Книжные разговоры 20.04.2020

Марина, спасибо за интересную тему, прочитала все комментарии. Мне кажется, наряду с неверно подобранными по возрасту и смыслу произведениями, наряду с методами преподавания (скучный разбор, навязывание мнения, оценки за «неверное» мнение) следует учитывать ещё и то, что любая супер-интересная программа всё равно не сможет увлечь всех учеников (особенно современных). Половине она будет неинтересна просто потому, что их интересуют другие вещи (насколько они связаны или не связаны с развитием вообще и с литературой в частности, это уже другой вопрос). Из личного школьного опыта (86-96 гг) могу сказать, что тот, кто сам по себе читал школьную программу, тот читал и дополнительную литературу. А кто выжимал из себя несколько страниц школьной программы для сочинений, тот не интересовался и дополнительной. По поводу изменения школьной программы, где-то читала обсуждение про добавление фэнтези и было много высказываний в духе «если добавят, то это автоматически станет неинтересным». Т.е. мне кажется, литература априори считается скучным предметом и закладывается это еще из родительского дома. Моральные терзания русской классики понемногу теряют свою ценность.
24.04.2020
Спасибо за комментарий, Оксан! Как всегда вдумчивый и обстоятельный. До последнего абзаца согласна во всем. А вот по поводу последнего, знаешь, я думала так же. Но 12 лет назад - видишь, даже время точное )) Просто у меня появился интернет, я неведомо зачем зарегистрировалась вконтакте по наущению дочери. И не поняла зачем. А потом обнаружила кучу литературных групп и бросилась их читать, обсуждать, писать комментарии. Была страшно разочарована и страшно удивлена. Разочарована - уровнем безграмотности, количеством ошибок в речи среди читающих людей. Но второе - тем, что публиковалась куча неточностей, искажений, путаница фактов, событий, имен, публиковались чужие портреты, документы. Это был какой-то кошмар. Сейчас с этим в интернете стало гораздо лучше. Уважающие себя ресурсы следят за контентом. Но второе, что меня удивило. То, что молодые люди все читали классику. Все восторгались Онегиным, читали Достоевского, Толстого, Булгакова. У всех любимые произведения были классическими из школьной программы. Честно, я обалдела. Читали классику, Коэльо и Вербера с Мураками. Как под копирку - Онегин, Война и мир, Идиот, Преступление и наказание, Обломов, Мастер и Маргарита, затем с большим отрывом Алхимик и остальные..... Никаких Двух капитанов и Островов сокровищ. Верна если упоминали, то все звали ЖУлем, что уже говорило само за себя. И разговаривая (аккуратно между делом в реале) тоже слышу про классику. И с придыханием. На все остальное видимо не остается времени. Я понимаю, что кто-то кривил душой, но ведь не все же...
26.04.2020
Как интересно, мне почему-то любители классики попадаются довольно редко, преимущественно в ДК. Но правда не могу сказать, что я её как-то особенно люблю, за редким исключением. Насчет ВК у меня тоже есть интересное наблюдение. Я читаю группу Лего. И мужчины 40+ все пишут грамотно. Молодёжь 20+ допускает ошибки. А младше 15 - ошибка на ошибке и ошибкой погоняет плюс агрессия. Это не к литературе, просто к слову.
26.04.2020
Мужчины 40 лет учились еще у советских педагогов, которые, несмотря на нововведения с фонетикой и звуковым анализом слова все-таки чувствовали и знали, на что нажимать сильнее, а чем разумно пренебречь, слегка коснувшись. А следующее поколение педагогов уже строго придерживалось программы, не очень заморачиваясь тем, что у детей сбиваются настройки запоминания образа слова. И про любителей классики - видимо, они, если и не настолько любители, то просто другого художественного почти не читают.
27.04.2020
Соглашусь и с первым, и со вторым.
27.04.2020
По поводу чтения современных писателей. Закончила школу в 2006, самый современный автор, которого читала на тот момент это Андрей Дементьев. Много позже узнала, что любимый Кир Булычев тоже еще жив и творит, значит, можно отнести к современным и его. Все. Долгое время думала, что российская проза это уровень Донцовой (кстати, не читала, но осуждаю))) ). Потом открыла для себя российское фэнтази. И только в ДК я узнала о таких замечательных авторах как Михеева, Дашевская и другие. Считаю, что их произведения вполне можно включить в программу.
23.04.2020
Крапивин тогда продолжал писать и активно издавать и переиздавать свои книги. Мы как раз тогда спокойно добрали все, что не удалось "поймать" и купить раньше. Но в целом тогда и не писалось ничего современного, в смысле актуального, вся литература была сплошь коммерческой. Дочь стала читать фэнтези, а я не могла читать ничего. Нашла Мурашову, кажется в 2012 году. Аннотация гласила, что это новый автор, которого можно поставить рядом с Крапивиным. Я прочла Класс коррекции и разочаровалась - опять сказочка-фэнтези! Потом прочла Барабашка это я! и Обратно он не придет. недавно переизданную Волчком. Вот последняя, написанная когда-то первой, понравилась. Потом нашла Я хочу в школу! Жвалевского и Пастернак. С этих книг и началась для меня современная детская литература. Дашевская появилась в 2014 - с электронным сборником-финалистом Книгуру "Около музыки". Михеева издается с 2009 года. Я с 2000 до 2014 года бродила по пустыне и ужасалась... Я писала про этот свой многолетний зверино-степановский ужас. В сущности современной детской литературе всего-то лет десять.
23.04.2020
Про Крапивина я тоже узнала только здесь. Радует, что сейчас появились хорошие детские писатели, которых с детьми можно читать и обсуждать.
23.04.2020
Вспомнила в тему. Есть же подкаст "Книжный базар" про книги. И одна из ведущих, говоря о конкретной книге, рассказывает кучу житейских историй с этой книгой связанных. Например, она рассказывала, как Бронте посвятила "Джейн Эйр" любимому писателю Теккерею и из этого вышел знатный скандал. Вот таких историй, имхо, еще на уроках литературы не хватает. Очеловеченных.
22.04.2020
В свете последних событий и новых тенденций в образовании, даже те крупицы, что есть сейчас, будут вытеснены ссылками и канцелярскими текстами "данная книга содержит..."
22.04.2020
Добрый вечер, Марина! Я думаю, что программу школьную нужно "подвести" под возраст читателя. Чтобы произведения находили в сердцах их какой-то отклик, а не казались скучными и нудными. Опять же, из своего опыта: "Евгений Онегин" в 15-16 лет- это самое то, время влюбленносей, выбора, безответных чувств! "Мастер и Маргарита" в 10-м, тоже: время исканий себя в этом мире, попытки подростка разобраться что есть добро и зло... Поэтому многие об этих произведениях школьный программы вспоминают, как понравившихся, интересных. А вот "Отцы и дети"- я помню как мучила этот роман, не читала, не интересно мне было, выискивала куски текста, чтобы состряпать хоть какое-то сочинение. А прочла, будучи уже взрослой, наложилось чтение на мой, уже взрослый, опыт- совсем другое восприятие, полный восторг! Вот старшему моему в 6 классе "Алые Паруса" задали, а я их недавно совсем читала, и понимала, что он мучиться будет при чтении- язык у Грина непростой. Но учительница, видимо предвидя это, фильм им включала на уроке. А потом они "Уроки французского" читали, вполне по возрасту, но, на мой взгляд как-то опять не с той стороны зашли: вопросы были всё про учительницу- "зачем? почему? каким образом?" Да как же они поймут взрослую женщину, её стремления, вы зайдите с другой стороны, про мальчика те же "Зачем, почему, как повлияло?" мальчик-то детям ближе, он понятней, о нем больше в сердце останется. Это, конечно, только мой дилетантский взгляд, я не филолог, я биолог, и понимаю, что многие филологи и рады что-то поменять, да стандарт не пускает...
20.04.2020
Мастера и Маргариту я и сейчас одолеть не могу ((( И наверняка многие просто фильм смотрят, как и Войну и мир, Тихий Дон и Обломова. Отцов и детей я тоже не прочитала тогда, хотя Тургенева читала много и он мне в целом нравился. Про Алые паруса не знаю, я когда-то была разочарована, ожидала чего-то большего, а оказалась простенькая история... А вот про Уроки французского согласна с тобой. Именно через себя, через свой детский опыт нужно учиться понимать прочитанное. Такое впечатление, что все принимавшие стандарт не имеют ни малейшего представления о возрастном восприятии.
20.04.2020
Ну, Марин, ты меня удивила. Ты серьезно не знала, что 1. за пределами школьной классики литературы не существует, 2. мнение о прочитанном должно строго соответствовать озвученному канону? На этом же вся школьная литература стояла и стоит. А то и стоять будет. :( Все это очень грустно. Хотелось бы, чтобы ситуация менялась. Чтобы на уроках литературы говорили о разных книгах, чтобы дети могли выбирать, что прочитать и обсудить, чтобы учились отличать стили и жанры и пользоваться ими. И долой оценки по литературе, так как предмет этот не про правильное и неправильное.
20.04.2020
Про первый пункт серьезно не знала! Слышала, но считала, что шутливое патетическое восклицание. Ну а второй пункт у разных учителей все же варьировался. Видимо железная непреклонность вошла в программу именно с введением ЕГЭ. В мое время у многих учителей аргументированная собственная позиция приветствовалась. То есть можно было сказать, что образ Печорина трактуется так-то и так-то, но лично я считаю, что он просто козел. Учитель видел, что канон знаешь, а насильно полюбить не заставишь, и не убивался по этому поводу. Очень согласна с последней фразой.
20.04.2020
Да, учитель значит очень много. Я вот еще внимание обратила на довольно своеобразную трактовку понятия "современные писатели". В моем понимании, современный - это активно пишущий и сейчас. А школьники иного мнения.
20.04.2020
От исследователей я услышала другую трактовку "современного" - это актуальное сейчас. То есть романы, изданные после лежания в столе долгие годы, которые стали издаваться и читаться - это все современное. Вся перестроечная литература была современной.
20.04.2020
Возможно. На этот счет разные мнения, кто-то пишет, что с 80-х годов, кто-то с 90-х. "Актуальный" вообще размытое понятие.
20.04.2020
И еще был вариант - это произведения, которые были написаны в годы жизни читателя. То есть для школьников современная лит-ра это исключительно написанное в 21 веке, а для моей мамы - начиная с военных лет...
20.04.2020
Ну не соглашусь по поводу убрать оценки. Очень даже многое можно разделить на правильное-неправильное. Анализ литературного текста (с определением темы-основной мысли - изобразительно-выразительных средств), характеристика персонажа с подбором цитат, анализ стихотворения со стихотворными размерами и поиском всяких эпитетов-метафор-сравнений, сочинения, в конце концов! У наших еще время от времени тесты проводят, видимо, проверяют, читали ли дети оригиналы. Но тут доходит до идиотизма, когда спрашивают, например, о количестве канделябров на стенах или (из последнего), что говорил Башмачкин, когда делал ошибку в документе, и варианты: Эх! Ах! Ох! Чёрт!
20.04.2020
А как можно объективно характеристику героя оценить? Особенно героя многогранного. Каждый читать ведь свое увидит. Можно зачетом/незачетом, наверно, по факту наличия подтверждающих цитат. Но оценками сложно. То же самое с главными мыслями произведения, переломными моментами и т.п.
20.04.2020
Выдвигаем тезис - подтверждаем поступками,цитатами. А как иначе? И почему объективно? Научись свой субъективный взгляд подтверждать. Сказал,что Печорин - козёл, будь добр,подтверди примерами из текста. Нет подтверждений? Либо тезис неправильный был, либо доказать его ты не можешь. В любом случае заслуживаешь неуд. Школьники - такие существа, которые без оценки пальцем не пошевелят. Может быть,не все,но подавляющая масса. И урок литературы превратится в " мне понравилось - а мне нет".
20.04.2020
Ну так ты найдешь цитаты,подтверждающие, что Печорин козел, а для учителя эти цитаты совсем о другом. И ты просто "не поняла замысла автора".
20.04.2020
Вот именно,что в конце концов всё сводится к учителю... Я в своё время доказывала в сочинении,что Печорин - козёл) Учительница была, может,и не идеальная,но давала шанс любому мнению. За сочинение поставила 5. Именно за то,что всё было подтверждено и тема раскрыта. Тема была "Моё отношение к Печорину".
20.04.2020
Ну да. А нет оценок - нет страха перед "неправильным" мнением.
20.04.2020
Да ладно. Нет оценок - нет страха перед невыполненным заданием. Никто не кинется читать, никто не будет работать с текстом, никто не будет обдумывать,что он скажет на уроке. Нет оценок - нет предмета.
20.04.2020
Не, ну зачет-незачет в этом случае вполне себе стимул для работы
20.04.2020
Мне кажется, маловато. Так и будут работать на троечку.
20.04.2020
А сейчас на что работают? Прочитали короткую версию, выучили правильное мнение.
20.04.2020
И сейчас плохо работают. Только отмена оценок не улучшит ничего. Только ухудшит.
20.04.2020
Снимет необходимость выдать правильное мнение. Оль, ты кем работаешь?
21.04.2020
Не снимет. Если учитель не захочет. Логопед я.
21.04.2020
О, прекрасно. Представь, что тебе за каждое твое занятие родители выставляют оценки. Не верю, что тебя это простимулирует работать лучше.
21.04.2020
Настя, вот я тоже так считала, и даже разговаривала со своим бывшим воспитанником. Он хорошо учится, для него оценки значат достаточно много в самоощущении, в формировании самооценки, хотя при этом он тоже очень озабочен тем, чтоб не прослыть "ботаном" и потому позволяет себе всякие идиотские типа "крутые" штучки. Его очень фрустрирует безоценочная тестовая система, ему не хватает подкрепления, хотя он всегда очень легко входил в любую компанию, располагал к себе дружелюбностью. Недавно нашел свой старый дневник за третий что ли класс, листал его, так младший брат (отличник. 2 класс) потрясенно и восхищенно воскликнул: - Даня!!! У тебя были НАСТОЯЩИЕ пятерки!!!
21.04.2020
Это привычка. Его же не фрустрируют занятия, например, с репетитором, где нет оценок. Или занятия на курсах.
21.04.2020
С репетиторами занимаются чтоб получить потом более высокую оценку... И потом это даже не привычка, это основа, стержень, на котором строилась школа последние 300 лет. Это же не кот начихал, это коллективная мировая память.
21.04.2020
Ну да, 300-летняя привычка. От такого сложно отказаться.
21.04.2020
Репетитор сам себе будет двойки ставить, признаваясь в собственной неспособности научить?
21.04.2020
Учитель вот ставит, не переживает, что это его неспособность :)
21.04.2020
С репетитором другие экономические отношения) На учителя найдется проверяющий.
21.04.2020
Эт верно.
21.04.2020
В сущности,так и есть))) Хотя у меня всё-таки чувство ответственности и самоконтроля развито получше,чем у школьников. Настя, навязывать своё "правильное" мнение можно независимо от оценок. А заставить школьников работать без стимуляции оценками весьма проблематично.
21.04.2020
Сущность - все-таки иное. Нас всех так или иначе оценивают, но оценки не ставят. И я не видела еще человека, который об этом жалеет. Я согласна, что мнение можно навязать. Но навязать его куда легче, когда есть оценочный критерий.
21.04.2020
Вот не спится тебе с утра пораньше! Настя,у меня ребенок- подросток. И я вижу, что без оценок она ни фига делать не будет. Сейчас учителя дают задания в электронном дневнике, в том числе,ссылки на видеоуроки. Если надо этот урок, например,законспектировать или ответить по нему на вопросы на оценку,это делается. Если нет - "мам,ну за это же оценку не поставят, зачем это делать?" Учитель истории даёт задания обязательные для выполнения и из разряда " по желанию", но только на дополнительную оценку. Иначе делать не будет никто.
21.04.2020
Мне про это же говорят родители учеников с 1 по 8 класс... ((( Да я сама такая же была ) Зачем учить на завтра, если тебя сегодня спросили?
21.04.2020
Это показатель качества нашей нынешней школы, разве нет?
21.04.2020
Школа - это социальный институт, это государственная система встраивания ребенка в жизнь общества этого государства.
21.04.2020
В Союзе так и было. Программа была заточена под актуальные общественные задачи. А сейчас она с этими задачами очень слабо коррелируется.
21.04.2020
Потому что государство не знает что делать с этим обществом - пускай бы оно само как нибудь безбедно жило, ничего от власти не требуя и исправно платило налоги. Поэтому и обучение детей отдано на откуп родителям - хотите сами учите, хотите водите в школу. Сейчас вот еще расходы сократят, переведя на он-лайн обучение, даже не подготовив надежную платфому. Зачем? Как-нибудь сами решат проблемы.
21.04.2020
С утра читается хорошо. Все спят, я читаю :) У твоей дочки хобби есть? Наверняка, есть. Она же им не за оценки занимается, а за интерес. А школа наша, да, вот такая школа. Настолько интересное и актуальное заведение, что только кнутом привлечь можно.
21.04.2020
Школьный предмет в качестве хобби? Да ты идеалистка)))) Ну не будет этого никогда. Потому что невозможно. Как построение коммунизма. Потому что не может каждый предмет интересовать. Мою вот никакой не интересует настолько,чтобы без стимула-оценки им заниматься.
21.04.2020
Я тебе просто показываю, что стимулом к деятельности может являться не только оценка.
21.04.2020
Может. Но не в школе.
21.04.2020
Может и в школе, просто не в такой.
21.04.2020
Насть, ну хватит. Ты же сама в это не веришь. Любая школа - это работа, труд. И как взрослые не будут работать, если им не дадут за это зарплату, так и дети без зарплаты в виде оценок тоже работать не будут.
21.04.2020
Еще как верю. И очень надеюсь, что мы пойдем по пути финов, у которых оценок нет класса до 6го. Пока. Зато есть методики самооценивания, которым в школе учат.
21.04.2020
Я давно поняла, что тебя не переспоришь))) Не пройдем мы по финскому пути . Менталитет не тот. Пинка требуется давать постоянно)))
21.04.2020
Не пойдем. Но не поэтому. Просто наши государства ставят перед школой совершенно разные задачи.
21.04.2020
Ты же знаешь, что оценки в 1м классе у нас уже отменили? И есть альтернативные классы, где их не ставят в младшей школе вообще? На бб есть Светлана, у которой ребенок в таком учится. Говорит, отсутствие оценок устраивает. А почему ты хочешь меня переспорить? У меня есть свое мнение, у тебя свое. Я же не хочу непременно тебя переспорить ;)
21.04.2020
Знаю. У меня же дети учились в 1 классе. Для 1 класса, когда контроль практически полностью за родителями,годится. Дальше - нет. Если только родители не продолжают тотальный контроль. Кстати, отсутствие оценок в 1 классе тоже весьма условно. Дети все равно их получают. Только в виде звёздочек, цветочков и т.п. Ну или в виде смайликов.
21.04.2020
Не везде, от учителя зависит. Как и многое другое.
21.04.2020
Вот круг и замкнулся. Всё зависит от учителя.
21.04.2020
А теперь продолжим - учителя нет, есть маршрутный лист на почте, несколько ссылок на разные ролики и критические статьи и задание. Ииииииии?????
21.04.2020
И что? Садись и делай.
21.04.2020
Ну сделал, ну пришла оценка или слово "зачтено"... Зависимости от учителя нет. Он как-то практически устранился. От чего/кого зависит качество обучения?
21.04.2020
Я не пойму,чего ты от меня хочешь сейчас.Честно. Ты про дистант? Ну так кто-то составляет этот маршрутный лист, формулирует задание и оценивает ответ. Разве это не учитель?
21.04.2020
Да, Оль, я про дистант. Мы говорим-говорим и с разных позиций упираемся в то, что все зависит от учителя. А дистант учителя изымает. Пусть постепенно, не сразу насовсем, но изымает... На место учителя встает родитель и отношения учитель-ученик коверкают детско-родительские отношения. Мой брат однажды обнаружил, что дети не знают математику. Занимался с ними месяц, наверстали. Племянники, сами уже родители тот месяц вспоминают с ужасом. Но это уже другая тема. Просто тоже покоя не дает.
21.04.2020
Ну тут мы ничего вообще поделать не можем.
21.04.2020
Насть, я тоже сомневаюсь и даже не потому, что так "положено", уставом школы прописано. Даже если сейчас оценки отменят, мы все равно САМИ начнем воспроизводить то же самое, мы не можем по-другому, это вшито в психику, в структуру личности. Ну нет в детсаду оценок, но есть солнышки, смайлики и прочая дребедень. Отменят смайлики, придумают что-то еще - те же яйца, только в профиль.
21.04.2020
Это я согласна, тут подход перекраивать нужно. Учить иным методам оценивания. А это уже утыкается в финансирование, в качество обучения учителей, в отсутствие конкуренции в профессии. В общем, в ближайшее время изменений не ждем.
21.04.2020
Мне тоже кажется, оценки необходимы - иначе нет учебного процесса. Но вот субъективные моменты из критериев оценивания должны уйти - все эти "главные мысли произведения", "характеристики персонажа" - все эти сомнительные, субъективно-оценочные вещи, возводимые в ранг постулатов.
20.04.2020
Я думаю, что все эти главные мысли, замысел автора, "ах/ох/эх" и существуют потому, что их легко проверить и оценить. Идентичен образцу - пять, нет - два. Оценить же оригинальную мысль - сложно, нет критериев оценки.
21.04.2020
Я уже давно просто убеждена, что школьная программа после всех реформ выстроена не по принципу дать детям то, что важно и необходимо, что будет им объяснять и структурировать мир, в который они входят, а то, что легко и удобно проверяется компьютером, легко оценивается Программа составлена для максимального удобства оценивания как "знаний" ученика, так и "работы" учителя. А учебный процесс теперь имитируется подгонкой под эту систему оценок.
21.04.2020
Согласна. Но, имхо, и до реформ было то же самое. Когда я училась уже точно было. Ситуацию мог спасти хороший учитель. Но, ты права, на всех хороших не хватает.
21.04.2020
Соглашусь с тем, что школьная литература формирует чувство вины. А еще оставлю свою небольшую историю. Многие произведения нужно перечитывать во взрослой жизни, но после того, как тебе "надавали по рукам" за своё личное мнение, то уже желания такого вряд ли возникнет. Помню, как я пришла в новый класс. В 10 классе было перераспределение, меня взяли в сильный класс, где много было собрано учительских детей. Учительница по литературе для меня была неизвестной, но я думала, что в сильном классе должен быть педагог другого формата. На первых же уроках она начала прощупывать новеньких, задала по произведению вопрос: " Что вы думаете...?". Подняла меня, я ответила. А она сказала: "Неправильно ты думаешь" Как же так? Как же было неприятно. В моём предыдущем классе учитель себе такого не позволял. В следующий раз я отвечала: "Не знаю" и тогда никакого обвинения в свой адрес я не получала. Остальные ученики поняли, что ответить "не знаю" проще всего и тогда учитель вела урок, разговаривая сама с собой. Два года я провела в новом классе и все два года с теплом вспоминала свою прошлую учительницу по литературе. Не всем везет с педагогом. Литература такой предмет, что мало учителю разговаривать о вечном, надо еще и своим поступком подавать пример детям.
20.04.2020
Ну вот... против статистики и сказать нечего... Печально это все конечно. Но хорошо, что был хороший учитель, все равно повезло, даже если недолго был.
20.04.2020
Как раз хороший учитель был долго: с 5 по 9 класс, как раз она-то и смогла привить любовь к книгам.
21.04.2020
Не знаю, надо ли менять школьную программу - потому что не в курсе, а какая сейчас программа. Вот из ролика узнала, что, оказывается, сейчас "Тихий Дон" в программе, а 30 лет назад мы "Мать" Горького читали... Вообще, по моему убеждению, изменения должны быть не количественные - что-то убрать/что-то добавить - и суть не в том, какие именно произведения останутся. Главное - метод преподавания предмета. Чего мы, собственно, ждём от предмета литературы? Формирования навыка чтения? - это начальная школа. Прививание вкуса к чтению? - это не задача школьной программы, на мой взгляд. Ждём ли мы, чтобы школьный курс биологии, физики, математики привил ученику любовь к биологии, физике или математике? В идеале - да, конечно, но мы живем не в идеальном мире, чудо-учителей на всех не хватит, так что основная цель школьного курса, на мой взгляд - это дать представление о литературе страны, в которой ты живёшь, сформировать навык анализа текста. Поэтому рассуждения про удовольствие от чтения, мне кажется, как-то вообще не очень в тему. Кто-то получает удовольтвие от решения задачек, кто-то - нет, но математику в объеме школьной программы нужно знать всем. Для меня самое непрятное в нашей школьной программе по литературе - это невероятное количество отвлеченно-нравственных рассуждений - который нужно производить НА ОЦЕНКУ. То есть - нужно как бы ЛЮБИТЬ классику на оценку. Именно этот подход, по-моему, нужно менять. Уходить от воспитательной роли предмета литературы. Еще один момент - патриотический. Вот это бытующее убеждение, что если с младых ногтей впихивать в ученика побольше описаний родной природы, деревенской, понимаешь, прозы - то он навеки полюбит родные берёзки, и не нужен ему будет берег турецкий. Эффект обратный - дети начинают тихо ненавидеть подобные тексты. (При этом я считаю, что зарубежную литературу впихивать в программу не надо - учиться лучше на примере родного языка). А про архаичность языка, сложность классических текстов и т.п. - я совершенно не могу согласиться. Учиться и должно быть сложно, это же аксиома, - иначе ты не движешься вперёд. Если вдруг интересно - я могу показать программу французских десятиклассников, чтобы оценить уровень сложности текстов. На мой взгляд, он очень и очень высокий.
20.04.2020
интересно про фр программу в старшей школе. Мы в начальной школе. Мне удивительно, что тексты (книги) читаются современные исключительно. Поэзия какая-то переводная на фр, а не родная. Т.е. нет вот этого "культурного кода", как в России в школе - произведения одних и тех же авторов-классиков русских или советских, которые из поколения в поколение изучают в школе.
20.04.2020
В Италии аналогично. Но в 5 классе (10 лет) список внезапно включил общемировую классику Жюль Верн-Стивенсон. Внеклассного чтения нет, предмета Литература нет. Все читается в рамках предмета Родной язык с ответами на вопросы по тексту.
20.04.2020
Вот и у нас так же. Я бы назвала предмет "понимание теста", но никак не "литература".
20.04.2020
Я сейчас напишу мини-постик, а то в комментарий не поместится. Про нач. школу - точно, мои тоже читали какие-то, как мне казалось, совершенно необязательные проходные тексты, я всё недоумевала - а как же нетленка? При этом там стояла задача анализа на простом материале - кто герои, какое место действия, кто чего хочет, кто на кого обиделся и почему и т.д. У них были и "программные" вещи - Лафонтен, конечно же, как без него, Шарль Перро, Альфонс Доде. Рассказ Чехова даже читали в СМ1. А вот поэзия была исключительно французская и франкофонная - помню, учили наизусть "Карнавал" Теофиля Готье, "Альбатрос" Бодлера, Le temps a laissé son manteau Шарля Орлеанского, опять же Лафонтена, Жака Превера, Робера Десноса - это всё в начальной школе.
20.04.2020
но вот мне не хватает рассказов Носова, детской поэзии Барто, Михалкова... рассказов о родной природе Бианки, Снегирёв... во французском исполнении. Детской классики, короче. Даже не знаю, есть ли она. Мои походы в библиотеку особым успехом не увенчались. В школе тоже всё не то читают.
20.04.2020
Лан, у нас тоже почти не было детской современной классики. Были Филипки с Акулами, Ванька, Белолобый, Дети подземелья. Совершенно ниочемные на детский взгляд тексты о природе. Их даже рассказами не назовешь. Именно тексты - для диктанта. Их другим тоном и не прочтешь.
20.04.2020
Да? Я думала, эти ставшие классическими тексты из детства еще моих родителей.
20.04.2020
а списки для внеклассного чтения вам в начальной школе давали какие-нибудь?
20.04.2020
Списков не давали, но каждый год рекомендовали подписку на Ecole des Loisirs - их коллекции четко разбиты по возрастам (от 3 до 5 лет, от 6 до 8, от 9 до 11, 12+) и большое число текстов оттуда уже вошло в традиционный детский круг чтения, так что можно сказать, что это и есть в определенном смысле современная детская классика.
20.04.2020
А поэзия детская? Про природу мне предложили только энциклопедии. Они есть очень классные, но это все же иное.
20.04.2020
Поэзия - для малышей есть огромное количество comptines - и игровые, и обучающие, шутливые, всякие-разные. Потом - Жак Превер, Морис Карем. Потом - сборники "Мой первый Гюго", "Мой первый Верлен" и т.п., есть разные детские сборники именно больших авторов - они начинают читаться уже в начальной школе, как у нас учат Пушкина, Блока... Аналогов нашей воспитательной детской поэзии, разумеется искать нет смысла - у всех свои традиции)
20.04.2020
Комментарий удален
20.04.2020
Comptines чудесные, но это для малышей. "Большие авторы", которых вы назвали , мне тоже знакомы. Да, именно детской поэзии хотелось бы, а не "мой первый Пушкин", т.е Гюго) значит, нет такого. буду знать, спасибо.
20.04.2020
А вы не можете что-нибудь конкретное посоветовать, что вашими детьми в 9 лет с удовольствием читалось?
20.04.2020
У них довольно разные вкусы - дочь в 10 лет уже читала "Трёх мушкетеров" запоем, а сын в этом же возрасте не расставался со "Spirou et Fantasio". С удовольствием обоими читалось Пьер Грипари ("Сказки улицы Брока", "Колдунья с улицы Муфтар" ...), книги Жана-Филиппа Арру-Виньо - и про семейку Жанов, и "Расследования в колледже", книги Кеннета Оппеля (Brise-Ciel, Fils du Ciel...), Мишель Пейвер ("Chroniques des Temps obscurs"), Гарри Поттера они открыли для себя как раз в 9 лет по-французски, по-русски потом не смогли ни читать, ни смотреть фильмы Роальд Даль, конечно, рисованные книги Delphine Perret (Moi, le loup et le chocos ...etc), Emile Bravo (Les contes des 7 ours nains...), Benjamin Renner (Le Grand Mechant Renard, Un bébé à livrer...) надо ещё у них самих поспрашивать)
20.04.2020
спасибо.
21.04.2020
Со всем согласна! Именно надо менять методику. А нравственные рассуждения на оценку - это как раз и есть дисциплинирование. Учителя уже приняли это и распространяют дальше по нисходящей. Т.е. выходит, что функцию бывшей партийной идеологии теперь стал нести предмет литературы...
20.04.2020
Я школу давненько закончила,но литературу как урок любила, но у нас был отличный учитель и на мой взгляд именно профессионализм учителя может во многом повлиять на любовь или не любовь к классике, как её подать, на какие моменты из произведения сделать акцент и и др. А зарубежная литература появляется в списках чтения на лето, тот же Гарри Поттер, Нарния ,правда в ущерб советского,например Тимура и его команда, что тоже считаю неправильным
20.04.2020
Пока таких отличных учителей на всех не хватает, увы...
20.04.2020
Дочитаю позже) Сразу "дисциплинирование с помощью школьной литературы". Это же очевидно. Когда пишут: "ребенок обязан прочитать 5 страниц в день" или "телефон после чтения" - это и есть дисциплинирование. Я очень сомневаюсь, что ассоциации с процессом чтения ("положительное подкрепление дрессировки") сформируются положительные. Возникает вопрос, что важнее: удовольствие или количество, количество или качество...
20.04.2020
Соглашусь. Весь прошлый год, опрашиваемые мной дети и взрослые (включая учителей) на вопросы о любви/нелюбви к чтению и выборе книг рассказывали о количестве слов в минуту и количестве прочитанных страниц (((
20.04.2020
Это очень сложный вопрос. С "прочитать 5 страниц" я тоже не особо согласна, потому что, во-первых, 5 страниц бывают разные. Моя почти нечитайка как-то за вечер несколько раз по 120 страниц "Перед моим домом" прочитала. Это, конечно, много в любом случае. Но это совсем не те 120 страниц, которые может прочитать взрослый. Во-вторых, каждый ретро читает по-разному. Кому-то 5 страниц будут мучением, а кто-то 25 прочитает и ещё попросит. У нас в школе учительница первого класса настаивает, чтобы дети читали по 10 минут в день - всё равно, сколько они за это время страниц прочитают, и что они читают, хоть просто буквы. А насчёт "телефон после чтения" я даже за... В том смысле, что сначала дело, а потом развлечения. У нас мультики после чтения строго. Может, я и не права, но пока не представляю, как организовать регулярное чтение без этого условия... Пока дочка нормально реагирует нормально...
20.04.2020
Я в принципе против насилия чтением в любом виде. Хоть измеряемом страницами, хоть временем.
20.04.2020
Мне Ваш подход понятен и близок, но я согласна и с учителем и отношусь к этим 10 минутам, как к урокам. Пока они не сделаны, я тоже не разрешаю что-то смотреть или играть (если они не выходят за рамки обычного времени на уроки).
20.04.2020
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
Книжные разговоры 13.04.2020 Книжные разговоры 27.04.2020. Мой личный хэштег