Софья Могилевская. Трилогия о русском театре
Обзоры (подборки книг на определённую тематику)Трилогией, конечно, в полном смысле эти книги назвать нельзя. В том плане, что в них нет общих героев, они не являются прямым продолжением сюжетной линии друг друга. Но в них последовательно показано возникновение и развитие театра в России - это раз; главные героини во всех трех книгах - артистически одаренные девушки из народа - это два; ряд героев первой книги появляется в третьей в качестве воспоминаний, что серию закольцовывает - это три.
В каждой книге действуют как вымышленные персонажи, так и реальные исторические личности (в основном, связанные с миром театра). Главная героиня каждой книги совершенно случайно соприкасается с театром, после чего он входит в ее жизнь как неотъемлемая часть (причем проникновение в театральный мир у каждой следующей героини глубже, чем у предыдущей), но ничем хорошим это не заканчивается ни у одной из них.
Немного подробнее про каждую книгу.
"Повесть о кружевнице Насте и о великом русском актёре Фёдоре Волкове".
Насколько я поняла, с 1958 года книга не переиздавалась. Поэтому только электронная версия. Зато в свободном доступе.
Действие происходит в Ярославле в 50-х годах XVIII века. Крепостную девочку Настю, оторвав от родных, привозят из деревни в городской дом барыни-самодурки, где она вместе с другими девушками целыми днями занимается плетением кружев. Она сталкивается с несправедливостью, в полной мере ощущает свою несвободу и рабскую зависимость, но не унывает. Настя обладает редким талантом приносить окружающим радость; она замечательно поёт и умеет здорово изображать других людей.
В то же самое время в Ярославле живут братья Волковы, один из которых, Фёдор, страстно увлечен театром.
Он запоем читает пьесы зарубежных и отечественных авторов и пробует их ставить сначала у себя в большом сарае, а потом строит первый общедоступный русский театр. Настя случайно попадает на репетицию, потом приходит как только сможет, Фёдор ее замечает и даже пробует на одну из ролей (до этого женские роли играл у него юный Ваня Нарыков, ставший впоследствии известным актером Иваном Дмитриевским)
Но стать актрисой Насте не суждено, хотя она обладает огромным талантом. Она прежде всего крепостная, вещь своей барыни, глупой, суеверной и вздорной, и даже просьбы на высочайшее имя результатов не принесут. Театр по приказу Елизаветы Петровны отбывает в Петербург, а Настя может только смотреть вслед - и надеяться...
Современное здание ярославского театра имени Фёдора Волкова
90-е годы XVIII века. Крепостная девочка Дунька приглянулась родственнику своей барыни умением хорошо петь и танцевать. Он, по примеру князя Шереметева, организовал у себя в имении театр, в котором играют крепостные, и барыня просто дарит ему 13-летнюю девочку. Сначала Дуньке приходится очень плохо: тоска по дому, злобная надсмотрщица, насмешки других девочек.
Но постепенно она не просто привыкает, такая жизнь, с репетициями, с уроками музыки, с дружбой и первой любовью становится для нее настоящим счастьем.
Настоящим чудом и потрясением становится поездка в Кусково, на спектакль шереметевского театра
Там Дуня видит самого Шереметева и восхищается игрой знаменитой крепостной актрисы Параши Жемчуговой
Но счастье было недолгим. Дунин хозяин разорился, потом выгодно женился - и театр стал ему не нужен. Юные актрисы, едва увидев отблеск настоящей жизни, едва получив возможность развивать свои таланты, были отправлены кто куда. Дуня - в родную деревню, где ее ждала горькая судьба, с которой она не готова теперь мириться.
Начало XIX века. Юная Санька сбегает из дома, где ее тиранит злая мачеха, и, оказавшись в центре Москвы, случайно попадает в театр. Ничего сначала не понимая ни в театральных представлениях, ни в театральной жизни, она в конце концов настолько сроднилась с ним, что начала мечтать о профессии актрисы.
Живя в комнатке старичка суфлёра (который, кстати, и стал связующим звеном между первой и последней книгой трилогии: он вспоминает, как в детстве служил в Ярославле в театре Волкова, как дружил с Ванькой Нарыковым), ежедневно наблюдая жизнь театра изнутри, восхищаясь игрой актеров на сцене, Санька становится совершенно другим человеком.
Она общается со знаменитыми драматическими актрисами Жорж Веймер
и Екатериной Семёновой
С великим актером-трагиком Петром Плавильщиковым, который, оценив талант Сани, собирался заниматься с нею актерским мастерством
С известным драматургом князем Шаховским (который впоследствии помог-таки ей выучиться на актрису)
Саня становится свидетельницей Наполеоновского нашествия и великого московского пожара, в котором погибает не только театр на Арбатской площади, но и близкие люди, и надежда на счастливое будущее.
Александра становится актрисой, но личного счастья это ей не приносит...
Но, в конце концов, она - единственная из трех девушек-героинь трилогии, осуществившая их общее заветное желание, достигшая их самой желанной цели, - связать свою жизнь с театром. И не зря в конце книги звучат у нее в голове слова старенького суфлёра: "А горевать-то зачем? И причин к тому нет. Ведь ты своего достигла - стала актрисой, сударушка! (...) Есть ли большее счастье, коли человек своего достигнет?"
Книги прекрасно написаны, легко и интересно читаются . Вторая и третья переизданы ИДМ.
Переизданы очень хорошо, только от иллюстраций я не в особом восторге (касается это изображения героинь, которые в 13-14-15 лет выглядят взрослыми женщинами под 30). Почему было не начать переиздание с первой части - загадка.
В общем, кто еще не читал, очень рекомендую. Особенно если вас интересует театр и история России.