Дневник чтения мамы
дневник читателяЯ очень люблю дневники чтения, где пишется мнение детей. Но всегда с огромным интересом читаю дневники чтения мам. Здорово, когда мама читает не только Репку и Скарри, но и взрослые книги - от раннего подросткового до совсем взрослого. К сожалению, за три последних года у меня было катастрофически мало свободного времени, чтобы читать что-то кроме книг-картинок, но этим летом получилось уделить внимание и другому чтению (и захотелось им поделиться). Поэтому дневник вполне можно было назвать «Чтение мамы за три года», но все же назову его «Мое чтение летом». И добавлю к нему несколько книг, которые прочитала весной и осенью (не все вошли на фото).
Часть книг, безусловно, заслуживает отдельных постов, но время поджимает. Начну с середины стопки. «Аврора из корпуса «Ц» Анне-Катрине Вестли. Купила это произведение исключительно из-за спорных отзывов.

В книге три части: «Аврора из корпуса «Ц», «Аврора и папа», «Аврора и маленькая синяя машина». В первой части перевод с норвежского Л.Г.Горлиной, в второй и третьей - перевод Б.А. Ерхова. Первый читается идеально гладко, а вот во втором я иногда спотыкалась о фразы, хотелось их перестроить (я не Толстой, я Белинский, ага) хотя в целом стиль получился одинаковый. Художник Елена Белоусова, иллюстрации мне понравились.

После прочтения встала на сторону тех, кому произведение понравилось. 1) Не вижу ничего ужасного в том, что папа на время написания диссертации сидит дома. Особенно, если он не просто сидит, а нянчится с двумя детьми. Думаю, многие меня поддержат, что это большой труд. 2) Очень понравилось, как показаны различные жизненные ситуации - про платье на праздник, про печенье, про магазин, про вождение машины и т.д. Единственное, я пока не знакома с возрастом пять лет и поэтому Аврора кажется мне недосягаемо рассудительной и некапризной. 3) Особо хочу отметить главу «Мама Нюсси» во второй части. Потому что она затрагивает мое собственное детство. Вкратце - девочка Нюсси случайно сделала выщербленку на полированном столике и в ужасе убежала, боясь маминого наказания. Папа Авроры исправил ситуацию и потом родители рассказали Авроре, почему такое вообще произошло. Я тоже застала те времена, когда полированный стол был ого-го каким достоянием. Однажды, годика в три мне подарили пистолетик. И я курком нарисовала шикарнейшую картину на той самой полировке - орел и горы. Нетрудно догадаться, что родители не оценили моего творческого порыва. Нет, меня не били, но предание об этом случае до сих пор одно из любимых в нашей семье. Потом лет в 13 я тоже что-то случайно сделала со столом. И с тех пор мечтала, что когда вырасту, куплю простой сосновый стол, куда можно будет хоть гвозди забивать (это по мотивам Пикуля). P.S. Я его купила.
Конечно, в книге много прошлых реалий - когда ребенок 5-ти лет моет лестничную площадку, остается один в магазине, один гуляет и другие, сейчас всех уже не вспомню. Возможно, как раз потому, что современные дети не имеют возможности это делать (я, например, не могла отпустить своего ребенка в 2,5 одного за хлебом, хотя он хотел и явно мог это сделать), они менее самостоятельные…
«Ожидание» Зоя Журавлева (на общем фото нет).

Слог Зои Журавлевой необычен, но к нему быстро привыкаешь. Интересная книга про жизнь девочки в деревне у бабушки с дедушкой. Тоже показано общение ребенка со взрослыми, есть чему поучиться. Я бы рекомендовала эту книгу не столько детям, сколько родителям. Но… Возможно, я не под нужным углом восприняла содержание, возможно, ожидала чего-то более конкретного, возможно, через пять лет я бы прочитала ее по-другому, но книгу у себя оставлять не стала. Я согласна - бабушка супер! И дедушка тоже. Я - только "за" такой подход. Но очень легко уважать семилетнего ребенка. Который не дерется с братом, не кидает вещи, адекватно реагирует на просьбы сходить на горшок/почистить зубы/собраться гулять. Который, в конце концов, знает, что дальше, чем по колено, нельзя заходить в воду, когда купаешься один. Этакий маленький взрослый серьезный человек. Но в книге совершенно не раскрыта тема, как они всё-таки в итоге отреагировали на поведение двухлетнего Всеволода. Не могли же они ему ВСЁ разрешать?
И если с этим все-таки можно разобраться при наличии огромного количества терпения, то для меня есть еще второй вопрос. Ведь отец, бросивший Сашу, - сын бабушки с дедушкой. Он тоже воспитывался в этой правильной и уважительной семье. Однако бросил ребенка. Для меня это ужасно.
Еще одна книга с отсылкой к серьезному - «Трагический Иероглиф» Михаила Коршунова.

На самом деле это захватывающая веселая приключенческая повесть о непримиримой борьбе двух братьев-близнецов, в которую вовлечен весь класс. А еще учителя, директор школы, пожарные и даже гороно. Легко читается. А серьезность для меня лишь в описании родителей:
«Автомобиль едет по улицам Москвы. Шустиков-папа сидит за рулем грустный. С чего быть веселым? Сыновья дерутся. И нет этому конца. Теперь огорчится мама. Она тоже устала от этих драк.»
Я как представлю, что и в школе драки между детьми будут продолжаться, так меня в дрожь кидает. И еще не совсем одобряю позицию мамы: 1) Чтобы дети были «нормальными мальчиками - похожими близнецами». Зачем ей, чтобы они были похожими, когда близнецы с раннего детства отличаются друг от друга. 2) То, что одного подстригла под ноль. Мне кажется, для мальчика в шестом классе лысая голова - не самое приятное. Но это мои взрослые заморочки, а для детей отличная повесть.
Повесть Николая Блинова «Третий класс купил колбас». Помимо приключенческой составляющей, купила эту книгу из-за северности - чем-то близки мне Мурманск, Североморск, Соловки…

В повести рассказывается о домашней, дворовой и школьной жизни с третьего по шестой класс двух мальчишек - Гриши и Мишки. В каждой главе рассматривается какой-то отдельный эпизод из жизни: поездка на рыбалку, рисование стенгазеты, разговор с совестью (кстати, очень интересный ход классной руководительницы), война со шпаной, есть отзвуки тогдашней политической обстановки (всевидение Сталина), из необычных - глава про Эпистолярный роман. Из крошечных недостатков, да и не недостатков даже, просто мне резало слух частое употребление слова «закричал», в частности, как старший брат Валька постоянно на них кричал. Но в тоже время главы с Валькой про падежи и стенгазету мне очень понравились. В книге хорошие, живые, «по теме» иллюстрации Елизаветы Вединой, их довольно много, но не всегда ей удавались лица.

Перейдем к мировым приключениям. «Вокруг света в восемьдесят дней» Жюль Верн.

Выбирала между несколькими изданиями, но эта больше всего понравилась оформлением. Очень приятная рельефная обложка. На форзацах книги представлены карты западного и восточного полушарий, на которых прочерчен путь мистера Филеаса Фогга, Паспарту и их спутников. Заголовки, сноски, нумерация страниц, зарисовки начала и конца главы, выдержки из записной книжки по тексту - представлены в спокойном тёмно-зеленом цвете. Казалось бы, такие мелочи, но они создают такой уют при чтении, что книгу очень приятно держать в руках. Ляссе-закладка вносит дополнительное удобство в чтение. А иллюстрации Петра Любаева очень подходят этому произведению, на мой взгляд.

Само произведение - классика приключенческой литературы, одно из моих любимых у Жюля Верна. Впервые я прочитала её в десять лет и сейчас с удовольствием освежила в памяти. Честно говоря, совсем не была уверена, что теперь так же буду ее читать, затаив дыхание, но проглотила за два утра. Очень динамичное повествование, без излишних экскурсов. Не зря она считается одной из лучших книг писателя.(вторая моя любимая книга Ж.Верна - Дети капитана Гранта).
А теперь авторская сказка Владимира Ковалевского «Сокровища горы Аль-Дарун»

Несмотря на древний сюжет «добро побеждает зло», очень симпатичная сказка, обстоятельства постоянно готовят героям новые испытания, только успевает окончиться одно дело и душа требует отдыха под чинарами, как какой-нибудь тролль взмахивает своей палицей и всё начинается снова. Сказка стилизована под восточные мотивы, с цветистыми фразами и медовым языком. Но в ней присутствуют гномы, циклоп, тролль, львы, что, собственно, и отличает авторскую сказку от народной. Тем не менее, все эти персонажи органично вплетаются в узорчатый ковер повествования.
Почему мне понравилась эта сказка. Для меня она необычна главным героем. Помимо всех присущих главному положительному герою качеств, он, во-первых, очень эмпатичен - сочувствует даже скорпиону. Во-вторых, он верит, и даже неважно, какому именно вероисповеданию он принадлежит, его бесконечная ВЕРА - могущественный заслон от всех катаклизмов. В-третьих, все его намерения направлены не на завоевание, побеждение, подчинение зла, а на освобождение, спасение, выручку добра. Во всех испытаниях он остаётся человеком, прислушивающимся к голосу своей совести. В-четвёртых, основной темой является даже не «добро побеждает зло», а «делай другим добро просто так, не ожидая ничего взамен». Основная фраза, которой можно охарактеризовать героя: «Пятнадцать лет было Хабибу, и он уже понимал, что к сердцам людей нужно относиться бережно».

Колорит сказки очень красиво отображен художником Михаилом Бычковым. Каменное тело тролля, гладкий атлас тюрбанов, шероховатый песок в пустыне… мелованная бумага очень подходит под эти рисунки. Есть полностраничные иллюстрации, есть рисунки в тексте. На полях даются сноски на специфические восточные слова. Думаю, что книгу можно читать лет с семи, но обращаю внимание, что в тексте упоминаются евнухи в гареме и намек на «посвящение» в евнухи. А глубинный философский смысл этой сказки можно извлекать в любом другом более позднем возрасте.
Частенько летом я читала и рассматривала книгу чудесного трио: автора стихов Спайка Миллигана, талантливого поэта-переводчика Григория Кружкова и фантасмагорического художника Евгения Антоненкова (выставка Евгения Антоненкова).

Легкие, воздушные, интеллектуальные, веселые, стихи будят воображение, вызывают в голове совершенно фантастические ассоциации и доставляют огромное удовольствие. Кажущийся поначалу абсурд превращается в юмор, а тривиальные вещи предстают в совершенно оригинальном виде.
- Твой табель плох! - сказал отец. -
Он очень плох, сынок!
- О, не брани меня, отец,
Я сделал все, что мог.
- Но ты - последний ученик,
Ты кончил хуже всех!
- Я пропускал других вперед,
А вежливость не грех…
***
У летнего моря,
Где жаркий песочек,
Приятно порой
Повалятся часочек.
Но больше я вам не советую:
За три или пять
Вы можете стать
Сгоревшей, невкусной котлетою.

Еще одна книга с иллюстрациями - «У Лукоморья». И хотя у меня есть и раскладушка, и тоненькая книжка с Николаем Кочергиным, не купить это произведение искусства Михаила Бычкова я не могла. Очень сложно выбрать между «любимыми героями», пусть это будут Леший и подсвечник Кащея.

Долгожданная «Золотая книга сказок» Божены Немцовой. Как только я увидела новость, что ее собираются переиздать, довольно потирала ручки и надеялась поставить рядом с Серебряной книгой (показывала буку здесь) такое же сокровище.

Но сокровища в полном смысле этого слова не получилось. Вот как раз для этой книги точно надо писать отдельный пост. Но чтобы предметно и качественно всё показать, нужно иметь в наличии буку Золотой книги и новый вариант Серебряной. Их у меня нет, поэтому покажу поверхностно.
Вот внешний вид - тканевая обложка с серебряными застежками в букинистике и простая с лакировкой обложка у новой книги. Увидев мое вытянувшееся лицо при виде заказа, тетечка из пункта самовывоза участливо спросила: «Оставлять себе будете?» Не ожидала я, в общем, такого подвоха. И готова заплатить еще 252 рубля за вид как у букинистической. Причем цвет на скане получился более ярким, чем в действительности. 1) Соотношение

И 2) Рядом.

Рисунки внутри новой Золотой книги меня тоже огорчили - размытые ч/б и совершенно неяркие цветные (шатер на картинке должен быть желтого цвета!, ну а море хотя бы немного голубым).




В остальном сказки интересные. За исключением пары сказок, все мне понравились. К слову, не совсем понятен мне смысл самой первой сказки «Кот, Петух и острая коса». Три брата одурачивали людей и за счет этого жили. Точнее, одурачивали они не просто людей (во многих сказках ведь это присутствует), а самых обычных людей - не жадных, не завистливых, не лентяев - а которые просто не знали некоторых вещей, например, не видели никогда кота. Но я понимаю, что искать смысл сказок - занятие трудоемкое, уходящее вглубь веков, поэтому не берусь обсуждать это дальше. В целом книге рада, но грызет червячок недовольства оформлением.
«Удивительные кони» Борис Алмазов. У меня две книги про коней (или лошадей?) Еще есть «В звонком топоте копыт…», издательство «Физкультура и спорт», 1989 г. О советском конном спорте. Очень много интересного про соревнования и Олимпиады. Читается, как захватывающий роман. Книга Бориса Алмазова, выпущенная в этом году «Речью», тоже захватывает сразу, ее можно читать с любого места любыми отрывками. Он больше затрагивает имперскую часть лошадиной истории. Становление коннозаводчества, истории выдающихся коней, кони в различных областях деятельности, школа верховой езды… огромное количество информации, переданной в увлекательнейшей форме. Полиграфия книга также отличная. Я думаю, что это отличный подарок для поклонников лошадей. Уж на что я к ним равнодушна, но читала не отрываясь.

«Вино из одуванчиков» Рэй Брэбери. Пожалуй, мне даже стыдно, что до сих пор не читала эту книгу, но наконец исправила этот недостаток.

Я поняла, почему книгу называют самой летней. Со страниц так и льется летний зной, приправленный ароматами трав, одуванчиковыми цветами, которые как будто лежат в твоей руке, и прочими летними атрибутами. Вначале было читать тяжеловато, слишком продолжительные описания, но потом вошла во вкус. Все истории мне понравились, большинство нашло отклик в моем собственном мировоззрении. После прочтения задумалась о том, почему так много времени уделяется маньяку. Решила, что в то время для такого маленького городка это было не просто страшным событием, а вообще Событием. В главе про старушку, которая не могла убедить детей, что когда-то была молодая, хотелось даже заплакать - ведь и правда в юные годы не веришь, что и к тебе придет старость. В целом, для меня такая книга требует полного погружения, хотя бы часа на четыре, чтобы никто не вырывал из книжного мира. Но мне приходилось читать урывками, в результате впечатление осталось довольно хаотичным и смазанным, буду перечитывать еще раз позже.
Книги про Скарлетт О`Хара: «Унесенные ветром», «Скарлетт» и «Ретт Батлер». «Унесенные ветром» у меня два таких красивых томика, а «Скарлетт» и «Ретт» - потрепанные книжки с мелким шрифтом 90-х гг.

Эти книги я перечитывала уже на некоторый раз. При каждом прочтении акцент восприятия смещался. В этот раз больше душевного переживания я уделила событиям войны. Не буду писать банальности о том, что война никому ничего хорошего не приносит и те, кто ее развязывает, лично не готовы в ней участвовать. Мне нравится сама Скарлетт, но в этот раз я еще и более вдумчиво читала про Мелани. Также в этот раз впервые прочла предисловие к «Унесенным». Мне показалось, что его писал мужчина, недолюбливающий главную героиню. Самый простой пример - Скарлетт обвиняют в эгоизме, но она помогает куче своих родственников (в частности, тетушек, которые её постоянно поучают и говорят, что она нехорошо себя ведет), сама питаясь рисом и сухим хлебом. Продолжение «Унесенных» очень удалось - тот же размах, те же волнующие переплетения сюжета. Третья часть у меня совсем не та, что продается сейчас. Не история Ретта Батлера, а именно продолжение «Скарлетт», написанное какой-то группой писателей (кажется, белорусских) под американским псевдонимом. Там уже попахивает желтой прессой, но все равно читается очень интересно и переживательно за главных героев. И да, в конце все опять заканчивается хорошо, чему я очень рада, как-то настолько сроднилась с главными героями за четыре тома, что любила их как родных.
На этом двухмесячный черновик заканчиваю, спасибо за внимание!
Вот так я приблизительно и пишу раз в полгода. То есть пытаюсь, потом бросаю это дело. И восхищаюсь чужими, подобными вашей, записями :)))