Книжные разговоры 24.08.2020

Марина, спасибо за интересную и важную тему и обсуждения (сама не могу пока поделиться опытом). Соглашусь, что книги определенного душевно-морального плана читающий ребенок пусть лучше прочтет самостоятельно.
28.08.2020
Спасибо, Оксана. Как хорошо, что есть разделяющие эту точку зрения в другом поколении. Хорошо, что тема кажется важной. Всю неделю думаю об этих разговорах, друзей опрашиваю, вчера разговаривали. Как все быстро меняется - крапивинские мальчики остались в прошлом, они сейчас выходят на пенсию...
29.08.2020
Всё действительно меняется очень быстро, я недавно была в компании тридцатилетних и почувствовала себя такой древней со своими убеждениями и взглядами. И крапивинские мальчики остаются в прошлом... Недавно как раз читала Наташин пост про "Трёх мушкетеров", где поделилась с ней мыслью о том, что наше поколение, пожалуй, было последним, кто проглатывал Дюма.
29.08.2020
Да, наверное (( Я совсем недавно читала сетования преподавателя математики в вузе. Она нашла интересные факты жизни какого-то математика - он участвовал в осаде Ла Рошели. Она пыталась "оживить" и приблизить для студентов предмет его связью с другими - с историей, литературой, ведь ее герой вполне мог встретиться с д'Артаньяном, думала студентов это заинтересует, а встретила полное непонимание, никто не знал о чем речь... И она пыталась выяснить на что вообще можно "ловить" молодое поколение, что они вообще знают из культурного пласта.
29.08.2020
Буквально сегодня видела похожую статью (в ней говорилось о Мюнхаузене). Я думала, д`Артаньяна знают хотя бы по фильму) Радует, что есть такие преподаватели.
29.08.2020
За рамками поста, как мне показалось, остался важный вопрос: какого ребенка считать читающим? Первоклассника, читающего медленно и не слишком хорошо - таковым считаем? А если текст вроде читает, смысл понимает,но выражения нет? По теме - я читаю вслух ребенку все подряд..детскую классику..наверное так это можно назвать? То что читала в детстве сама (или мне читали), то что почерпнула в этом сообществе..Линдгрен, Вестли, наши авторы,но и Роулинг (Гарри Поттера) тоже и Левитана тоже (правда только первый том, 2 последующих оставила ребенку читать самому - уж слишком формат (текст,шрифт) подходят для самостоятельного чтения на мой взгляд..Но мой выбор литературы, конечно,ограничен тем что я знаю или тем о чем читаю..плюс отпечаток понимания какие книги нравятся моему ребенку..почему читаю все это вслух? Здесь 2 момента: ребенок пока не особенно читает сам, книги большого об'ема и книги с мелким шрифтом просто пугают и редко дочитываются самостоятельно и я никак не могу пойти на то, чтобы ребенок 7 лет прочитал 3 книжки в год (зато сам)), ну то есть что-то она прочитает сама, а все что сверху - прочитаю я, плюс она реально любит, когда читаю я, именно я, не папа, не бабушка, не она сама, а я..ну я читаю "с выражением" и видимо с тем выражением, которое в нее попадает, она в общем так и говорит: мама, я не могу читать с выражением как ты, когда ты читаешь мне интересно, очень интересно (она готова слушать часами), а начинаю читать дальше сама и интерес пропадает, я не могу ТАК прочитать,а без выражения теряется половина смысла...и да, я согласна, от того КАК прочитана книга (например, для лучшего понимания о чем я можно взять аудио-формат) зависит огромная часть восприятия..Чтение без выражения просто убивает текст (на мой взгляд), особенно чтение без выражения ребенку или ребенком, а читать с выражением ребенок пока не слишком умеет, то есть техника чтения отстаёт от восприятия, книжки с простыми текстами читаются ребенком легко, но им не хватает (часто) смысла или необходимости тех самых душевных усилий ..и второй момент: я не обсуждаю обычно с ребенком книги, если ребенок не инициирует обсуждение (за редким исключением, когда я вопиюще с чем-то несогласна), за меня говорит то как я читаю, Ингода я плачу или смеюсь, грущу или злюсь, тревожусь или дрожу от нетерпения и да это своеобразное обнажение и я совсем не против, чтобы мой ребенок видел что какие эмоции у меня вызывает, мне нечего скрывать от нее при чтении..а про самостоятельную душевную работу я и согласна и нет: согласна, что да, отлично, если ребенок читая, проживает книгу, осмысливает, пропускает через призму себя, что-то понимает про себя и для себя, но то что этого не даёт делать аудио-формат - это неправда - я отлично помню как заслушивались в детстве аудио-книгамт, как рыдала и замирала, как радовалась, как ждала, иногда было достаточно одного раза, а иногда переслушивала ещё и ещё то,что хотела , а если такой возможности не было - искала книгу,чтобы перечитать..но до определенного момента слушать было интереснее, по крайней мере при первом прочтении,наверное до того самого когда научилась читать именно так как ложилось мне на душу..и,наверное,опыт слушания такого чтения многое даёт , по крайней мере мне - точно дало и я ,надеюсь, что даст и моему ребенку..
26.08.2020
Читающий ребенок - это бегло читающий ребенок, который уже умеет читать "с выражением", а не выдыхается, добравшись до конца предложения и ему надо собраться с силами, чтоб прочесть следующее. Кто может прочесть книгу объемом примерно с "Собачку Соню" или "Чука и Гека". И я еще раз, как уже в комментарии ниже повторюсь - я не говорю, что аудиоформат не дает слушателю прожить самые разные эмоции и понять смысл. Дает. Но эти эмоции и смыслы задает чтец, а мы на них отзываемся, вместе с ним со-переживаем. Чтение книги дает дает возможность развернуть собственную картину и озвучить голоса. Именно это свое разворачивание и называется умением читать, а не озвучивание буквенных символов в режиме "бу-бу-бу". И я написала Все, что читателю "по зубам" должно читаться самостоятельно. Я не знаю что по зубам вашему ребенку. Если тонкие книжки, то пусть и читает тонкие - их много на возраст 7-8 лет и это неправда, что они неинтересны. Это слушать в них нечего, а читать самостоятельно - о-го-го! Одна Невероятная груша чего стоит! В простых и коротких предложениях наворочена прорва событий. С которыми как раз справится начинающий еще неуверенный читатель. Там особенно и "выражать" нечего, как и в других книгах для расчитки - главное бежать вперед. Уж их-то точно прочтет не 2-3 за год! Пост, как я упоминала, родился из комментариев, где речь шла о произведениях Крапивина. И еще раз повторюсь - речь идет не о совместном чтении ВООБЩЕ, а об определенной категории книг. А какие книги вы читали ребенку и плакали при этом? И какие книги не будете читать дочке?
26.08.2020
Я с Вами уже не согласилась в предыдущем обсуждении, позвольте продолжу здесь :) Я, если честно, не понимаю о какой интимности идет речь? Чтение - это, безусловно, удовольствие, двойное, если, кроме сердца и души, дает еще и "пищу к размышлениям". Следуя Вашей логике, классиков вообще нельзя ставить и играть на сцене, потому что неправильные интонации и действия на сцене Актеров и Режиссера могут испортить все очарование, заложенное Автором :) А как же наши удивительные актеры-Чтецы, послушать которых на театральных подмостках, зрители считают за счастье? Голос Мамы в качестве Чтеца, на мой взгляд, самый "правильный" (если это слово вообще подходит при обсуждении данной темы), потому что Мать - это единственный Человек, который знает своего Ребенка как никто другой, а значит, сможет сделать акцент на том, что необходимо ее Ребенку, или сгладить то, что вызовет его нежелательные эмоции. Как и комментатор ниже, я с удовольствием слушаю замечательные детские аудиопостановки или аудиокниги, блистательно озвученные талантливыми Актерами. Поверьте, если Вам не нравится такой формат знакомства с литературой, это не значит, что надо отрицать его положительное влияние на детей :) Мне кажется глупо отрицать, что бархатный голос Литвинова, который во всех постановках ведет с ребенком диалог, искренняя досада Баринова, который переживает все тяготы Панамы, невольная усмешка Ширвиндта, который отыгрывает голосом фокса Микки и все-все-все Артисты, подарившие нам образы капитана Немо и Флинта, Оскара и Эмиля, только помогают детям полюбить книги и, возможно, побуждают к самостоятельному чтению. В Вашем категоричном высказывании о совместном чтении с читающими детьми изначально заложено какое-то осуждение :) Вам (по непонятной причине) кажется, что читая собственному (!!!) Ребенку книги, Родитель ему что-то навязывает и чем-то его подавляет, что, конечно, не соответствует действительности. Моя дочь, например, многие книги, прочитанные самостоятельно, рекомендует прочитать мне и искренне расстраивается, когда я откладываю их прочтение. Именно благодаря своей Дочери, я восхитилась "Владыкой джунглей" и "Историей пса по имени Верный", а "Путешествие маленькой трески", читать которую мне было некогда, Вероника попросила прочитать вслух только для того, чтобы и я получила ценную информацию о жизни этих рыб. Совместное чтение - это не только прекрасный совместный досуг, но и возможность Родителя (по выбору книги или реакции Ребенка на ту или иную ситуацию) лучше узнать своего Ребенка. Я буду рада читать своей дочери так долго, как она сама этого захочет. Сейчас все чаще она предлагает мне прочитать что-то вслух, а не про себя, как это было раньше. Видимо, пришло время, когда ей хочется разделить радость от чтения :). Единственная тема, которая, мне кажется, имеет свои возрастные ограничения и не очень подходит для совместного чтения - это любовь. Пока эта тема легким намеком проходила в тех произведениях, что мы читали совместно, поэтому ни я, ни дочка не испытывали никакой неловкости. А, например, тема смерти, ее внезапности и неотвратимости, обсуждалась нами очень подробно, благодаря именно совместному чтению. Для своего Ребенка еще чтение познавательной литературы (Хокинг, Акимушкин, Левитан) считаю неприемлемым и оставляю для самостоятельного изучения, но знаю Родителей, который читают своим детям только энциклопедии и получают от этого (вместе с Ребенком) огромное удовольствие :).
25.08.2020
Вы невнимательно прочли пост и не уловили главного посыла ни в прошлой теме, ни в этой. В Вас говорит только оскорбленное материнское чувство - как я посмела замахнуться на священное право Матери влиять на собственного ребенка, которого она знает как никто. Это я тоже упоминала в тексте - многие родители именно поэтому на дух не переносят воспитательных малышачьих книг. Вы неверно следуете моей логике. Если вы хотите, чтоб классики впечатлили вашего ребенка, он должен научиться читать сам, сам считывать все заложенное в тексте, научившись делать это на более простых книгах. И тогда он сможет отличать одну постановку от другой, исходя не из внешности актеров и красоты видеоряда, а из соответствия игры актеров литературному образу. Образу, который был считан. Если вы хотите познакомиться с произведением, вы читаете книгу. Если хотите познакомиться с сюжетом слушаете аудио, смотрите постановку или фильм. Как сказал не помню кто, у всех, кто до 1978 года читал Трех мушкетеров, был свой д"Артаньян, а после он у всех один - Боярский. И после чтения книги уже намного интереснее сравнивать свое видение и прочтение с разными постановками. Например, в этом году мы много говорили о Джен Эйр и это было очень интересно. Тем более, что все обсуждавшие (в том числе мужчины) сначала читали и перечитывали книгу. А уже став взрослыми, смотрели разные экранизации. И я говорю совсем не об испорченном очаровании, не о "неправильных" интонациях. Я говорю о том, что этим вы лишаете ребенка возможности дать героям собственный голос, собственную трактовку происходящего, увидеть почувствовать, наделить смыслом. Это собственная работа. Это буквально СО-творчество, это и есть попытка читателя вступить в диалог с автором. В аудиопостановке слушатель исключен из этого диалога, он становится слушателем-наблюдателем результата такого диалога. Чужого, не своего. Я говорю не о подавлении, ведь если мама все время готовит, греет, накрывает на стол, моет потом посуду, она ребенка не подавляет, она просто не оставляет возможности сделать это самому. Не понимаю, почему Вы решили, что я противница совместных чтений вообще. Видимо, все же невнимательно читаете и, считав только один мотив, не воспринимаете написанного далее, процитирую фрагменты моего поста: Для чтения вслух отбираются семейные описательные, приключенческие книги, сказки, стихи. Произведения, которые требуют самостоятельной работы души, самостоятельного осмысления и нравственного выбора должны читаться самостоятельно. Они для этого и писались. Они изначально замысливались как откровенный разговор с читателем. Один-на-один. Еще цитата: И я не считаю, что ребенка опять же надо просто бросить в это переживание и все. Нет, просто можно все обсудить после прочтения и каждый расскажет какие моменты зацепили больше всего. Можно даже не обсуждать, помня правила Пеннака, а просто поделиться самым торкнувшим. Чем это отличается от вашего чтения с дочкой, которое вы описываете? Я считаю, что инициатива этого "поделиться" и должна исходить от ребенка, потому что масса родителей превращают совместное чтение с обсуждениями в подобие уроков литературы и разбор прочитанного. Так что я выступаю именно против этого. Я за интимность, за соблюдение границ, за уважение читателя. И еще один очень важный момент. Вы - мама девочки. Разговор о Крапивине шел в дневнике мамы мальчика. У девочки при чтении книг Крапивина есть лазейка. Она может просто наблюдать за героями, восхищаться, переживать. Мамы мальчиков ждут от его книг другого - что эти книги помогут их сыновьям стать мужественнее, обрести так называемый "внутренний стержень". Это другая работа. Очень тонкая, очень трудная и часто совершенно незаметная. Эти книги написаны мальчикам не только для восхищения и сопереживания, но для работы над собой. И вообще вам не кажется это странным - мама читает мальчику о том, как пацаны разбираются между собой? Когда девочки начинают определяться с гендерными ролями, они вздыхают о сердечных переживаниях, и мама понимает, что эта тема неприкосновенна - это нарушение личных границ! А для мальчика тема гендерного определения - это понятия мужского достоинства, чести, самостоятельности. Но тут мамам почему-то вообще не приходит в голову, что они эти границы нарушают!!! Не просто нарушают, они их не видят! Вообще!
26.08.2020
Марина, как точно ты сказала про контроль, это настолько вьелось в общество, что я не знаю как из этого выбраться, я перестала делать с Колей уроки через полгода учёбы, мне надоело смотреть в эти глаза ждущие ответа, я стала просто уходить, озвучивать страницу, номер упражнения и уходить из комнаты, все, мамы нет, сначало было трудно, а потом привыкли, я только проверяю или помогаю если совсем не понятно. Ну что читаем ты знаешь, я сама подбираю книги по интересам, иногда настаиваю, потому что не попробуешь как говорится не узнаешь, что-то совсем не нравится, что-то потом дочитывает с удовольствием. Сам себе читает Дневник Стива, может кто-то скажет ересь и ни за что в жизни не куплю, а я с радостью покупаю, потому что ему нравится, он пересказывает мне взахлёб, а что ещё нужно
25.08.2020
Хорошо, что привыкли ) Просто замечательно! Когда я водила 5-летнюю дочку на занятия, одна женщина, приводившая свою внучку, с гордостью(!!!) мне говорила, что делала уроки с обоими сыновьями до 10 класса! У меня челюсть отвалилась - нашла чем гордиться! Терпения вам и взаимопонимания!
25.08.2020
Да, печально что люди этим гордятся(( Спасибо, Марин, терпения да, мне порой не хватает, я наверное старею, но мне ужасно не нравится программа обучения ((
26.08.2020
Она никому не нравится. Потому что это программа не обучения ребенка, а имитации процесса обучения ради зарплаты и отчета.
26.08.2020
Здравствуйте! У меня сын, к сожалению, не любит читать. Умеет, идём в 1 класс, осенью семь лет будет. С рождения читала всегда ему. Подбирала книги по отзывам тут, но и смотрела, что его интересует в определённый момент. Некоторые книги с советских времен, читала их и настольгировала. Некоторые из них ребёнку заходили. Чтение у нас перед сном. Если так читать, не хочет, лучше бегать и играть. Ну, и когда болеет, слушает. Перед сном, чаще засыпает под них. Но тут тоже не очень хорошо. Получается, я просто бубню и он под гомон засыпает (так же можно радио включать и он под него тоже засыпает). А вот если книга ему понравилась, то слушает и просит ещё, а уже поздно и нужно спать. Мне бы хотелось, конечно, с ним в течение дня читать то, что ему заходит. Но сейчас лето, дома не удержать, в основном на улице или на спорте. Вот, заказала на Лабе приключенческой литературы, буду читать ему. А для самостоятельного чтения я выбирала книги с крупным шрифтом, с картинками интересными и чтоб текста под ними мало было. И какой-нибудь сюжет, лучше смешной. Читали "про Гришу" (про детей ему было в свое время интересно), серии Шмяка есть книг 5-6. В фикс-прайсе в свое время продавали неплохие книги с крупным шрифтом и красочными картинками. Там 2-3 рассказа в одной книге (например, "как ослик счастье искал" сказка про лень," пузырь и соломинка", про курочку с цыплятами поучительная и другие). Нравилось сыну комиксы рассматривать, думала, может зайдёт, текста мало, все динамично и картинки. Взяла в библиотеке, но как то не особо зашло. Читать, можно сказать, заставляю. Бывает книга интересная, смешная. Спрашиваю его, неужели не интересно, что дальше будет. Говорит: "мама, интересно, но я в принципе не люблю читать". Ещё есть один вариант у меня, но не знаю, прокатит ли. Заказала книжки, которые у нас в детстве были, мне очень они нравятся, воспоминания опять же. И просто сяду, буду читать и улыбаться. Думаю, ребёнок заинтересуется, чего это я так загадочно сижу. А я читать ему не буду, скажу, что книги моего детства и так далее. В потом просто оставлю на видном месте. Посмотрим, прокатит ли. А так, к сожалению, не любит читать
25.08.2020
Терпения вам... И передавить страшно, если пока ему сложно читать. Может, не сразу целыми книжками, а кроссвордами, загадками пока заинтересовать - как Лена ниже показывает? Чтоб слова, задания читал. В посте про книгу Думай хорошие словесные задания - простые, доступные - и почитать, и подумать, и нужную букву написать. А там и до текстов дойдет. И ваша "загадочность" над своими книжками сработает... Мне еще нравится, что стали выпускать достаточно много книг, в которых в тексте есть вставки более крупным шрифтом другого цвета, которым напечатаны то слова, то словосочетания, то предложения. Хорошо помогает совместному чтению. Вы читаете текст, а он выделенные части. Такие книги - Капитан Борщ, Зося - маленькая белка, Викинг Таппи, Большой вопрос маленького хамелеона.
25.08.2020
Ника1313, спасибо большое! Дело в том, что он нормально для своего возраста читает. Слова целыми уже видит. Если новые и сложные, то по слогам. Вчера читала свою книгу, сработало. Стал спрашивать, что там. Я не сказала, взял сам читать, правда немного
27.08.2020
Даже если нормально, не стоит пугать объемами )) В моем детстве никто не требовал от первоклассников чтения больших книг. Все читали тонкие книжки. Во втором-третьем переходя на небольшие книги в картонных переплетах. Рада за вас! Пусть всегда срабатывают хорошие задумки )
27.08.2020
Ника1313, согласна! Спасибо!
27.08.2020
Ника, ну Вы просто гений! Как же хорошо сказано о порядке в детской душе и родительской опеке!
25.08.2020
Вы мне льстите )) Это просто отсылка к Питеру Пэну, где автор поизгалялся над родителями ))
25.08.2020
Ух ты Не помню) Нужно перечитать)
25.08.2020
Марина)))) но ты все равно гений! Спасибо тебе за посты, заставляющие задуматься!
25.08.2020
Спасибо, Лен! Тронуло... Значит не зря пыталась облечь в слова то, что чувствовалось, подтверждалось наблюдениями, случаями из практики, давними и нынешними разговорами.
25.08.2020
Вот, твой лук уже в дело пустила)
25.08.2020
))) Раньше в столе в тумбочках везде была куча листков с такими заданиями, порастеряла половину, не оформив презентациями ((
25.08.2020
Жаль( мне бы пригодилось)
25.08.2020
Я эгоистично читаю то, что самой мне интересно читать. То, что не интересно, читать не буду.
24.08.2020
Совпадаем ) Я точно так же ))
24.08.2020
Никак не выбираю, выбирает сам. Марина,какие книги ты имеешь в виду,приведи пример,пожалуйста. Для Сашиного возраста могу придумать, но она давно отказалась от совместных чтений, иногда приползает послушать "малышковое". А с Родионом не понимаю,что ты имеешь в виду.
24.08.2020
Ой нет, это не про Родиона. Это как раз про возраст Саши. Пост родился из обсуждения что из Крапивина почитать вслух. Ну и я считаю, что его произведения принципиально не должна читать ребенку мама. Сюда же Тимур, Судьба барабанщика и Школа Гайдара, повести Лиханова, написанные от первого лица. Да и не от первого тоже. Лабиринт и Чистые камушки ребенок должен читать сам. И те книги, в которых есть конфликт с родителем или хотя бы намек на зарождающееся чувство. А вот, с Родионом, например, я бы не стала читать Балладу о маленьком буксире, Вересковый мед. Балладу знаю, что многие с дошколятами читают...
24.08.2020
Спасибо, поняла.
25.08.2020
Мы читали и то, и то)
25.08.2020
Я выбираю то, что мне самой интересно прочитать или перечитать) Например, мимо меня прошли Немировский и Бесконечная история. Воспользовалась случаем. Или то, что считаю классикой, но сомневаюсь в том, что появится желание самому осилить или по своему опыту поджидаю подводные камни. Бывало, что бросали книгу недочитанной по взаимному согласию Вале предлагаю тематический выбор и читаю то, что захотел.
24.08.2020
Бесконечная история и мимо меня прошла... А что вы читали из Немировского? Мне в детстве повезло выкопать в сельской библиотеке "Слонов Ганнибала".
24.08.2020
Мы читали сборник рассказов. Интересно написан: художественные фрагменты-зарисовки, вырванные из поток. Читали первый по времени действия роман "трилогии" про Ганнона. Ожидала стиля, подобного рассказам, а получила очень примитивно сконструированный приключенческий роман (спасенные пираты все же оказываются бандитами и угоняют корабль + любовь-морковь с препятствиями). Случайно ближе к концу книги взяли Атлас географических открытий и узнали, что Ганнон существовал. Стало поинтереснее (в книге об этого говорится в послесловии).
24.08.2020
Рассказы у нас есть, хорошее чтение - интересно, емко, а вот про Ганнона не читала.
24.08.2020
Мы старый сборник читали. Кажется, почти не пересекаются. Мне показалось, что если взять с полки без культурного багажа и википедии под рукой, то часто будет совсем непонятно, о чем идет речь...
25.08.2020
Наша книга называется четко и конкретно - Книга для чтения по истории Древнего мира. 5 класс. И все рассказы сгруппированы по темам содержания учебника - Древний Восток (Египет, Междуречье, Персия, Финикийцы, Индия, Китай), Древняя Греция, Древний Рим. Отличная книга! Не передать как я ей благодарна. Рассказики короткие, но так оживляют сухой учебник! Дочь читала именно в 5 классе и перечитывала до конца школы. Особенно, когда я ей в 10 кл. купила переизданный дореволюционный гимназический учебник истории Древнего мира Кареева. Он полнее школьного, но попроще вузовского, хороший, ей очень понравился, читала как книгу. Хотелось выследить и другие его учебники, хотя бы средневековье, но не удалось.
25.08.2020
Нашла. Некоторые рассказы пересекаются. Например, "Овидий" или в "Пещере со львом" я бы к понятным не отнесла. И даже познавательными их можно назвать с натяжкой, но атомофера передана, уже хорошо.
25.08.2020
Не страшно, главное, что книга была любима. И может поэтому так долго перечитывалась, что оставалось что читать.
25.08.2020
Я, как ты, Марина, знаешь, до сих пор читаю своим подросткам. Для нас это уже как ритуал перед сном, лишение этого чтения бывает в наказание (не часто). И я читаю им те книги, которые, на мой взгляд, сами они читать не станут по тем или иным причинам, а мне очень хотелось бы, чтобы с этими книгами дети были знакомы. Например, стихи они у меня совсем-совсем не читают, а на вечерних чтениях у нас стихи звучат. Или того же Крапивина я никак не могла убедить их читать, а так хотелось! В итоге просто сама читала некоторые повести им, а теперь они и сами его читать начали: буквально в этом месяце Филипп прочел "Пироскаф Дед Мазай" (как раз такая "хулиганско-веселая" повесть, которую интереснее не слушать, а читать самому), а Давид сейчас читает "Тополята".
24.08.2020
Как хорошо, что начали! А я стихи читать побаиваюсь... Веселое, абсурдное, пародийное - это запросто, с удовольствием, а вот лирику опасаюсь озвучивать.
24.08.2020
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
Книжные разговоры 17.08.2020. О книжках-картинках и прочем детском для школьников Книжные разговоры 07.09.2020