Почему дети не читают?
обсуждение прочитанного
Пролог. Угораздило меня ходить в школу аж тринадцать долгих лет. Десять - по норме на человека и еще три - сверхурочно. Это я после педвуза сделала попытку освоить педагогическое ремесло. Попытка, говорят, не пытка, но это всё врут. Потому что если вы не родились учителем, то стать им уже и не получится. А если у вас еще при этом вжопегвоздь и патологическая непереносимость всякого рода липовых формальностей, не мучьте себя и детей.
Завязка. Сейчас у меня есть один ученик в скайпе. Подкат... Мы успешно написали ГИА (или ОГЭ - аббревиатура и учебники меняются каждый год) по русскому - аж на целую пятерку, хотя "в наше-то время!" эта пятерка была бы тройкой или - с большой натяжкой - четверкой. Сейчас мы в десятом классе и пытаемся полюбить литературу. Мама ученика нашими занятиями очень довольна, но я сама пока не очень понимаю, что мне с ним дальше делать.
Развитие действия. Почему дети не читают? Казалось бы, ответы на этот злободневный вопрос давно уже найдены и расшифрованы. Перечислю основные (оставляя за кадром детей, живущих в домах без единой книги):
- Да некогда нам читать-то.
Развивалки, детский сад, бассейн, школа, ролики-сноуборды, тунис-барселона,, языковые курсы, метро, пробки, экзамены, репетиторы, ах да - домашнее задание, в конце дня добрались до дивана - интернет. В лучшем случае - хороший фильм. Ритм жизни ускоряется с геометрической прогрессией, больше работы, больше возможностей и развлечений, и библиотека в их список не входит.
- Да не умеем мы долго сидеть и следить за буквами!
Родители, вы прекрасно знаете, чтО гипнотизирует вашего ребенка. Первое - это телереклама. Дальше - телефон и планшет. Очень легко привыкнуть к быстро меняющимся картинкам - и скоро мы, наверное, научимся смотреть несколько каналов одновременно - на одном экране. Это полезно для работы "в условиях многозадачности", как пишут в требованиях к кандидатам на вакансию. Но почти невозможно научиться долго и вдумчиво работать, не отвлекаясь (читать книгу, например), если с детства мы к этому не привыкли. И речь сейчас идет не о силе воли, а о настройках мозга.
- Да не понимаем мы этот ваш марсианский!
Вы учили иностранный язык? Помните, как приятно читать или слушать понятные тексты, в которых два-три - ну, пять незнакомых слов? В понятном контексте нетрудно запомнить несколько новых слов. Но что если на страницу приходится только два-три знакомых слова, а остальное для вас - сплошные иероглифы? Вы продолжите чтение, вооружившись словарем? Как бы не так! Вы не возьметесь за это бесполезное дело, а попросите у преподавателя задание, подходящее вашему уровню владения языком.
Для современных детей язык Пушкина - почти иностранный. Все эти дровни, кибитки, челны и серафимы для них - как помехи на радио.
Кульминация. Когда мама моего ученика озвучила проблему (ребенок не может связать и двух слов, даже я его с трудом понимаю, а о школьных сочинениях нет и речи), я задала ей единственный вопрос, ответ на который уже знала: "Ваш ребенок читает?"
Имеют ли вышеперечисленные причины нелюбви к чтению практическую ценность для родителей, задающихся вопросом, почему их дети не берут в руки книг? Вряд ли. Потому что нам гораздо важнее понять, что со всем эти делать.
Тогда я задам единственный вопрос вам (ответ на который, наверное, знаю): "А вы, родители, вот вы - читаете?"
Вариант "да мы-то в школьные годы всю Ленинскую библиотеку перечитали!" - не подходит. Это было тогда - не сейчас. Ваши дети видят вас с книгой? Видят, как вы просто час-другой сидите, смотрите на страницы и перелистываете их? Вы обсуждаете прочитанное с членами своей семьи или с друзьями? Может быть, вы спорили за семейным ужином о позднем Гумилеве? (Вспомнился прикол из интернета: "В Питере арестованы подростки, глубоко ранившие таксиста своим отношением к позднему Гумилеву").
Вариант "нам некогда" тоже не подходит. Если вам некогда - вашему ребенку и подавно.
Родители редко задаются вопросом, почему, например, их ребенок не стреляет из лука, не ходит по субботам в Третьяковку, давненько не бывал в опере и совершенно не интересуется яхтингом. Или почему не носит красный галстук и не марширует хором, хотя родители - в его-то годы! Оно и понятно: если яхтинг и маршировка не практикуются и даже не обсуждаются в семейном кругу, то ожидать заинтересованности в этих темах ребенка было бы странно.
Развязка. Да, бывают исключения. Моя подруга, например, выросла филологом несмотря на то, что в детстве ее окружали, в основном, алкоголики и психопаты. И теперь, будучи беременной, читает вслух своему сыну "Руслана и Людмилу" (лингвисты считают, что дети обожают эту поэму с перинатального возраста благодаря ее мелодичности).
Но в большинстве случаев дети - это все-таки дети своих родителей. Как бы ребенок ни сопротивлялся вашему влиянию, он будет похож на вас. Он будет любить то, что любите вы. Большая домашняя библиотека вряд ли пробудит в ребенке любовь к чтению, если он не знает, как пользоваться книгой, то есть если вы не продемонстрируете ему.
Поэтому вопрос, вынесенный в заглавие своего поста, можно еще раз переформулировать: "Почему родители не читают?" Давайте зададим его не ребенку, не школьному учителю и не психологу, а себе.
Эпилог:
Екатерина
Спасибо, было интересно. Для меня чтение - больше чем просто хобби, это вопрос саморазвития, а не только развлечения. Книги - это язык, язык - это возможность мыслить. Никакой гаджет не даст человеку то, что может дать умение воспринимать печатный текст.
Я много читаю, но ребенок действительно редко видит меня с книгой, как раз из-за гаджетов - удобнее читать на телефоне или слушать аудиокнигу. Но пока это не было проблемой - много читаем вместе, пока сыну нравится, хотя в силу возраста сложно сказать будет ли он читать запоем, как я. Хотя для меня важно привить любовь к книгам, благо сейчас литературы на любой вкус.
05.10.2016
Ответить
Татьяна
Согласна. Язык и мышление так тесно связано, что невозможно определить, что оказывает бОльшее влияние: мозг на язык или язык на мозг. Скажи мне, что ты читаешь, как говорится...)))
А в первые годы у ребенка закладывается такой фундамент, что даже если не будет читать запоем, то уважение и любовь к книгам никуда не денутся. Конечно, с мамой читать - это же одно удовольствие!
06.10.2016
Ответить
Татьяна
Я вот читаю, мой ребёнок-нет, и навряд ли когда-то будет. Ничего страшного в этом нет. Чтение-всего лишь хобби.
05.10.2016
Ответить
ЛАНА
не думаю, что родители, сами не читающие, очень переживают по поводу нечитающих детей.
05.10.2016
Ответить
Татьяна
Оо, таких теоретиков хватает! Особенно среди старшего поколения. Эдакая середина между читающими и не читающими никогда - "когда-то читавшие".
06.10.2016
Ответить
БезИмени
вы знаете у нас в семье было всегда принято читать.. мама моя читает книги запоем... она еще с младших классов школы это дело любила...
я подсела на чтение где-то классе в седьмом восьмом...
это, конечно, верно. что в первую очередь родители прививают, илит не прививают детям любовь к чтению книг, но я хочу сказать спасибо еще и своей учительнице по литературе, она тоже много сдела в деле моей увлеченности чтением... например "Натали" Бунина я прочитала благодара ее рекламе... да и вообще она устраивала всегда в школе литературные и просто творческие вечера.. и это было классно!
а еще в школе я очень любила химию, хотя многие этот предмет не любят, а я любила.. и это тоже благодаря отличному педагогу!
В общем хочу сказать, что и школьные учителя могут увлечь, заинтересовать ребенка, даже если в семье этого нет (в семье моих родителей химией никто не увлекался)...
А еще не стала бы ругать гаджеты уж совсем так... Дочке не запрещала подходить к окмпьютеру.. Дочка у меня научилась читать отчасти благодаря компьютеру... она например названия мультиков сама забивала... сначала я писала печатными буквами названия на бумажке, а она с нее перепечатывала на клавиатуре, потом уже сама на память стала писать..
СЕйчас дочка су довольствием читает... за 1 класс прочитала все что могла в школьнйо библиотеке... и всегда тащит меня в книжный магазин в поисках новых книг...
но вот с чем еще согласна. что ритм жизни бешенный, найти время для чтения книг бывает непросто(((
05.10.2016
Ответить
Татьяна
Да, кстати, учитель литературы тоже многое значит. Чего уж - я сама училась в гуманитарном классе. У нас все рано или поздно начали читать - и гуманитарии, и математики.
Насчет компьютера. Тут есть большая разница: уметь писать и читать или читать художественную литературу (это сложный процесс, особенно по нынешним меркам). Компьютер, безусловно, быстро учит детей, но к чтению непричастен)
А ритм жизни только ускоряется... куда бежать, куда деваться... И многие дети загружены больше родителей: в некоторых школах шестидневка, по 6-8 уроков. Домашка, секции. Загрузили по полной, а потом головами качают "оееей дети ничем не интересуются, книги не читают". И тут снова хочется спросить: а взрослые-то успевают, чтобы детей укорять?
06.10.2016
Ответить
БезИмени
да.. я сама мало успеваю читать... но когда дочка ноет летом что ей нечего делать, особенно в дождь, то сразу указываю ей на книжную полку... хотя если какую-то книжку начала читать она, то указывать не приходится, и стонов о том чем заняться нету)))
06.10.2016
Ответить
Татьяна
Дадада, этот дождь))) Особенно в деревне. Когда и чаю напились, и в карты наигрались, и в домино - ну сколько можно? Лезешь на книжную полку (а там и не было почти ничего))) -и читаешь под дождь)
06.10.2016
Ответить
Татьяна
В целом я согласна с Вашими рассуждениями о том, что если родители не читают, то и дети читать не будут. Но в этом сообществе собрались люди, которые любят читать, либо стараются исправляться и больше читать. Я отношусь ко второму типу ))) В школьные годы я читала всё в основном по школьной программе. Изредка я читала что-то не из программы, хотя моя мама любила читать, и в нашем доме всегда были книги. Но мне было не особо интересно читать простые книги без иллюстраций :-(
Спустя 10 лет после окончания школы, я уже смутно помню о чем говорилось в некоторых произведениях из школьной программы )))) Я понимаю, что у меня растет ребенок и я должна снова перечитать те произведения и подобрать такие книги, которые смогли бы заинтересовать мою дочку, чтобы она любила читать.
Книги развивают и я лучше куплю своему ребенку новую красивую (и обязательно хорошую) книгу, нежели куплю ей какую-то непонятную игрушку или гаджет.
05.10.2016
Ответить
Татьяна
Вспомнилось) к вопросу о гаджетах.
Однажды в Крыму я познакомилась с одной интересной семьей. Мама приехала отдыхать с тремя детьми от пяти до восемнадцати лет. Так вот, в их семье не было ни компьютера, ни телевизора принципиально. Какие это были умные и хорошие дети! Старший сам летом заработал себе на ноутбук и прекрасно знал, как с ним обращаться. Средний вроде был спортсменом, а пятилетняя девочка вовсю цитировала Карлсона и других литературных персонажей.
Правда, сама я все-таки поклонница хороших фильмов и познавательных передач, но идея подольше не знакомить детей с телевизором и гаджетами меня занимает. Еще не решила, нужно ли это в 21 веке. Но без рекламы точно можно и нужно обойтись в первые годы ребенка.
05.10.2016
Ответить
jajoana
Все-таки Вы не по адресу. Здесь не просто читают книги, в сообществе собрались люди, которые очень тщательно и с большой любовью собирают библиотеку для своей семьи.
И да, ребенок никогда не видит меня с книгой. Потому что читаю я либо ему, либо когда он спит.
05.10.2016
Ответить
Татьяна
К сожалению, сообщества "Собрать бы книги все да сжечь" не существует в природе. Впрочем, там бы, наверное, в противовес логике данного сообщества, со мной согласились...
05.10.2016
Ответить
Лариса
Не думаю что этот текст опубликован в группе ради укора родителям, скорее поразмышлять на злобу дня. Ведь проблема такая есть, на самом деле. Только не совсем понятно, кто автор текста? Опубликовавший или же это с просторов сети, скопировано?
05.10.2016
Ответить
Лариса
Спасибо за ответ. По теме чтения и любви к книге, многое бы можно было исправить в школе, но увы, нынешняя школа, не только не исправит, но и сделает хуже. Есть хорошая книга Айзермана "Педагогическая непоэма" Читали?
05.10.2016
Ответить
Татьяна
Увы, не читала.
В разных школах и у разных учителей по-разному: там, где я училась, рано или поздно начинали читать и любить литературу почти все - и гуманитарии, и математики. А в той, где я работала, хоть караул кричи: в пятых классах все было неплохо, а вот в старших (которые мне достались уже в 7-9 классах) - просто слов нет.
05.10.2016
Ответить
jajoana
Если читать только пост, а не комментарии, то автор не предлагает ничего обсудить. Он в жестко-императивной манере требует срочно взять в руки книгу и показать-таки ребенку положительный пример.
Разве предложение обсудить звучит так (цитирую автора):
Тогда я задам единственный вопрос вам (ответ на который, наверное, знаю): "А вы, родители, вот вы - читаете?"
05.10.2016
Ответить
Ирина
Сейчас детей с младенчества увлечь чтением (слушаньем) можно только при помощи "аховых" книг. Ярких, современных книг-картинок, книг сочетающих в себе игру (окошки. звуки, фонарики) и т.д. и т.п. Книге приходится конкурировать с гаджетами, с разнообразием красочных мультфильмов. К сожалению не все могут себе позволить такие траты. А кто то даже не задумывается над этим. Предлагают дитю, что есть, и то что есть проигрывает, интереса и любви не вызывает. Ребенок не привыкший слушать, вырастает, читающим по необходимости Вот я покупаю книги, которые не могу в принципе себе позволить (и то не самые дорогие). Никто из соседей меня не понимает, но ни у кого дети и не интересуются книгами (у кого сказки в сборниках без картинок, у кого только "самовар" или дешевые книжки с яркими темными иллюстрациями). А я как раз со старшей во всей своей красе ощущаю эти "двух слов связать не может". Но у нее свои проблемы, логопедия и дефицит внимания от гиперактивности. В ее случае я была бессильна.
05.10.2016
Ответить
Татьяна
Мне кажется, звоночки-фонарики не могут привить любовь к осмысленному чтению. Они нравятся детям своей яркостью, как гаджеты, но когда придет время прочитать какую-нибудь "Капитанскую дочку" - хоть увешай ее картинками и звуками - не поможет: тут же напрягаться нужно, читать...
Разве современные дети не любят слушать сказки на ночь? Просто слушать мамино чтение, а не играть? Такое слушание как раз развивает внимание и слуховое восприятие - и все равно, насколько потрепанную книжку мама держит в руках.
05.10.2016
Ответить
Ирина
Они прививают ребенку любовь к книге, как к таковой. Ребенок привыкает проводить время с книгой, разглядывая ее, она утверждается в его жизни, занимает свое место. Становится другом.
Чтения на ночь не достаточно. Дочкины ровесники, любящие слушать мамино чтение перед сном, как раз и выросли, читающими по необходимости. Им и в голову не придет проводить свое свободное время с книжкой в руке. А вот как раз такой не любящий литературу мальчик, получив от нас на ДР (11лет) Ледовое побоище от Лабиринта, кричал "ВАУ, какая книга, это круче лего" Потому что она конкурентна. Только вот не многие, очень не многие родители могут разбавлять свою библиотеку книгами по 2 т. руб.
05.10.2016
Ответить
Татьяна
Я бы тоже от такой книги не отказалась)))
А такая есть большая "лего"-книга по драконологии... Обязательно куплю, когда дети подрастут. Себе)))
05.10.2016
Ответить
Доктор
Я в детстве и юности не читала сама,тк брала в руки взрослые книжки на газетной бумаге,без картинок,с запахом типографии,невзрачной однотонной обложкой и мне становилось скучно иине интересно. Сложно было начать читать,вчитаться. Я не верила,что автор увлечет меня,не верила,что он может написать что-то актуальное для меня,для современной жизни. Это свойство осталось до сих пор. И когда пишут,что иллюстрации не важны для взрослых детей,я всегда протестую. И визуалист. Тем не менее,все в моей семье читали у меня на глазах,мама в лббое сврбодное от работы и быта время,бабушка,которая приходила с нами сидеть в детстве. И вот именно благодаря ей и маме(они чиатали мне вслух долгие годы моего детства) я знаю бОльшую часть детских книг. Мы ходили с мамой в библиотеку. И был долгий период юности и взрослости,когда я не читала вообще. Я жить-то не успевала:-) а потом как переклинило ,купила себе читалку(муж все смеялся-зачем она тебе,ты ж не читаншь! А я ответила,может не читаю потому что нет читалки:-),и начала читать тут про книги. И вот уже 3 года не могу и дея прожить без чтения.НО!!! Начать книгу с нуля мне по-прежнему сложно. И отдаб предпочиение,все-таки книгам с иллюстрациями в красивом оформлении. Я ни сколько с Вами не спорю,просто описала эволюцию моего чтения с 3хлетнего до 30летнего возраста. А Вы уж судите сами.
05.10.2016
Ответить
Татьяна
Спасибо! Что поделились эволюцией)
Я только что вспомнила, что мы с родителями и братом тоже ходили в библиотеку! Я брала сказки про богатырей, а потом книги о собаках))
Иллюстрации - да, классная вещь, тем более для детей. Именно помогает заинтересовать. Но текста ведь они не заменят и читать не научат. Хотя... после фильма про мушкетеров я взяла и прочитала книгу. И все лето жила в ней, в книге. С визуализацией из фильма)))
05.10.2016
Ответить
Лариса
На мой субъективный взгляд, детская книга объединяет в себе два вида искусства-изобразительное искусство и собственно литературу.Иллюстрация в книге не скромный помощник, а полноценная составляющая. Я не против и простеньких иллюстраций, но в любом случае они должны отличаться своим стилем, не прививать дурной вкус, у нас есть немного книг с такими простенькими картинками, вроде книг изд-ва Самовар, истории про Кротика и Зайку, но больше все таки книг с иллюстрациями признанных мэтров.
05.10.2016
Ответить
Доктор
Иллюстрации никогда не заменят текст,это однозначно! Но они помогают фантазировать. Это как станции на пути поезда. От иллюстрации к иллюстрации мы спми все фаниазируем,а эти станции-рисунки показывают еам возмодные промежуточные сцены,щадают направление мысли. Я например,не сильна в истории и конкретно в истоических костюмах,так как я могу ,например,представить себе Д'Артаньяна,его одежду? Дюма подробно описывает его в одной из первых глав и даже его лошадь! Но полностью представить себе гасконца поможет художник. Второй пример украденная подвеска! Я в детстве сроду не прелставляла,что это за ювелирная вещь- и взглянув на иллюстрации сразу начала представлять себе и блеск брильянтов и форму и тд. К тому же,мне всегда интересно,как люди решают читать ту или иную книгу? Ведь книг великое множество...изначально придя в книжный,не читая аннотацию,не зная автора как мы выберем себе книгу? Мы возьмем ее в руки,полистаем страницы. Так? Значит нас привлек и внешний вид и иллюстрации. Так же,прочитав книгу,хорошую книгу,которая тронула какие-то струны нашей души,мы стремимся обсудить ее с близкими людьми,именно этим обсуждением и являются иллюстрации,я как бы сравниваю свое представление с видением того же события художником-иллюстратором,который так же как и я читал эту книгу.
05.10.2016
Ответить
Татьяна
Да, согласна с Вашими рассуждениями. Правда, у меня вместо иллюстраций такими помощниками чаще выступали фильмы и мультфильмы) Красивых книг было мало.
05.10.2016
Ответить
Екатерина
А у меня наоборот,взрослые книги предпочитаю без иллюстраций.Мне самой проще до думать как выглядят герои и окружение.А фантазии художника не всегда совпадают с моими:)
05.10.2016
Ответить
ЛАНА
почему вы так думаете, что нужны "аховые книги"? ну, только если современные мультфильмы приходят в жизнь ребенка раньше книг. Все в воле родителя - к чему приучать своего ребенка. По поводу трат, есть бибиотеки - это большая экономия для бюджета;) т.е. было бы желание на самом деле.
05.10.2016
Ответить
Ирина
Я выше не написала, что сейчас и игрушки не те, что у нас были. А они как раз появляются у большинства раньше книг. Не обязательно мультики целыми днями крутить. Для малышей библиотека? Они книжки и погрызть могут и порвать.
05.10.2016
Ответить
ЛАНА
а какие "аховые" книги нужны малышам? с глазиками?)
ну, не знаю, какие там особые игрушки у малышей. Пирамидки, кубики... мой опыт говорит, что ничего ахового не нужно. Просто поймать момент - увлечь книгами раньше иного.
05.10.2016
Ответить
Ирина
"Аховость" и стоимость возрастают с возрастом.
Нет, не с глазиками. Нашими первыми были голодная гусеница и кто прячется под сладостями. За их стоимость можно было 15, если не 20 "с глазиками купить" (что большинство и делают.) Потом была работа по подбору. Например, когда я купила Мой мишка от Мелика-Пашаева, он глядя на иллюстрации "дышать переставал". Бросал все, как только я зачитывать начинала, бежал разглядывать. В обычном книжном сколько она стоит, столько сколько 6 из фикспрайса? (там попадаются конечно и достойные экземпляры, но не часто) Повторюсь, я не покупаю самые дорогие книги, я стараюсь покупать то что по отзывам нравится и детям и родителям.
Еще, момент против библиотек (сами то мы туда записаны, не все, что хочется прочитать можно найти в продаже). Большинство книг приобретается, чтоб сейчас они полюбились, а затем, уже любимые и родные, самостоятельно читались.
У нас в подъезде полно детишек 2-5, ну нет у их родителей такой графы расхода. У кого нет возможности, у кого нет желания "захламлять!!!!" квартиру. Вот на собрании в саду попросили поднять руки тех, кто читает детям, подняла от силы четверть(((
Игрушки какие? Это вам в соседнее сообщество надо заглянуть. Игрушки там замечательные!
Не все задумываются о необходимости поймать момент. Потом часто пишут, что малышом книжками ребенок интересовался, а затем любить их перестал. Иное их вытеснило..
05.10.2016
Ответить
ЛАНА
у наших знакомых тоже нет столько книг, сколько у нас. И мы слывем среди них книгоманами) Но это не от фин.невозможности приобретать книги, а от приоритетов. Просто книга не считается необходимой для ребенка. На ДР детей заваливают игрушками, а мы дарим книги:) хорошие книги.
"Аховость" ни при чем. Просто в жизни детей ИЗНАЧАЛЬНО нет книг, а потом уже сложнее пробудить к ним интерес. А уж почему нет книг в доме - родители могут любой повод придумать - дорого, не хочу захламлять квартиру и пр. Да банально времени или желания не хватает читать детям. А потом "собак всех повесить" на детей - современные дети не любят книги. Им только гаджеты и "аховость" подавай.
В обычном книжном сама ничего не беру - дорого. Через интернет-магазины со скидками получается гуманно. В СП еще дешевле.
06.10.2016
Ответить
Ирина
Это Мы тут не ходим по обычным книжным, т.к. изначально настроены на много книг. А остальные как раз заглядывают в обычные магазины. И если Чуковский не пошел с Сутеевым, с Чижиковым им и в голову не придет предложить)))
Я тоже дарю книги! Вот и описала реакцию на Побоище от Лабиринта. Мне сказали, что они и подумать не могли, что есть такие книги и что их ребенок может на книгу ТАК реагировать. Когда я дарила просто хорошие, реакции не было ни какой.
Я писала про ситуацию, когда книга будет занимать свое место без приложенной родителями работы. Вот как в наше детство. Когда никто не старался поймать момент, не прозевать. Когда не сидел в родительской голове страх, что их ребенок присоединиться к "не читающим".
Вот возьмите тот же пластилин. Дайте крохе обычную пачку и что, вам придется проявить фантазию, активно поучаствовать в процессе. А дайте набор Плей До, ребенок сам потянется, ваши трудозатраты снизятся. Вот здесь родители четко понимают, как проще. Покупают и говорят, вот в наше время такого не было, радуются что дали ребенку что-то интересное. А вот купить книги, каких в наше время не было, необходимым не считают.....
06.10.2016
Ответить
ЛАНА
да и в "наше время" были читающие и нечитающие дети. И родители так же прилагали или не прилагали усилия - читали или не читали детям в дошкольном возрасте. Составлять библиотеку из "аховых" книг, чтобы деть полюбил книги? опять же это уже в каком возрасте? если любовь к книгам есть у дошколёнка, такая книга - как десерт. Она принесет ребенку радость, но не будет условием или толчком к чтению. К слову, мой 5-летний ребенок отлично слушает книги с электронного носителя. Без картинок и прочей "аховости".
ПС. Плей до не люблю)
06.10.2016
Ответить
Ирина
То, что ваш ребенок слушает без картинок, помимо вашей без спорной заслуги, говорит о том, что он аудиал. Если бы он был визуалом, то не слушал бы. А есть еще кинестетики, для них как раз "окошки" в энциклопедиях придумали. И если первые два типа наверняка "окошками" заинтересуются, то последнего обычной книгой увлечь сложно, даже красочной.
Вы замечательная мама, нашедшая подход к СВОЕМУ ребенку. Но этот поход не может быть более менее универсальным. Здесь больше половины детишек пятилетнего возраста, с рождения окруженных чтением, любят иллюстрации)
06.10.2016
Ответить
ЛАНА
да и моя любит иллюстрации) и "окошечки" очень любит) Просто я не считаю, что интерактивные книги а ля "Ледовое побоище" - единственый путь к чтению. Собственно с Вашей первой фразой в этом долгом споре я не согласна: "Сейчас детей с младенчества увлечь чтением (слушаньем) можно только при помощи "аховых" книг". А книги пусть будут разные. Сейчас, безусловно, проще родителям, чем -цать лет назад, если их дети не аудиалы. И иллюстрации, и окошечки - кому что надо) ПС. Сегодня из библиотеки мой ребенок принес книгу с "окошечками". Она всегда такого типа там выбирает книги, даже малышковские по содержанию. Вот именно ради этих самых "окошечек".
06.10.2016
Ответить
Ирина
Это я в масштабном плане ТОЛЬКО имела ввиду, там как бы по умолчанию после первого слова СЕЙЧАС идет, ЕСЛИ РОДИТЕЛИ НЕ ОТВЕТСТВЕННО ПОДХОДЯТ К ЭТОМУ ВОПРОСУ. Как бы универсальный способ, для всех тех, кто "не с нами". Малышу начинают покупать книги, подходящие для кинестетика (как раз они более "аховые" и способные конкурировать с игрушками, гаджетами, мультиками), и аудиалы и визуалы в таких книгах что-то найдут, а книга найдет свое место в жизни ребенка, а по мере взросления станет понятно к какому типу ребенок относится и какие книги ему нужны. Однако все таки любого ребенка надо баловать время от времени "десертами"))) Мир?
06.10.2016
Ответить
Наталья
Тоже не соглашусь с вами. У нас обычные книги, и читать ребенок очень любит, и я не скрою горда этим фактом, т.к. считаю полностью своей заслугой. Но над этим нужно работать с младенчества, это факт! Я начала ей читать понемногу с 7-8 месяцев, и так мы читаем практически каждый день и по сей день. Но! у нас нет телевизора в свободном доступе, мультики включаем дозированно, не более 1,5-2 часов в день (это сейчас, в 5лет, раньше было меньше, а до 1,5 лет вообще не было), ребенок не знает, что такое мамин/папин телефон или планшет и др.гаджеты, интерактивных игрушек практически нет. В принципе, я считаю, что исключение этих ненужностей из жизни дошкольника достаточно для того, чтобы увлечь его чтением. А так-то, да вы правы, большинство этим вообще не заморачивается и большинство наших знакомых делают огромные удивленные глаза при виде нашего книжного шкафа, мда...
05.10.2016
Ответить
Ирина
Я писала про среднестатистических детей. Неравнодушные мамы, как уже писали автору, здесь не "живут".
Вот вы ограничивали в мультиках и игрушках. А я была вынуждена сажать своего перед компьютером, чтоб иметь возможность позаниматься со старшей, и львиная доля моего времени до его 2-ухлетия уходило на дочкину учебу. Игрушки тоже покупались, с расчетом на то что будут его увлекать/отвлекать. Поэтому то у меня и подход другой. Но то, что сын при этом любит книжки все дома также считают полностью моей заслугой)))
05.10.2016
Ответить
Наталья
тут вы правы, читающий ребенок - это жирный плюс маме! :-)
Приведу еще как пример, приезжали недавно родственники в гости, у них погодки ребята, 1,5 и 2,5 года. Я примерно представляю, что тут маме наверное не до чтения и не до всяких занятий с ними, но вот старший ребенок в свои 2,5 года целый день ходит или с телефоном или мульты смотрит, он не умеет больше ни во что играть:-( и из словарного запаса у него все "мама" или "дай", больше слов нету.... Моя прийдя в гости (они жили у других родственников), пошла рассматривать что растет в огороде, собрала себе листиков, ягод, напридумывала кучу игр и была очень увлечена окружающей ее природой, она умеет видеть и замечать все то прекрасное, что растет вокруг, и это безусловно заслуга чтения. Их тетя очень удивилась, видя нашу дочку, и так тихонько говорит, "поэтому она и ходит собирает листики, цветочки, потому что у ребенка нету планшета и телефона". Ну а зачем он ей в 5 лет? успеет она еще насытиться всем этим.
06.10.2016
Ответить
Виктория
Я не читаю детскую литературу, только сыну. Взрослую получается читать урывками, могу дома ходить с наушниками и слушать аудиокнигу, при этом реагировать на всё происходящее в доме. Я неплохо переключаюсь. Где-то книгу в месяц (взрослую) читаю точно, если звёзды чудесно складываются, могу больше, до 5. Мужа приучила к слушанию, иногда читаю вслух, скажем, минут по 15 перед сном, но уже месяца 3 точно ничего не читали, не выходит. А до этого романы осиливали. Теперь сам чаще читает, чем раньше, если интересную книгу предложу.
У нас в окружении мало детей, во дворах, судя по опросам (интересно, чем живут другие дети), детям не читают и на самом-то деле не считают это проблемой. Вопрос: "почему дети не читают?" обычно задаётся тогда, когда, оказывается, в школе начинают спрашивать. Ребёнок 7 лет прекрасно обходился, а теперь почему-то ему надо читать, а мышление уже сформировалось определённым образом.
05.10.2016
Ответить
Наталья
читаю все и много,иногда читаю 2-3 книги одновременно.я читаю большие книги с 7 лет.детям читаю с рождения то,что знаю наизусть.
сын читает,дочь очень мало.с сыном-да,обсуждаем всегда.мужу могу что-то рассказать или что-то зачитать,то,что меня поразило,удивило,рассмешило.дочь пока только заставляю)).
05.10.2016
Ответить
Любовь
И я читаю в основном с детьми или детскую литературу.На опережение и для себя...Мне нравится.Иногда разбавляю классикой или романами,или детективами,или фэнтези.Но часто это случается,когда дети либо уже спят,либо отсутствуют,либо я читаю в транспорте,либо когда жду кого-то с занятий.Это такое полноценное чтение,когда прочитывается махом полкниги или вся.Урывками не люблю читать,но приходится.Все это к тому,что дети не так часто видят в моих руках книги.но я и не пытаюсь это им навязать..
05.10.2016
Ответить
Татьяна
Зато когда они подрастут, Вы сможете посоветовать им ту или иную книгу и обсудить прочитанное на равных. Может, им станет интересно, чем так увлеклась мама в метро или пока они были на занятиях)
05.10.2016
Ответить
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.