Соня из 7 "Буээ"
отзывыПро девочку Соню я узнала ровно год назад на фестивале "Белое пятно".
Поскольку я на такие мероприятия попадаю очень-очень-очень редко, а вопросов по поводу издающихся современных детских книг у меня накопилось примерно с вагон, язык я с трудом удерживала за зубами. Хотелось комментировать каждую фразу каждого говорящего и через каждые две минуты задавать вопрос.
И меня страшно нервировало, что основная масса моих вопросов не могла адресоваться никому из присутствующих. Не, ну сами посудите, что мне могла бы ответить чудесная скромная и тактичная Галина Дядина на вопрос какого лешего ее прекрасные стихи иллюстрируют такими страшными картинками???
В общем, я чуть не подавилась четырьмя пятыми моего списка претензий, адресаты которых здесь не присутствовали, а одну пятую, кажется, довольно агрессивно торопливо озвучивала. Поскольку к Дядиной у меня никаких претензий не было - стихи ее я люблю пламенно и готова их читать с утра и до дивана, даже зажмуриваясь на страшненькие корявенькие иллюстрации, то Алексею Олейникову, пишущему детскую прозу, да еще и работающему в школе, можно было вывалить их разом, полным тазиком, тем более что он не производил впечатление трепетного и ранимого автора.
Ну я и взяла слово - чезафигня уважаемые авторы, почему прозаики пишут про заек и прочих зверей, а не про детей? Каждый год, говорю, к 1 сентября мы с друзьями ходим в баню составляем подборку книг для родителей первоклашек, так ведь герои этих книг тем родителям уже в дедушки годятся! Сколько можно советовать Баранкиных и Малеевых, где современные ученики? О, мне тут же предложили на выбор целую кучу учеников - и Цацики, и Эллу, и Николя! Но сначала Олейников искренне удивился: а зачем писать, если есть Носов, Драгунский, Михалков - читать не перечитать! Тут я искренне удивилась - это он серьезно? И я продолжала попытки его совратить ему объяснить, как такие книги необходимы детям, и ему сам бог велел такую написать, раз он работает в школе! Вообще, как честный человек, он уже должен был жениться согласиться, но он писать книгу про первоклашек не собирался и сказал, что у него в работе книга про девочку Соню двенадцати лет. Согласитесь, отговорка уважительная. И я отстала... А книгу про Соню стала ждать.
Весной книга появилась и превзошла все мои самые худшие опасения ожидания.
Я бы в жизни не догадалась, что это будет комикс! С тревожно-возбуждающе-угнетающей красно-черной цветовой гаммой. Что повествование будет в стихотворной форме. Да еще стихи будут звучать рэперским речитативом. Соня оказалась гораздо старше, чем я себе представляла, с гораздо большим набором проблем, чем думалось...
Вся книга - это Сонин монолог. Об отношении к школе - честно, резко и жестко.
Вызывает очень непростые чувства. Нужная книга? Однозначно - да. Дала бы я ее читать ребенку? И тут я зависаю... Я - сторонница самостоятельного и только самостоятельного чтения, самостоятельного проживания и переваривания прочитанного, тут вдруг начинаю сомневаться. Уж больно тягостное впечатление книга на меня произвела.
Начиналась она некоторым ерничаньем, довольно взрослыми каламбурами, сравнениями
и критическими взглядами на каждый урок.
Физика Соне неинтересна
Читать это трудно. Я все время возвращалась к названию - 7 класс. Это точно 7-й? По ощущениям - гораздо старше. Или это Соня "переросла" весь класс, а он потому и ощетинился? Неважно. Это мои домыслы. Но тут я переворачиваю страницу:
Когда я прочитала слово "Конец", была ошарашена... И все? И вот так книга заканчивается? Детская книга - и на такой безнадеге?
Но нет. Не зря Олейников работает в школе, работает с этими детьми.
Когда прочла его "Р.S." от имени Сони меня отпустило. Не совсем, нет. Но все же стало легче. Насколько легче? Не знаю... Я этот пост пишу три недели. Вернее - три недели все свободные минуты я открываю черновик и сижу над ним. Я злюсь. Я начинаю орать внутри себя, а потом что-то доказывать случайно подвернувшимся под руку. И неслучайно уводить рассуждения в эту сторону во время наших встреч в философском клубе.
Я листала-листала-листала книгу, пытаясь понять верю ли я ее цветовому решению.
И да, и нет. Я понимаю, что есть такие Сони, но меня занимает вопрос, насколько часто они встречаются. Вот с таким видением мира...
Мне кажется, что наименее травматичный, а для кого-то терапевтичный способ читать эту книгу - небольшими группами с последующим обсуждением под умелым модераторством.
Для чувствительных натур-семиклассников книга может спровоцировать проблемы. Соня взрослее многих своих ровесников.
А еще. Еще хочется пробежаться с этой книгой по всем соседним сообществам, где обсуждаются преимущества "социализации" детей без помещения их в социум, с призывом почитать, подумать и обсудить. Для взрослых здесь тем для размышления более чем достаточно.