Книжные разговоры 20.04.2020
Книжные чаепития (сюда не пишем)Снова понедельник - весенний, солнечный, с голубым небом и первой нежной зеленью за окном. А мы опять о вечном )))
Сегодня я хочу поговорить о том, о чем мы уже многократно говорили и обсуждали, но тема вечная, поэтому говорить можно бесконечно - о программе предмета литературы в школе. Что формирует у школьника изучение классической литературы. Как он на выходе из школы относится к литературе и чтению.
Я хочу разместить здесь видео - рассказ Л.Ф.Борусяк (социолог, ведущий научный сотрудник МГПУ) о социологическом исследовании. Мне оно кажется ОЧЕНЬ любопытным. Результат исследования впрямую касается наших интересов. Здесь речь больше идет о школьной программе по литературе, но делаются выводы о ее влиянии на чтение вообще.
Обратите внимание на формулировку: дисциплинирование с помощью школьной литературы. Вряд ли мы об этом задумывались, споря о воспитательных функциях классики.
Материал исследования:
1. Проведен опрос 700 10-11-классников из 12 городов
2. 630 000 аккаунтов сети Вконтакте, в которых есть упоминания о круге чтения (выбраны из 6 000 000 аккаунтов)
И результаты:
Школа формирует представление о том, что русская классика имеет высокую ценность, но несомненная очевидность этого уже начинает проблематизироваться (любопытно, что пока озвучивают это только мальчики), что русская классика - это основа культуры и потому она всегда современна.
**************************************************************************************
Зачем читать классику
**************************************************************************************
Читают ли современную русскую литературу?
***************************************************************************************
Любимые современные зарубежные авторы
****************************************************************************************
Нужно ли изменить школьную программу?
***************************************************************************************
Оказывается вот так обстоят дела.
Что отметила лично для себя:
Поскольку с произведением знакомятся не по текстам, а по другим источникам, в основном кратким изложениям, понимание что такое чтение несколько размыто.
Школьная литература успешно формирует у девочек чувство вины.
Страх испортить несформировавшийся вкус чтением внепрограммной литературы.
*** Вот это для меня ошеломляющее открытие - что школа открытым текстом не допускает "постороннего" чтения, пока не одолел всю классику. Как это возможно, не убившись об нее, я себе не представляю.
Готовность отказаться от личного мнения о прочитанном или вообще его не формировать, принимая то, что скажет учитель, как единственно верное.
Успешно сформированное представление об авторитетной инстанции, которая "все знает".
Наконец-то открыто сказали об отсутствии идеи удовольствия вообще в русской культуре.
Ну и собственно тема сегодняшнего разговора - что об этом всем думаете?
Давайте поговорим.
Жду вас в комментариях