Соня из 7 "Буээ"

Я прочитала пост, посмотрела сканы и немножко комментарии пролистала. Согласна, что таких вот Сонь сейчас много. В моем классе они были, Сонеподобные. Мне кажется, в классе 8-9 я сама такой же была))) Необычно было увидеть комикс, да ещё и в стихах, плюс тема такая знакомая и щекотливая. Но для себя брать не хочу. И на будущее тоже не хочу. Но, наверное, когда у ребёнка становится поведение подобным, как в книге, родителям полезно было бы почитать, посмотреть со стороны.
21.11.2019
Мне кажется, что лучше прочесть заранее, чтоб не было "поздно пить боржоми"...
21.11.2019
"Я этот пост пишу три недели" напомнило почему-то Колмыкова: "...Эти стихи я пишу четырнадцать лет. Я ведь и есть этот маленький-маленький гном." Я, в целом, солидарна с Ольгой. Соня - утрированный, но правдивый портрет подростка. Ничего не хочет, всё и все достали, ничего не интересно - естественная реакция на "перекормленность", завышенные требования и отсутствие понимания со стороны взрослых. А про друзей... Осмелюсь сказать, что у детей 12 лет может быть столько (!) проблем с социумом, что никакая школа, никакие родители и друзья будут не нужны. Примером была моя одноклассница, активная красивая неглупая девочка-спортсменка, с кучей друзей, на хорошем счету учителей etc. На дискотеке в 8-ом классе какой-то мальчик пригласил её, а не девочку N. Девочка N из менее благополучной семьи подошла и прямым текстом сказала: "Тебе и его надо было сцапать?! Ты думаешь, что ты лучше всех, потому что у твоего папы есть деньги? Я тебе этого не забуду!.." А до этого девочки дружили, между прочим. А после этого каждому однокласснику, каждому учителю и даже обеим родителям персонально выливали в уши столько искусно подобранной клеветы, что от девочки один за другим отвернулись все! Травля чистой воды. И она работала ((( И тогда самый экстравертный оптимист превратился в загнаного зайца, который не хотел ходить в школу, забросил любимый спорт, ничем не делился, слушал музыку и ненавидел весь мир. Спасло то, что остались люди, которые ей верили и вытащили оттуда. Это жизнь. Местами очень трудная. У взрослых так же бывает, и социализация тут не при чем. Сколько книг и фильмов снято о человеке - хорошем семьянине, работнике, друге - отторженном обществом из-за подозрения в преступлении, из-за морального выбора или несогласия с мнением большинства? Датский фильм "Охота", русский фильм "Дурак" и много-много других. Соглашусь, Марин, и с Вами: "Соней" не становятся за один день, и к 12 потерять веру во всё действительно рановато...
21.11.2019
Как это социализация не при чем? Если девочка N плюет на этические нормы социума?
21.11.2019
У девочки N тоже все хорошо с "социализацией", если ей удалось убедить и одногодок и взрослых в порочности и злых умыслах другого ребенка.
21.11.2019
В том-то и дело, что мы путаем социализацию с коммуникацией. Девочка прекрасно коммуницирует. А социализация - это принятие (усвоение и присвоение) законов, правил и этических норм социума без ущерба для личности, это пребывание в этом социуме в нормальном для себя режиме.
21.11.2019
Тоже правда)
21.11.2019
мне такие опусы о "сложных " личностях кажутся заказными. Проще такую "чернуху" сварганить (ассоциации с фильмами Германики), чем написать о "чистом и светлом", но в современном антураже и без патетики. Я не много подросткового современного читаю. "Я не тормоз" понравилась книга - о современных подростках с их экзистенциальными вопросами, но без жизни "во мраке".
21.11.2019
Да там нет "чернухи" - просто одинокий защищающийся от мира подросток. Есть ведь и такие, так что тоже правда жизни. И там есть прототип. И все пишут, что таких навалом.
21.11.2019
У Сони тоже есть прототип
21.11.2019
Я про него и говорила )
21.11.2019
"чернуха" - понятие растяжимое)
21.11.2019
как же я боюсь этого подросткового возраста! Себя вспомню и удивляюсь - как родители не поседели?)) Мне кажется, это больше книга для родителей, которые хотят больше понять своих подрастающих ребят - и удивиться, и поразиться, и ужаснуться! А вот читать такое сыну бы, наверное, не предложила... (он у меня в последнее время одержим Чернобылем 😬) Но твой пост - это отдельная песня!!! Всегда читаю твои рассуждения, даже когда книга "не моя")) Спасибо, очень эмоционально и увлекательно!)
21.11.2019
Я никогда не боялась, и не помню каких-то там резких выкрутасов в силу наступившего возраста. И у дочери его не было, этого подросткового кризиса, и у детей друзей тоже. Никто не выпрягался, ничего не демонстрировал. Может быть, потому что было незачем. Всех и так уважали, признавали как личность. Против чего бунтовать? Спасибо, Вика, твои слова хоть чуть сняли накал эмоций )))
21.11.2019
А я их так и представляю, нынешних подростков, со страхом).. да и не только нынешних. Может и у нас так было, я просто вечно от общих настроений оторванная, но "в своём здоровом коллективе"))). Единственное, что не одиночки в основном. И Соня мне представляется , если в жизни, не одиночкой. Книгу по посту сужу, не читала целиком (и не хочу).
21.11.2019
Именно вот это напрягло меня - я не представляю жизнь в таком одиночестве, такой оторванности.
21.11.2019
Я и такую представляю. Но не в таких цветах.. И не по себе. Подруга в школе вот такой была, но и было от чего отворачиваться в её случае и от кого. Вне школы она нашла в итоге друзей и тех, кто её понимает и разделяет неприятие к вот этим "всем". Одним из таких друзей стала я). Но меня не раздражало то, что вызывало в ней (и вызывает) бурю негодования и отторжения. Даже если это просто глупо или примитивно (про музыку, дурацкие ролики и дурацкие тестики), у неё это взрыв негатива. А мне всё равно. Какая разница. Мне нет дела до того, что мне не подходит и неинтересно. Вооружённый нейтралитет - абсолютно точное слово к её школьным годам. Но её рассказы, и тяжёлые, и смешные, и обычные, они не выглядят так неприятно, как этот красно-чёрно-белый цвет.. хотя кто знает, как она сама вспоминает и воспринимает это время.
21.11.2019
Ну вот я и думаю - как научить детей принятию, не отвергать все и вся. Мир не может прогибаться под каждого. Он такой, какой есть. Все в этом мире есть. У меня не было возможности поговорить с подростками, но дети из началки нарисовали отношение к школе в других цветах
21.11.2019
По поводу Сони ничего не могу сказать, не знаю. Надо что-то делать или нет. Проблема это или нет. А с подругой ничего не надо было делать. Но она для меня - не Соня. Хотя сарказма, злости, неприятия ничуть не меньше. Но и любви, расположения, нежности тоже. Никто ни под кого не прогнулся, и думаю, что этот её выбор был для неё самым правильным. Думающий, интересный, своеобразный человек. Её взгляды были мне очень созвучны, только реакция разная, потому что мы с ней разные. И сейчас всё как-то продолжает существовать, со взрывами, негодованием, решениями и людьми вокруг, тоже разными. Вообще неожиданное сравнение мне пришло. Потому что пока читала пост, думала - какой ужас, бр.
21.11.2019
Заканчивается книга жизнеутверждающе. Это я барахтаюсь в своих домыслах.
21.11.2019
Марина, какие хорошие рисунки. Надо Лёву тоже попросить. Он любит школу. Но думаю цвета будут другими. Интересно!
21.11.2019
Катя, задание (для объективности, непредвзятости и запрограммированности) формулируется так: Надо нарисовать большой круг на весь лист. разложить перед ним много разноцветных карандашей и попросить цветом выразить свое отношение к школе. Заполнять круг надо из центра. Предложить прислушаться к себе и взять карандаш того цвета, которым захочется рисовать первым. Заполняя круг, можно предложить вспомнить свои ощущения в школьном дворе, коридоре, классе, столовой, спортзале, библиотеке. Это из арт-терапии. Желательно делать индивидуально, а то просто начинают срисовывать друг у друга, собственных ассоциаций не возникает
21.11.2019
Спасибо, Марина! Очень хочется повторить)
21.11.2019
Кать, можно нарисовать свое сиюминутное настроение ))))
21.11.2019
Да, и самое главное - здесь надо забыть про КАК НАДО, про симметрию и похожесть на что-то, а делать просто КАК ХОЧЕТСЯ, как рука сама идет
21.11.2019
О, это Лёве можно не уточнять))). Он в жизни не будет делать как надо. Про настроение я знаю, но не в плане рисунка, а выбор цвета и т.п. Но мне именно про школу понравилось.
21.11.2019
Зато взрослым про забыть как надо раз 20 приходится повторять ))))
21.11.2019
Осталось только выкроить время, чтобы усадить Лёву за стол, а уроки делать не надо). Что-то мне даже страшно представить. Язык не поворачивается задержать его хоть на минуту за столом после всех часов. А на полу холодно рисовать.
21.11.2019
Да, Марин, соглашусь с Олей, так как у самой подросток, все это вижу, слышу.. ты не представляешь, какие разборки были в старой школе именно в 7 классе, именно у девочек, у меня волосы дыбом были.. и какими они словами выражились, и все это под соусом у меня же переходный возраст, мне можно🙈
20.11.2019
Лен, эти твои слова иллюстрируют какую именно мысль о книге? Только ту, что Соня кажется старше?
20.11.2019
Да, именно про возраст А вообще, скажу тебе честно, я бы эту книгу своей дочери не предложила.. А с Олей согласна, что такие Сони этотне редкость..
20.11.2019
Вот и я про это думаю. Я там ниже написала, меня больше всего напрягает, что она в черном свете видит все.
20.11.2019
Я считаю, что в этом возрасте надо больше светлого и позитивного, а такое надо читать, когда запаса хорошего в душе уже много, и есть чем противостоять.. а то моя почитает, и школу разлюбит))
20.11.2019
Лена, какая Полинка счастливая - она школу любит! ))
20.11.2019
Тьфу, тьфу, тьфу, чтоб не сглазить)) понятно, что уроки и она иногда тихо ненавидет, но в целом коллектив и учителя ей нравятся)
20.11.2019
Все предметы и темы любить невозможно ) Это нормально )
20.11.2019
Вот ты знаешь, мысли еще какие, про подростков, где та грань, где их надо понимать, со всеми их надуманными, и ненадуманными проблемами, прислушиваться, помогать, а где иногда встряхнуть, может даже жестко, чтоб они свои порой бесмыссленые проблемы не мусолили и не пестовали.. моя тут в Казань ездила, и им там про судьбу Цветаевой рассказали, и я вижу, ее реально поразило, шокировало, какие реально бывают проблема и какая бывает жизнь.. не знаю, к чему я, просто захотелось поделиться)))
21.11.2019
Да, как угадать кого вылизывать, кого встряхивать... И как помочь удерживаться в золотой середине, чтоб не скатывались к краю.
21.11.2019
Марина, я тебя расстрою. Или нет, не знаю. Такие Сони есть. И их много. Тебя удивляет, что ее не интересует ни один урок? Я, конечно, сужу по своей и по ее подругам, но у них это сейчас круто, показывать, что вся школа со всеми ее предметами - мука мученическая, трудовая повинность, которую просто надо отбыть. Они даже себе самим не признаются, что что-то их увлекло. А вот что нереально бесит - с большим удовольствием. Сейчас спросила у своей, какой урок из сегодняшнего расписания ей понравился. Знаешь, что ответила? "Как может физика, русский, химия и история нравиться?" Спросила, а какой вообще предмет нравится? Говорит: "ОБЖ. Сидишь - ничего не делаешь. И физкультура нормальная. Можно в мячик поиграть"))) И - да, это именно 7 класс(хотя моя в 8 уже). Они уже очень продвинутые и умные в этом возрасте. Только не в том направлении, в каком надо) Что касается истории, так Олейников работает в экспериментальной школе. Вполне возможно, что у них там своя программа.
20.11.2019
Оля, я понимаю, что признаваться в любви или даже в нейтральном отношении к школе не будет вслух ни один нормальный подросток - это для него как предательство себя, своей свободы. Но вот ТАК видеть весь мир? Всех, кто вокруг тебя? Понятно дело, что никто не хочет учиться, но школа - это же тусовка! Я, как любой нормальный школьник, тоже любовью к школе не пылала - без нее в 100 раз лучше. Но и ненависти не было. Единственное, что напрягало - это необходимость просыпаться и тащиться туда по темноте и морозу. А там уже никаких проблем. Там общение, там можно что-то замутить помимо уроков. Меня смущает Сонина социопатия. У твоей дочки есть подруги и они выдрючиваются друг перед другом - это нормально. Но неужели, даже при озвучивании нелюбви к предметам, они все ей настолько ненавистны? Как в этом можно жить? Психика работает так, что человек защищается, отгораживается, вытесняет все, ему становится нейтрально, пофиг, иначе съедешь с катушек. А у Сони вообще нет ни одного предмета, где она бы просто расслабилась, забыла о своей ненависти, о своем отторжении абсолютно всего. Ну чем ей география с мандаринкой не угодили? Это кто на нее такие черные очки надел? Школа? Одна только школа так постаралась?
20.11.2019
Да, я тоже воспринимала школу скорее как место, где можно потусоваться. Конечно, уроки нервировали, но то, что можно было пообщаться с подругами, вытесняло весь негатив. Но мне и учеба давалась легко. Алёне дается сложно - во-первых, поэтому ненависть к этому "желтому дому"))) гораздо горячее. А во-вторых, у них сейчас гораздо больше возможностей общения с друзьями помимо школы. Соцсети. Они там постоянно на связи, в школу ходить, получается, и незачем) А география с мандаринкой...У моего сына была математичка. Она им объясняла дроби на колбасе. Сначала они тихо ржали, а потом их начало тошнить от таких дробей. С колбасой вместе. Марин, они другие сейчас. Совсем другие. Они от нас отличаются гораздо больше, чем мы от своих родителей. И Олейников это поймал.
20.11.2019
Оля, я понимаю, что время идет, что они другие. Но ты сейчас говоришь не о Соне. Она-то ни с кем не общается. В соцсетях "все" постят всякую хрень и слушают всякую чушь. Она что с утра до вечера только свой рок слушает? И больше ничем не занимается?
20.11.2019
Да легко! И вот такие выпады против всех - нормально для них сейчас. И одиночек сейчас очень много на самом деле. Им есть куда уйти, внешне находясь на месте. И их не держит пионерская организация, которая всех обязывала быть членами коллектива) Мне кажется, главные мысли в этой книге - о том, что всё это проходяще, как бы плохо ни было сейчас - во-первых; что все разные, кто-то может жить в коллективе и радоваться жизни, а кто-то - нет - и это нормально - во-вторых; и что если у тебя вот так всё хреново - так это не только, оказывается, у тебя так. И эта книга не для нас. Она для них.
20.11.2019
Оля, при чем тут пионерская организация вообще? Она в эти годы была просто атрибутом школы, просто форма да и все. Эту мысль про все проходяще я поняла, слава богу, что он ее озвучил, но вот такая Соня вряд ли до нее додумается. И почему я считаю, что книга для взрослых - потому что родители сами воспитывают таких Сонь. Которые просто не могут быть среди людей, им некомфортно, их от этого ограждали, люди все какие-то "не такие". Ну ясное дело не такие, никто же не будет носиться с такой Соней как папа с мамой или специально нанятая няня. И эти дети просто не играли большой толпой ни в прятки, ни в догонялки, ни в кондалы... И не знают этой радости. Даже хором покричать им было негде и не с кем. В них же взращивали индивидуальность. И ты меня прости, но я не вижу ничего хорошего и нормального в том, что вот так - это у всех, а не только у тебя. И когда как не сейчас надо с этим что-то делать, иначе так всю жизнь и будешь от людей шарахаться, а у меня есть такие примеры...
20.11.2019
Пионерская организация волей-неволей вытягивала в общественную жизнь. Хочешь - не хочешь, но ты будешь участвовать в сборе макулатуры, пойдёшь на сбор отряда и сядешь у костра петь песни. Сейчас такой втягивающей силы нет. Да, родители во многом виноваты, им спокойнее, когда ребёнок не орёт и не лезет никуда, а тихонечко смотрит мультики и играет в игры на телефоне. Да, и из-за этого тоже такое вырастает. Но не только из-за этого. Даже при наличии неравнодушных родителей подростки найдут лазейку для ухода от действительности. Не надо опять навешивать на себя комплекс вины. Мы и так ими уже по уши обвешаны. А про нормальность я другое имела в виду. Представь, вот такая девочка Соня. Видит, что одна, что всё вокруг плохо, смысла в жизни нет, значит, она моральный урод... Чем может это всё закончиться? А тут почитала она эту книгу - и увидела, что бывает так не только у неё и что,оказывается, не такая она ненормальная. И что со всем этим можно жить!
20.11.2019
По-моему сборы макулатуры слишком мифологизированы вместе с песнями у костра ) Мы собирали ее раз в году. И один раз жгли костер в день Пионерии. А все остальное время просто вместе играли. Про мысль, что вот такая Соня возьмет прочтет и станет ей хорошо, все вокруг твердят как загипнотизированные, начиная с Гасина. А представь, что взяла эту книгу нормальная девочка, у которой со школой все нормально, и в какой-нибудь секции занимается и мальчик из параллельного класса ей нравится, и с подружкой есть о чем поговорить, прочитала она и стало ей ХРЕНОВО, в сто раз хуже, чем мне... Я понимаю о чем ты говоришь, но терапевтичность книги надо объяснять, обсуждать и т.д. А это с подростками совсем не всегда и не у всех проходит...
20.11.2019
У нас сборы отряда еженедельно проходили ) Что касается нормальной девочки, с чего бы ей плохо стало?
21.11.2019
У нас еженедельно проходили классные часы )) Ну мне же стало плохо... Если девочка нормальная, она ужаснется Сониному видению мира. Обыкновенная эмпатия.Я чувствую то, что ты чувствуешь.
21.11.2019
Марина, уходишь в демагогию) Давай тогда не читать Чучело? Кучу ещё литературы про подростков, которым плохо?Чтобы тонкую душевную организацию не нарушить?
21.11.2019
Да, ухожу. И я никогда не считала, что есть произведения, которые не надо давать читать. Я и про эту книгу так не думаю. Но понимаешь, Чучело я буду настойчиво рекомендовать всем, а эту книгу очень осторожно и с оглядкой. И кому-то вовсе не посоветую, ибо нефиг. А сформулировать разницу пока не могу
21.11.2019
Может, разница в том, что я все понимаю, что происходит с Ленкой. Она открыта миру. Просто так сложилась ситуация, что ее не поняли и не захотели слушать и понимать. А в Соне я этого не вижу. Просто понимаешь, она как будто живет во вражеском стане с защитной броней, опущенным забралом... И если это так, я понимаю что рано или поздно такой подросток начнет стрелять. Вернее, отстреливаться, потеряв адекватность и что-то нафантазировав.
21.11.2019
Ленка открыта. А Железная кнопка не под забралом? Вот она могла бы начать стрелять. А Соня - не-а. Ей было бы лениво...
21.11.2019
Нет, Оля. У Железной Кнопки куча тараканов, но она внутри школьного коллектива. Понимаешь, какие бы они ни были, плохие, хорошие, они вместе в классе. Да, они не умеют решать конфликты, они жестоки, но они живут в этом косячном мире и не уходят из реальности класса, погружаясь в нее с головой.
21.11.2019
А что ж она орала: "Тогда я сама вам всем объявляю бойкот!"? По сути, она такая же одиночка в душе. Просто существующая в другое время, в другом мире. Только воинствующая. А Соня - пассивная. Главная ее беда в пассивности и незаинтересованности.
21.11.2019
Оля, это мгновенная детская реакция на неприемлемое, травмирующее. А у Сони выбранная позиция, устраниться от всего происходящего. Неужели ее травмирует абсолютно все?
21.11.2019
Её не нравятся любые попытки пробраться в ее внутренний мир и выковырнуть ее оттуда. Ей там уютно. У нее там зона безопасности.
21.11.2019
Ну да. Я и говорю - ей никто не нужен, вообще. Уйдите все, я в домике.
21.11.2019
Мы пришли к тому, с чего начали) Ей никто не нужен. Ей ничего не интересно. И она такая не одна... Она - гораздо чаще встречающийся сейчас типаж, чем в свое время Ленка Бессольцева. И ситуация с бойкотом тогда была из ряда вон выходящей. А количество Сонь сейчас достаточно большое. В каждом классе хоть одна, да есть. Вот тебе и критический реализм. Типичный герой в типичной ситуации...
21.11.2019
Конечно, не одна - это результат нынешней меняющейся парадигмы воспитания. Всех бесила совковость и затирание личности, все жаждали воспитания и развития индивидуальности, упаси бог быть как все. Вот теперь все очень индивидуальны. Теперь бы им научиться безболезненно находиться друг с другом в одном пространстве.
21.11.2019
Согласна. Но книга-то хорошая, на злобу дня все-таки)
21.11.2019
На злобу дня, да. Но я пока не могу сформулировать свое отношение к ней правильно и точно.
21.11.2019
Будем ждать)))
21.11.2019
Да почему же? Сначала в детский сад в два года отдали,ребенок был в стрессе, детский сад не любил всей душой,на это никто не обращал внимания, потому что работать надо. Потом школа, сразу с таким настроем,что там скучно будет и плохо. И так по накатанной. Потом Соня вырастет и будет ненавидеть свою работу.
21.11.2019
Надя, а у меня прямо противоположные посылы и выводы ))) Не отдали в детский сад, не научились дети жить и играть друг с другом, не могут в коллективе выстроить отношения, найти для себя комфортную нишу, даже, если пребывание там неинтересно... Не находят для себя.ни одного "да, но" типа - да, скучно, но зато я научился рисовать на полях черновика лошадей. Да, но зато придумалось несколько фантастических сказок, да, но зато была отличная постановка в школьном театре и т.д. ВЫходит - куда ни кинь, все клин ((((
21.11.2019
Знаешь, я вообще думаю,что это все от недостатка внимания значимого взрослого изначально. Няня,детский сад-но не мама с папой,не любимая бабушка,не мудрый дедушка. То есть рядом с ребенком большую часть жизни те люди,которым по сути все равно каким этот ребенок вырастет. Потому что когда ребенка любят,это витает в воздухе. Даже,если родители много работают,но находят время поучаствовать в жизни ребенка(поделку смастерить, стихи для конкурса выучить, в шахматы сыграть, да даже сводить на День рождения друга)-это совсем другой ребенок. Он не боится ошибаться и проигрывать. А Соня боится. И поэтому ей все не по душе. Если ничего не делать и все отрицать, ты не ошибешься и не проиграешь. А, может,еще и сложной личностью прослывешь.
21.11.2019
И опять - да, но... )) Мама занималась-занималась, организовывала, делала все с ребенком вместе - он пошел в школу и в шоке от того, что все остальные его развлекать не собираются. Ведь таких масса. Про ошибаться и проигрывать - хорошо. Это про самостоятельность!
21.11.2019
Если мама развлекала,то она делала вместо,а не вместе.
21.11.2019
Отличное уточнение!
21.11.2019
Славянская чудо-юдология Творческое воспитание