Разное историческое
Обзоры (подборки книг на определённую тематику)...и всё про XIX век!
Сборная солянка, конечно. Но вот подначиталось разного, хочется поделиться впечатлениями.
Начну с "Малахова кургана", ладно? Хоть и не по хронологии)
Как несложно догадаться, книга посвящена Крымской войне, а конкретнее, обороне Севастополя в 1854-55 годах. А написана в 1940. В центре повествования - большая семья Могученко, жизнь которой неразрывно связана с морем и с Севастополем. В начале повести она состоит из отца-моряка Андрея Могучего, матери Анны, когда-то тоже хорошей морячки, теперь посвятившей себя семье, 4 дочерей - девиц на выданье и 3 сыновей, уже взрослого моряка Михаила, юнги Федора и 9-летнего Веньки, вездесущего, неуемного, похождения которого описывает автор с особенной теплотой. В конце Анна покидает Севастополь лишь с Федором, Венькой и беременной дочерью Наташей. Прошел всего год, а кажется, что целая жизнь.
В книге много исторических личностей: главнокомандующий князь Меншиков, адмирал Корнилов, доктор Пирогов, очень много места отведено адмиралу Нахимову. И, в отличие от "Севастопольских рассказов" Толстого (что очень, согласитесь, странно для 1940 года), нет противопоставления "офицеры-простые солдаты". Они все - защитники, самоотверженные, не щадящие себя, и офицеры погибают едва ли не в первую очередь, потому что они всегда впереди.
Есть моменты, которые характеризуют, видимо, мировосприятие людей того времени, но которых я понять и принять не могу. Так, Андрея Могучего когда-то давным-давно спас, рискуя жизнью, тогда еще мичман Нахимов, когда он упал за борт, и Андрей решил, что должен оплатить этот долг. Всю жизнь он находится рядом с Нахимовым, но случай всё не представляется, и тогда он...передает свой долг сыну! Нормально, да? Сын считает это вполне нормальным, и в конце концов погибает, заслонив собой Нахимова. Другой момент. Дочери Андрея и Анны одна за другой выходят замуж, и Анна начинает их упрекать, что бросают ее. Ну такая себе тоже логика.
Описываются забавные случаи. Например, защитникам крепости безумно надоело исполнение духовым оркестром ежевечернего "Боже, царя храни" (и не из-за пропаганды самодержавия, а просто хочется в это время более бодрой музыки, а не тягомотины, похожей на траурный марш), и один моряк подговаривает мальчишек (среди которых, естественно, и Венька Могученко) сесть напротив оркестра и есть лимоны. Естественно, трубачи сбиваются из-за повышенного слюноотделения)) Или момент, когда приходит высочайший указ считать месяц на бастионах Севастополя за год военной службы. Тогда Венька, которому на тот момент 9 лет и 3 месяца, говорит, что, по высочайшему указу, ему теперь полных 12 лет и он вполне может официально стать юнгой.
Немного в этой книге не хватило мне внутреннего мира героев, мыслей, чувств. Всё внутренне у них выражается исключительно через поступки. Но, может быть, детям именно так и надо? А вот что понравилось больше всего - отсутствие отчаяния и безнадеги, даже когда всё, казалось бы, потеряно и Севастополь сдается. В финале Наташа хочет вернуться в город, чтобы найти тело мужа, похоронить его и, возможно, погибнуть. Но у нее в животе в первый раз шевелится ребенок - и она готова жить дальше. Жизнь продолжается - вот что самое главное.
А это уже май 2022. Анна Долгарёва:
За холмом и рекой бахает, бацает.
И полно тут этих холмов и рек.
А в Луганске цветет акация
И у Ксю в коляске маленький человек.
И везёт она его, совсем новенького,
Меньше месяца как рождённого на свет,
А рядом идёт солдатик, и голова вровень его
С цветами - седыми, и он - сед.
Как брызги шампанские,
Акации соцветия.
Пацаны луганские
Двадцатилетние.
[...] По воде и облакам, как по суше,
На броне машут, несутся тряско.
А все же жизнь продолжается, правда, Ксюша?
И Ксюша катит коляску.
Ничего не меняется. Никто ничему не учится...
"" - это уже произведение современного автора. Позиционируется как женский исторический роман-эпопея. Ну, допустим, романом-эпопеей здесь и не пахнет, а вот историзм налицо. Главная героиня - Софья Салтыкова, умная, знатная, начитанная барышня, знаток современной литературы, большая поклонница творчества Пушкина. Умная, но такая вздорная, взбалмошная, влюбчивая, неуравновешенная! Сначала у нее случается скороспелый роман с будущим декабристом Каховским (который, согласно версии автора, и декабристом-то становится из-за ее отказа, ему теперь совершенно не жаль своей жизни). Потом она неожиданно...простите, переспала с бароном Дельвигом, с которым спасалась на крыше какого-то сарая во время наводнения. Ага, прямо на крыше сарая у них всё это и случилось. Пришлось жениться. В браке с искренне ее любящим, но чересчур неповоротливым и ленивым Дельвигом она продолжает искать любовных приключений. А после смерти мужа выходит замуж за Сержа Боратынского, брата поэта Евгения Боратынского.
Исторических лиц здесь просто завались, просто цветник какой-то: Рылеев, Крылов, Глинка, Плетнёв, Языков, сам Пушкин и многие-многие другие, включая императора Николая и его жену. В лучших подругах у Софьи значится Анна Керн, а в близких приятельницах - Наталья Рылеева. Писательница старательно делает всех этих, с нашей точки зрения, небожителей живыми людьми, называя их уменьшительными именами (Миша Глинка, Колька Языков...), кличками (Тося, Француз...), коими и именовались они в кругу друзей. Хотя иногда, на мой взгляд, немного перебарщивает. А уж современные словечки типа "уболтать" или "грёбаный" вообще бы не стоило в исторический роман тащить. Казалось бы, роман должен был получиться весьма атмосферным. Получился, но не с той атмосферой, которую лично мне бы хотелось видеть. Потому что главное здесь - пьянки-гулянки, распутство-измены (аж противно порой становится!), и только после этого - литература и декабристы, неизвестно как вообще на такой почве выросшие. Здесь мне не хватило внутренней логики поступков героев, вообще порой странно и непонятно они действуют.
Очень понравилось описание восстания декабристов и казни. Эти события находятся практически в центре книги и занимают довольно много места. А потом появляется ощущение, что все просто об этом забыли. Ну да, мельком упоминают Катиш Трубецкую, добивающуюся разрешения следовать за мужем. И практически в конце - стихи декабристов, которые Дельвиг печатает в своей газете. Чувство, что автор тему просто слил.
Ещё один очень понравившийся момент - включение в текст романа стихов Дельвига, Пушкина, Рылеева и т.д.
В целом, ничего, вроде, плохого в этом произведении нет, скорее, хорошее. Но устойчиво преследует ощущение, что в чем-то меня обманули, обещали одно, а подсунули другое. Замахнулись на большое, а получилось не совсем то.
Хочу теперь второй роман автора почитать, про жену Николая Первого. Возможно, тогда поймаю за хвост мысль, что тут не так. А может быть, наоборот. Кстати, никто не знает, кто это, Лёля Сакевич? И почему она Лёля?
Ну и стопроцентно подростковый, захватывающе-интересный, а во многом - познавательный "Собор". Это такой конкретный наш ответ Дюма, причем, мне кажется, по накалу событий и переплюнувший его. Шикарный роман о жизни и деятельности великого Монферрана, автора двух из основных символов Петербурга - Александринской колонны и Исаакиевского собора.
Почему я обозвала этот роман стопроцентно подростковым? Потому что он прежде всего приключенческий. Во главу угла здесь поставлена занимательность, неожиданности и совпадения, которых не бывает в жизни, но очень хочется, романтика в самом лучшем ее проявлении. Здесь кипят настоящие страсти, благородство и целеустремленность противостоят подлости и алчности. А еще здесь всё, что касается работы Монферрана, документально подтвержденная правда (ну, скажем, с незначительной долей авторского "додумывания"), а всё, что касается личной, частной его жизни, включая жену, ребенка, верного слугу с его многочисленным потомством и т.д. - чистейшей воды вымысел. Но вымысел этот настолько классно вплетен в повествование, что просто не расплетешь! И если бы автор так не увлекся нереальными совпадениями, о подлоге было бы весьма трудно догадаться) С одной стороны, это сделано классно. Но с другой, несколько коробит. Зачем было придумывать заведомо ложную биографию известному человеку, когда можно было взять его собственную - и раскрутить ее (кстати, в ряде мест автор так и делает)? Конечно, такими вещами нередко грешат писатели-историки. Но чаще все-таки берут вымышленных персонажей (ну типа князя Серебряного или какой-нибудь там Анастасии Ягужинской) - и подкидывают в компанию реальных исторических лиц. А здесь взять - и центральному персонажу, реальному историческому лицу внести коррективы в биографию, зная, что, стоит открыть интернет - и любой без затруднений поймает тебя на откровенной выдумке...
И все-таки, роман просто замечательный. Прочитать захватывающую историю, от которой не оторваться - и одновременно познакомиться с гениальным архитектором, заинтересоваться его судьбой, узнать кучу реальных фактов о строительстве Исаакиевского собора, вообще о жизни Петербурга на протяжении аж сорока лет, с (кстати) и восстанием декабристов, и войнами (включая и Крымскую). Что может быть круче?! ну и вдохновляет, конечно, на новые поездки в это замечательный город и новые походы в это замечательный Собор. Я в этом году уже съездила и сходила))
Лучший ответ
А ты с другой стороны экрана сидишь на скамеечке) Со мной)