых старого друга Тимофеича. А дуб все растет. За 36 лет вымахал выше крыши. В его кроне пищат синицы, подолгу напевает горихвостка, зимой на ветви садятся свиристели. Расцвел за это время и талант Владимира Нетисова. Из заурядного оформителя Владимир Николаевич превратился в востребованного художника и фотографа, популярного писателя-натуралиста. Персональные выставки, книги - все есть у него. Причем получаются они как бы сами собой, без напряга, из чистого удовольствия. Возникает ощущение, что художник живет в полной гармонии с собой и окружающим миром.
- Приняли вас, - спрашиваю, - местные жители? Все-таки кержацкая деревня.
- По-всякому бывало. Поначалу смотрели с подозрением. Если художник, значит, должен быть пьяницей, а не пьет. Вместо того чтобы завести поросенка и корову, птичек караулит. Народ особенный. Птицефабрику упорно называют курятником. А друг друга кличут по прозвищам.
Однажды новенькая почтальонка целый день бегала по деревне в поисках человека с указанной на письме фамилией. Никто не знал, где он живет. И только после того, как выяснилось, что у адресата было прозвище Беложопкин, дом его сразу нашелся. С любовью Владимир Нетисов собирает черемшанский фольклор.
- Можно, - спрашиваю, - прожить художнику в деревне на доходы от картин?
- Можно, - отвечает, - если серьезно этим заняться. А мне недосуг. Я ведь еще и прозу пишу. Хотя писателем никогда и не думал становиться. Просто судьба свела меня с писателями-натуралистами. С Борисом Щербаковым часто ездил в путешествия, с Максимом Зверевым был знаком. Он называл нас "Клубом писателей у костра".
_______________
Жили мы рядом, с его сыном Женькой я училась в одном классе, а с моим братом они были близкими друзьями. Родители наши приятельствовали, у мамы хранятся несколько фотографий, подаренных Владимиром Николаевичем. Картин его я не видела, а фотографии он делал шикарные, занимал призовые места на союзных конкурсах.
Вот пара рисунков из интернета к его опубликованным в сети рассказам.


Из Черемшанки я уехала после 8 класса, и с тех пор, как и в дошкольном детстве, МОЙ город - это Усть-Каменогорск, город, заложенный в месте слияния рек Иртыша и Ульбы

Как я уже говорила, упоминаний о нем в детских книгах нет. Но я хочу показать страничку из книги о другом городе, очень уж она трогает мне душу.
Потому что в юности было у меня одно из самых любимых мест - тихая старая улочка рядом с новостройками-высотками у речного вокзала. Была она заросшей лопухами, кустами и тополями, и стоял на ней Дом. Старый, почерневший. Я его называла Дом С Мезонином. Почти до самого мезонина его заслоняла буйно разросшаяся в палисаднике сирень. Весной, когда она цвела, Дом был просто потрясающе сказочен.Этому Дому не повезло так как книжному, его все же снесли. Осталась только некачественная блеклая фотография. На память.

Я думаю, ситуацию с родным городом и детскими книгами пора как-то исправлять... ))
P.S. Для поднятия настроения - первый состав Усть-Каменогорского Интеграла Бари Алибасова
А точка на карте... Только я писала Е., потому что Евпатория тоже никуда не влезала.....
А то, что старые дома сносят, не понимая того волшебства, которое они приносят городу - так грустно... Жалко, что многие этого не понимают... Что может быть чудесней, чем пройтись по маленьким извилистым улочкам и представить, что ты перенесся во времени на н. количество лет или веков назад....
А это хижина раскопочная, но для меня не менее ностальгично историчная....
или это:
