Дневник читающей мамы - октябрь 2022
дневник читателя
Д.К. Джером - наверное, эту книгу можно назвать моей настольной. Я ее перечитываю примерно раз в год, а может и чаще. Недавно вот купила себе наконец издание от Речи.
Посмотрела английскую экранизацию этой книги 50-х годов.
Была несколько разочарована. Фильм опошлили, в какую-то американщину ударились. С самого начала проходит тема женщин. Один из героев давно женат и хочет разнообразить семейную жизнь. Другой помолвлен, и будущая теща слишком активно наседает на него с женитьбой. Третий запутался в своих любовницах. По дороге они знакомятся с тремя девушками, флирт, об этой узнают жена и невеста… В общем, все крутится вокруг измен. Фильм забавный, но на экранизацию книги он не тянет. Я бы сказала, взяты некоторые идеи. По сравнению с ним советская экранизация выигрывает, хотя и она далеко не без греха. Есть еще английский фильм 70-х, но его не нашла в нормальном качестве и с переводом.
Ю. Трифонов Предварительные итоги - некоторое время назад я прочитала несколько повестей Трифонова, и они мне очень понравились. Удивительно, насколько современно они прозвучали! Трифонов пишет об обыкновенных, самых среднестатистических людях, об их обыкновенной жизни, проблемах, сомнениях, поступках, мыслях. И о том, как получается, что все идет наперекосяк, не так, неправильно, и человек остается ни с чем. Эта небольшая повесть очень проста. Она написана от лица не очень молодого, не очень здорового человека, который после череды ссор с женой и сыном-студентом уехал из дома. Он вспоминает свою жизнь, особенно недавние события, которые и привели к этому бегству. Он интеллигент, переводчик стихов. Всё как у всех - женился по любви, родился сын, жил, работал, правда, как потом оказалось, «делал не то, что хотелось, а то, что делалось, что позволяло жить», но при этом было «знобящее чувство, что - все впереди, все еще случится, все произойдет». Однако чем дальше, тем становилось хуже. Отношения с женой разладились, с сыном не осталось никакого взаимопонимания, поступки родных все больше ужасали. Апогеем стала история с домработницей, которая проработала у них 10 лет, вырастила сына, стала почти членом семьи, но потом у нее обнаружилась психическая болезнь (не опасная), и вот и жена и сын уже с легкостью готовы отказаться от нее, да и вообще, «она же не родственница». А потом оказалось, что сын еще и выманил у нее обманом старинную икону и загнал. К герою приходит осознание того, что ничего у него не случилось и уже не случится, сын подлец, а может и не подлец? Его сын - это обычный ребенок, который вырос в довольстве и знает одно - жить хочется красиво, значит, надо искать к этому средства. Почему он так равнодушно относится к отцу, няне? Почему разладились отношения с женой? Понятно, что за 20 лет совместной жизни открылось многое друг в друге, надоели, но ведь как то живут люди в любви и согласии! Как говорит его жена «Когда три эгоиста живут вместе, ничего хорошего быть не может». Эгоизм? А откуда он взялся, эгоизм? Почему сначала его не было? Есть и другая причина - «томление духа и катастрофическое безделье». Вот это тоже очень знакомо. Человек создан, чтобы добывать себе пищу, партнера, саму жизнь в постоянном труде. Когда ему не приходится ничего делать, начинаются разные формы извращения. И пропадает самое главное - «атмосфера простой человечности». «Если человек не чувствует близости близких, то, как бы он ни был интеллектуально высок, идейно подкован, он начинает духовно корчиться и задыхаться - не хватает кислорода». А кончается книга тем, что герой возвращается в семью, жизнь продолжается. Вот это мне нравится в Трифонове. Так в жизни всегда и бывает. Мы все продолжаем «духовно корчиться», но ничего не может поменять. Как там поет Трофим - «что-то всерьез менять, не побоясь в мелочах потерять, свободно только небо над головой моей». И удивительно перекликается с Утиной охотой, которую я как раз читала и смотрела в прошлом месяце.
Мне повесть оказалась очень близко духовно, хотя назвать её интересной, наверное, нельзя, в ней в основном размышления да воспоминания, она для осмысления, а не для развлечения.
Долгое прощание - а вот эта повесть мне понравилась меньше всех остальных у автора. Возможно, в ней Трифонов слишком увлекся психологизмом, а тут требовалось больше внимания уделить сюжету. Художественная сторона подкачала. Тема все та же - герои, жизнь у которых складывается неправильно. Хочется понять, почему так, что мешает им жить хорошо, и что есть хорошая жизнь? Ляля и Гриша живут в гражданском браке. Она талантливая актриса, добрая, хорошая девушка. Излишне жалостлива, с мужем живет скорее из жалости. Гриша - талантливый писатель, сценарист, но ему не везет - никто не берет его сценарии, перебивается маленькими статейками. Жену любит и ревнует. Любовник Ляли становится известным сценаристом, она играет главную роль в его пьесе, к ним обоим приходит успех и финансовое благополучие. Гриша узнал об их связи и решил уехать, устроился в геологическую партию. Через 18 лет Ляля замужем, имеет ребенка, из театра ушла, жизнью довольна. Гриша преуспевает, его сценарии стали востребованы, также имеет семью. Как-то все разрозненно. Много говорится о театре и вообще о культурной жизни, очень неприглядная картина. Добиться успеха актрисе можно только через постель. Много разных героев, судеб, ситуаций. Сложное отношение к героям. Взять ту же Лялю - эти любовники, аборты, какая-то странная безнравственность. Эта повесть оказалась не моей, в общем. Я не поняла ее идеи. Само название непонятно - прощание с кем? Друг с другом? Или с прошлой жизнью?
Остальные книги в этом месяце оказались детективами.
- подростковый детектив, действие которого происходит в начале 20 века в Англии. Героиня, по замыслу автора, это образ Агаты Кристи в детстве. Конечно, в те годы у подростков было гораздо меньше возможностей для расследования преступления. Сюжет не очень захватывающий, но зато в книге хорошо показана атмосфера времени, как жили, как одевались и тд. Мне это понравилось. Вообще эта книга мне напомнила мисс Черити, очень много общего. Обе героини выбиваются из среды, способны на отчаянные поступки. Интересная книга, рекомендую.
Д. Гаф - Про детство Агаты Кристи прочитала, почему бы не почитать и о детстве Шерлока Холмса? Тем более если попалась в руки такая книжечка. Прочитала я ее очень быстро. В каждой главе мальчик Шерлок расследует какое-то небольшое дельце. Например, ему удается догадаться, как в закрытой комнате возник пожар. Или кто ворует столовое серебро. Самая интересная глава - последняя, написана по примеру одной из историй Конан Дойля, Обряд дома Мейсгрейвов.
А. Конан Дойл - так получилось, что до этого я не читала о Шерлоке Холмсе, и даже фильм не смотрела, хотя моя мама любила его смотреть. Недавно прослушала один рассказ аудио, но не произвел на меня большого впечатления, показался предсказуемым и скучноватым. Но, что интересно, когда я прочитала этот же рассказ в книге, он мне понравился больше. Видимо, дело в том, что читаю я быстро, а в аудио этот рассказ читали аж целый час! В этой книге 6 разных рассказов. В целом они мне понравились. Не хватило какого-то начала - как все это началось, откуда вообще взялся Шерлок Холмс, поподробнее о нем хотелось бы. Думаю, что буду читать еще рассказы о нем.
Ну и посмотрела советский фильм, точнее сериал. Он мне понравился! Отличные актеры, в первую очередь, замечательная атмосфера. Сюжеты не самые захватывающие, и еще есть нюанс - много съемок в темноте, плохо видно. Но это все нюансы, общее впечатление от фильма отличное! После просмотра фильма и рассказы читаются по-другому. Взяла в библиотеке еще 2 книги и сразу их прочитала. В этих книгах иллюстрации Сидни Пэйджета, "родные", так скажем. Мне ни не очень понравились, Шерлок похож на робота какого-то, да и Ватсон того же плана.
- фильм снят практически по тексту этой повести, хотя есть небольшие изменения. Образ Генри Баскервиля, его служанки изменены, на мой взгляд вполне удачно. Вообще это отличная идея - добавить немного юмора. Сама повесть хороша.
Записки Шерлока Холмса (другое название Воспоминания Шерлока Холмса) - 11 повестей. Часть из них вошла в советский сериал, но сильно видоизменены. Не знаю, зачем это было нужно режиссерам. Если уж берешь сюжет, то зачем его перекраивать на 90%?