Книжный салон — исторические книги

Спасибо. Но у меня не возникает пока желание прочесть. Я и Сахарного ребенка до сих пор не прочитала. Нет желания проверять стоит ли доверять этим книгам. Я почему-то не верю, что они откроют мне что-то новое и расскажут как было.
31.05.2021
Ника1313, а мне печально. Я ещё была на встрече с И. Бояшовым, он рассказывал, что по его книге "Бонсу" снимает фильм Костомаров - тот, что снял "Эпидемию". Бояшов: "Не будем убегать от клише. Особист, которого сыграет Трибунцев, будет типичным нквд-шником, как сейчас принято в кино". И правда, не Мадяновым же единым, ещё и Трибунцева подтянем в пьяные нквд-шники. Такое впечатление, что нас хотят заставить забыть, кто отстаивал Брестскую крепость. Единичные книги складываются в тенденцию - в голову читающим и смотрящим вместо фактов засовывают картонку с ложными картинками. И хор литературных критиков скандирует: "Ешь-ешь-ешь-ешь!!! Нямочка!"
31.05.2021
Алла (любительница салонов и выставок), Тенденция эта и мне не нравится. Особенно тем, что Ленинградские сказки и Сахарного ребенка усиленно рекомендуют, а о Завтра была война для подростков не считают нужным даже упомянуть. И огорчает не потому что мне по умолчанию милее все советское, а потому что книга сильная и честная.
31.05.2021
Ника1313, Марин, "Завтра была война" присутствует практически во всех школьных списках рекомендованной литературы. А кто усиленно рекомендует Ленинградские сказки и Сахарного ребенка?
31.05.2021
Ольга, Улицкая, Прилепин, Кучерская, Бунимович... и это ещё не всё.
31.05.2021
Алла (любительница салонов и выставок), они где и кому это рекомендуют? На каких-то площадках для подростков? Учителям для включения в списки? Я действительно не знаю. Просто люди-то, вроде, не из подростковой тусовки)
31.05.2021
Ольга, Бунимович рекомендовал "Вальхен" точно подросткам и в том же, вроде бы, посте хорошо отзывался о "Сахарном ребёнке". Подросток не в вакууме живёт, а это всё медийные лица. Если родители не помогают разобраться в фактической подоплёке таких как бы исторических книг, то беда будет с подростковыми мозгами. Подросток приходит на Глобальный диктант, а ему там - опа! выкатывают Яхину. Хорошо, если сообразит, зачем госчиновники именно эту литературу поддерживают. А если нет? В общем-то, имеет право не задумываться над подобными казусами, у него своих проблем хватает, подростковых. Ещё можно порыться в "Папмамбук" и"Мел", боюсь напутать, но можно взглянуть отзывы Дарьи Доцук. В последнем не уверена, но отзыв на "Ленинградские сказки" вроде её.
31.05.2021
Алла (любительница салонов и выставок), спасибо) Мне кажется, на Папмамбуке вообще в основном современную литературу предлагают, подразумевая, что про советскую и так все знают и порекомендуют без них? Отзыв Доцук надо поискать. Мне, если честно, "Ленинградские сказки" понравились. И сама Доцук симпатична) А вот почему для Глобального диктанта взяли Яхину - вопрос. Может быть, потому что язык у неё...красивый такой, богатый язык.
31.05.2021
Ольга, ну конечно, государство продвигает писателей за красивый богатый язык.
31.05.2021
Это был сарказм?
31.05.2021
Ольга, разве вы не согласны с этой фразой? Если не согласиться с этим утверждением, то надо отобрать премии у Яхиной, не пускать её на Глобальный диктант, снять ордена с Макаревича - да много чего можно натворить.
31.05.2021
Алла (любительница салонов и выставок), с какой? Про то, что государство продвигает писателей за красивый язык? Думается, не только за это. Но в случае с Яхиной вполне.
31.05.2021
Ольга, в случае Яхиной это язык стандартного блогера - скучный, суконный, шлифовать фразы некогда, надо скорей-скорей успеть к следующему сезону премий. Если уж Яхина завернула сравнение - то такое, что читатель жмурится, стараясь развидеть этот низкопробный ужас. Да, коленом на слёзные железы она давит изо всех сил. Пусть все её якобы факты при внимательном взгляде оказываются враньём - ну такой литературный приём. Но ведь втюхать это чтиво можно, только оправдываясь тематикой. Невозможно из одной истеричной сцены соскальзывать в другую для чисто литературного удовольствия. Всё чаще вспоминаю фразу Быкова: "Здоровые люди меня читать не будут" и всё чаще прикладываю её к современным писателям. Что печально, подходит.
31.05.2021
Алла (любительница салонов и выставок), видимо, я не сильно знакома с языком стандартных блогеров. Но язык Яхиной меня устроил более чем. Судя по всему, я нездорова 😆
31.05.2021
Ольга, Поддерживаю, язык у Яхиной замечательный. И книжки она пишет художественные, а не документальные, что подразумевает полет авторской фантазии.
31.05.2021
Ольга, вот-вот, при том, что госчиновники к Тотальному диктанту вообще никакого отношения не имеют - это общественный проект, проводится силами волонтёров.
31.05.2021
Chella, спонсоры у "Диктанта" есть - цитата: "Финансовая поддержка спонсоров используется для закупки канцелярии (ручек, бумаги, планшетов), привлечения участников (листовки, плакаты), оплаты проезда организаторов и труда проверяющих" - нехилые нужны спонсоры. А вот кто они, эти спонсоры, узнать можно только косвенным образом. Например, из сообщения, что Россотрудничество не поддержит в этом году "Диктант" Можно, конечно, представить, что Россотрудничество, т.е. Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству - состоит сплошь из волонтёров и вообще это общественный проект. Можно. Но зачем?
31.05.2021
Современные литературные круги.
31.05.2021
Ника1313, ну про то, какие именно круги, Алла уже поведала) А я повторюсь. Видимо, рекомендуют они современную литературу, потому что советскую порекомендует и без них. "Завтра была война" - замечательная книга. И она есть во всех школьных списках. "Сахарного ребёнка" редко какой учитель в эти списки вносит. Как и "Ленинградские сказки". Поэтому "современные литературные круги", на мой взгляд, ведут себя вполне естественно, рассказывая о том, о чём без них узнать неоткуда...
31.05.2021
Я старалась не очень циклиться, понимая что надо и современное двигать. Но поскольку в школьных кругах не вращаюсь, то в последние годы у меня стала появляться мысль, что большой пласт литературы как-то старательно замалчивается. Именно старательно и намеренно. И такое впечатление, что если ты напоминаешь о нем, то все просто обходят это молчанием, типа тактично не замечают, что ты сморозил глупость... и мне это не нравится. При том, что новые произведения, часто спорные, слабые и необъективные продвигаются и продвигаются. И именно исторические, в которых все то, что до развала Союза было со знаком плюс и превозносилось теперь обязательно со знаком минус и с жирными восклицательными знаками, даже если они не очень уместны. И ведь есть очень много сильных, обличающих книг, написанных достаточно откровенно и честно - ну вот как Завтра была война, Черные камни, Ночевала тучка золотая, но рекомендуется довольно слабое чтение. Все же Ленинградские сказки это уровня Тарантула (сужу по первой книге), а не Ивана В.Богомолова. И у меня сложилось впечатление, что в тех же кругах очень старательно замалчиваются переиздания "Речи"...
31.05.2021
Ника1313, не знаю, Марин, где и что замалчивается. Не наблюдаю такой тенденции. Что современное двигается - вполне естественно, так было всегда, разве нет? У наших в 7 классе на внеклассное чтение вынесли книгу "Должна остаться живой". При том, что на бумаге ее было не найти. Все прочитали в электронке, прониклись, обсудили. И ни одни, кстати сказать, не мурмуркнул по поводу того, что текст не нашел (это ко вчерашнему разговору). А сколько камней в эту сторону сыпалось: такого быть не могло, если бы так было, Ленинград бы не выстоял и т.д., давайте лучше читать старое и правдивое... А "Ленинградские сказки" вообще некорректно сравнивать что с Тарантулом, что с Иваном. Это жанр совершенно другой. Магический реализм. Такого в советских книгах о войне не было в принципе и быть не могло.
31.05.2021
Вот как раз жанр и оттолкнул. Хотя прочитанные когда-то Часы без стрелок Рахманина, Кукушата Приставкина, Попытка к бегству Стругацких отторжения не вызывали. И если некорректно сравнивать с Тарантулом, я сравню с этими книгами. Кукушата сильней. Может, потому что читались раньше. Я понимаю, что это из-за разницы мировоззрения, что магические, фантастические элементы в произведениях одних мне кажутся вполне уместными, а в других раздражают, но пока вот так.
31.05.2021
Ольга, я подумала над твоей фразой - современное двигается - вполне естественно, так было всегда. Наверное, именно поэтому и появилось ощущение замалчиваемости, что так было не всегда. Я привыкла к тому, что новые продвигаемые книги встают в ряд. Они упоминаются рядом с написанными ранее, и в официальных статьях, и просто в советах прочесть, упоминаниях, сравнениях. А теперь очень четкое отмежевание. Современные авторы не собираются вставать в ряд. И пишут, даже пренебрегая объективностью, но лишь бы "не так". Создают другой. Вот ты читала много книг о войне 1812 года старых и новых. И они все - ряд книг о войне, они не делятся. И по аналогии занять особое место и не встать в этот ряд сможет книга, написанная с принципиально другой позиции - Наполеон такой молодец, а Кутузов старый дурак, из-за которого сгорела Москва и пропало столько исторических ценностей и погибло столько людей и вообще... Но что мне не нравится - создавая этот новый ряд, они делают ровно то же самое, с чем не могут смириться в тех книгах. Вместо того, чтоб писать взвешенно и объективно, просто перевернули бинокль и все, что было большим, стало маленьким. Но ведь большое-то никуда не делось, как бы этого ни хотелось. Тут же нужен совсем другой прием - не перевернуть, а дополнить, дописать, показать недопроявленное, озвучить умолчания.
31.05.2021
Ника1313, Марин, а разве "Облачный полк" или "Должна остаться живой" - не то самое дополнение и озвучание неозвученного? Кто здесь что перевернул в другую сторону? И "Ленинградские сказки" с жизнью в эвакуации, с тем, насколько по-разному могли вести себя люди (у меня прямо аналогия с "Куклой" Черкашина), с взглядом на зверства фашистов (и пусть это видит Таня глазами кошки - это не менее страшно, это просто "Иди и смотри"), с девчонками-санитарками, едущими на фронт, которые наряжаются, прически наводят - а потом ложатся под фашистскими пулями все до одной (у тебя нет разве аналогии с "А зори здесь тихие..."?). Ряд-то всё тот же. И отмежевание это искусственное, не от авторов, мне кажется, идущее. А от не желающих этот общий ряд увидеть и принять.
31.05.2021
Ты понимаешь, в том-то и дело, что я поставила Облачный полк в этот ряд. И не было у меня никаких сомнений, внутреннего сопротивления. Но я ни разу не увидела этого извне, из тех самых "кругов". Там, наоборот, подчеркивалось то, что вызывало у меня недоумение: оказалось, что подростки ничего не знают о войне, они хотят читать и говорить об этом, хотят, чтобы для них писали такие книги... Позвольте, а разве не для них было написано все то, что переиздает сейчас "Речь"? И то, что упорно никто не переиздает, но эти книги существуют и никуда они не делись? И тема подается с таким акцентом, словно у детей только с появлением Облачного полка появилась возможность о войне читать... Я знаешь ли долго пребывала в недоумении от такой подачи. Именно в кругах. Не здесь в сообществе, не от родителей. Я, наоборот, каждый раз, услышав подобное, поднимала обсуждение здесь и всегда комментаторы делились на два лагеря, ну ты помнишь. Одни - как раз за продолжающийся ряд, другие - за то, что большую часть из этого ряда (написанного ранее) детям желательно не давать, ничему хорошему не научит. И понимаешь, я ж не голословно это говорю. Я пыталась кое-где встревать, но... как-то так аккуратненько разговор сразу уводился на другое или коммент повисал без реакции. Затевать серьезную аргументированную кампанию я не могу. Не хватит осмысленного опыта прочтения и сопоставления. Когда мне книга не нравится, я ее не читаю. Я прочла первую книгу Сказок и никак не соберусь читать дальше. Все же читать хочется то, что нравится, а не плакать и колоться. Я ж не буду покупать Старую квартиру, чтоб сформулировать то, что именно мне не нравится. И так с многими книгами. Мне не нравится, что начинает вырисовываться новый ряд произведений с пока не очень четко звучащим посылом как "наш ответ (Чемберлену)", но тяготеющим именно к противопоставлению. Причем это противопоставление больше прочитывается не в книгах, а именно вот в "разговорах в кругах", в подаче читателям.
31.05.2021
Ника1313, Марин, где-то ты права. Возможно, кто-то действительно представляет современную литературу о войне как нечто новое. Но это ведь как постоянная борьба отцов и детей,разве нет? Сначала - ух, как мы вас,никто так до нас! А потом - общий лагерь и тот самый общий ряд. Я хорошо помню, например, шум после публикации "Ночевала тучка золотая". Из всех утюгов, статью в Пионере помню, потом экранизация. Тоже как будто убеждали: смотрите, вот он, взгляд с другой стороны,настоящий, правдивый, теперича - не то что давеча. И что? Встала ведь книга в общий ряд. И теперь ее приводишь как пример того, что замалчивается, а надо бы сказать.
01.06.2021
Ольга, да, хороший пример с Тучкой. Ведь ее замалчивают, потому что она неудобна в подаче "ух, как мы вас,никто так до нас!". И почему-то всем надо всех ДО "сделать". Вот непременно именно сделать. Я уже как-то говорила про совершенно изменившуюся трактовку смысла слова "соревнование". Это было для меня открытием - что раньше это слово отнюдь не было синонимом соперничества и борьбы за пъедестал, это было совместное стремление к идеалу, вместе рваться, стремиться. И вот мне хочется этого "вместе", а вижу только "как мы вас!" ((
01.06.2021
Ника1313, Марин, ну это ж вечная борьба старого и нового. Новое всегда считает, что открыло что-то небывалое. А потом приходит следующее новое. Закон бытия)))
01.06.2021
Не такое уж оно и вечное, Оль ))) Это принес с собой капитализм с научно-технической революцией, подростковым бунтом и прочими сопутствующими штуками. А сейчас все эти бунты исчезают и потихоньку незаметно без всяких революций вползает новая реальность ))
01.06.2021
Ника1313, сначала социализм с полным сломом всего. Потом оттепель. Потом перестройка. Вечное, Марин, вечное. И сейчас ещё не худший вариант по сравнению с 20-ми годами прошлого века.
01.06.2021
Ольга, что такое пара столетий по сравнению с вечностью? )))))
01.06.2021
Ника1313, ну так бурное развитие литературы и приходится на эти пару столетий) А если брать шире... Знаешь, как учитель истории нам объяснял причину феодальной раздробленности, а потом объединения в централизованное государство? У многих, говорит, есть старшие братья-сестры. Когда они повзрослели, большинство захотели жить самостоятельно, в своем доме, по своим законам, никого не слушая. А потом, ещё больше повзрослев, многие поняли,что вместе проще и надёжнее. И не так уж их новые личные законы отличаются от тех, по которым живут их родители.
01.06.2021
Ольга, кстати, вы заметили подмену? Вы, скорее всего, незаметно для себя подменяете актуальные упоминания о книге "Завтра была война" в СМИ, о чём и пишет Марина, школьными списками, на которые многие родители жалуются, что те устарели. То, что сейчас попадает ребёнку на глаза где-нибудь в чате, рекламе, подкасте, не совпадает со школьным списком, который (список, а не книги из него) обычно только родители и читают.
31.05.2021
Алла (любительница салонов и выставок), а вот это беда школы, что современную литературу ребенок может увидеть только в альтернативных источниках, а не в школьном рекомендованном списке. В прошлом году моей дочке во время самоизоляции учительница накидала в классный чат гору книг о войне: выберите, дети, прочитайте, поделитесь впечатлениями. И в этом огромном списке ни одной(!) книги современного автора. И каким образом он может совпасть с тем, что, как вы говорите, попадается ребенку в чате-рекламе-подкасте?
31.05.2021
Ольга, ну, война не та тема, чтоб непременно рекомендовать современные книги. Прочитать бы хоть то сильное, что о ней уже было написано, людьми её знавшими. Молодец учительница, что "гору" накидала)
01.06.2021
Алла (любительница салонов и выставок), думаете, среднестатистическому ребенку часто на глаза попадается реклама/чаты/подкасты книг? Рекламу книг пока я наблюдаю только контекстную, т.е. зеркалящую запросы пользователя. Подкастов о книгах - раз/два и обчелся, особенно деьских. Книжные блогеры рассказывают о разных книгах - и о старом, и о новом (как раз про "Тучку" я многократно слышала от любимого блогера). Чат - вообще непонятно, что имелось в виду. Это же диалог.
02.06.2021
Спасибо, Алла! Ещё сильнее стало желание прочитать эту книгу. И по итогам согласиться или поспорить с вами) Пока осталось, извините, ощущение вырванных из контекста фраз.
31.05.2021
Ольга, конечно, во всём следует разобраться самой, особенно если есть возможность выделить на это время.
31.05.2021
Книжный салон — послесловие к встрече с Яхиной Книжный салон - Ломаев А.Я.